С.Ф. Ольденбург
Культура Индии.
// М.: ГРВЛ. 1991. 280 с. ISBN 5-02-016732-0
(Библиотека отечественного востоковедения)
Сост. и предисл. акад. И.Ю. Крачковского. Примеч. И.Д. Серебрякова.
Содержание
Предисловие (И.Ю. Крачковский). — 10
Основы индийской культуры. — 20
Восточное влияние на средневековую повествовательную литературу Запада. — 41
Лекция I. — 41
Лекция II. — 54
Лекция III. — 70
Лекция IV. — 83
Введение в историю индийского искусства. — 99
Лекция I. — 99
Лекция II. — 112
Лекция III. — 126
Лекция IV. — 139
Лекция V. — 152
Лекция VI. — 165
Лекция VII. — 180
Лекция VIII. — 193
Лекция IX. — 206
Лекция X. — 218
Четыре периода истории индийского искусства. — 223
I. Древний период. Гандхарский период. — 223
II. Переходный период. Национальное возрождение. — 233
Общий очерк истории Индии. Вступительная лекция к курсу «История Индии». — 235
Индийский театр. — 239
Германн Ольденберг (31.Х.1854-19.III.1920). — 245
Буддизм и массовые культы. — 251
Примечания. — 262
Приложение [из «Калидасы»]. — 269
Краткая библиография работ С.Ф. Ольденбурга. — 274
К читателям. ^
Новая книжная серия, к выпуску которой, начиная со сборника лекций академика С.Ф. Ольденбурга, приступает Институт востоковедения АН СССР совместно с Главной редакцией восточной литературы издательства «Наука», самим своим названием как бы ориентирует на прошлое — «Библиотека отечественного востоковедения» предстаёт воображению собранием академических фолиантов, внушающих чувство полного научного и жизненного благополучия. Судьбы нашего востоковедения сложились, однако, таким образом, что многое из написанного в предшествующие периоды времени либо вовсе не увидело света, либо перешло в разряд библиографических редкостей, практически выпав из живого научного процесса, не говоря уже об учебном. Всё это тем более достойно сожаления, что в конце XIX — начале XX в. российское востоковедение занимало по ряду направлений передовые позиции в мире, пользовалось высоким и заслуженным авторитетом.
Совершенно очевидно, что подлинное возрождение востоковедной науки в стране немыслимо без восстановления её истории, а это возможно только при систематической и планомерной работе, имеющей целью изучение и переиздание трудов востоковедов прошлых лет. Думается, что, несмотря на известную устарелость некоторых частных идей и данных, книги нашей новой серии органично впишутся в современную научную жизнь, помогут поднять качественный, да и общекультурный уровень востоковедных исследований; станут они и важным подспорьем для тех поколений молодых учёных, которые лишь начинают свой путь. Вот почему мы надеемся, что работа над новой серией будет воспринята читателями не только как благодарная дань памяти, но и как сущностно важная часть нынешнего этапа развития отечественной востоковедной науки.
(6/7)
От редакции. ^
Сергей Фёдорович Ольденбург (1863-1934) наряду со своими коллегами и друзьями, такими, как Ф.И. Щербатской, В.В. Бартольд, Б.А. Тураев, В.М. Алексеев, И.Ю. Крачковский, принадлежит к тем учёным, благодаря которым русская наука о Востоке занимала в начале столетия ведущее положение в мире. По образованию индолог и иранист, он учился в Петербургском университете у И.П. Минаева, В.Р. Розена, К.Г. Залемана. Работы его посвящены литературоведению и археологии, искусствоведению и истории религии. Не ограничиваясь восточной словесностью, он неоднократно обращался и к русской, и к западноевропейской литературе. Культура в самом широком смысле слова являлась для него не только объектом изучения, но и целью всей деятельности.
Широчайший кругозор С.Ф. Ольденбурга особенно заметен в его работах по историографии — в биографических очерках о крупнейших востоковедах и многочисленных рецензиях. До последних дней жизни он стремился не пропустить сколько-нибудь важных индологических публикаций и считал своим долгом сообщить о них научной общественности Популяризация научных достижений — это видно и в данной книге — была для него органической частью работы учёного.
Огромная эрудиция и общественный темперамент С.Ф. Ольденбурга обусловили его роль как организатора науки. Выполняя обязанности непременного секретаря Академии наук, он практически руководил ею четверть века — с 1904 по 1929 г. Виднейший деятель Географического общества, директор Азиатского музея, а впоследствии Института востоковедения, председатель Восточной коллегии издательства «Всемирная литература», один из основателей Сказочной комиссии, организатор краеведения в СССР — мало найдётся значительных предприятий (особенно в 20-е годы), в которых он не принимал бы самого непосредственного и живого участия Благодаря ему в Петербурге с 1897 г. издавалась международная серия «Bibliotheca Buddhica», собравшая лучшие силы мировой буддологии. Экспедиции в Восточный Туркестан (1909-1910) и в Дуньхуан (1914-1915), которые он возглавлял, способствовали созданию ценнейших коллекций рукописей и памятников искусства.
Судьба С.Ф. Ольденбурга представляется трагичной. Будучи чрезвычайно занят организационной и общественной работой, он вынужден был жертвовать своими научными интересами. В огромном списке его публикаций преобладают небольшие рецензии, некрологи, официальные выступления и предисловия к чужим работам. Неосуществлёнными остались первоначальные замыслы большого исследования об индийской народной литературе, не опу-
(7/8)
бликованы были при жизни лекции по индийской культуре, не завершена обработка результатов экспедиций. Несмотря на искреннее стремление к сотрудничеству с Советской властью, его отношения с правительством оставались далеко не безоблачными — сначала несколько арестов и обысков в 1919 г., затем, особенно в период после 1927 г., замалчивание его деятельности, несправедливые нападки в тогдашней печати, наконец, волюнтаристское освобождение от обязанностей непременного секретаря в год «великого перелома» и коренной реорганизации Академии наук. Вполне естественно, что бывший член Государственного совета, министр народного просвещения Временного правительства, член ЦК кадетской партии вызывал известное недоверие. Да и основная тематика его исследований — буддизм — была чуждой всему идеологическому климату, сложившемуся с конца 20-х годов. Лишь сейчас всё чаще вспоминают учёного и вновь публикуются его работы, в частности и этот сборник. Составлен он давно. Его полное название: С.Ф. Ольденбург. «Культура Индии. Посмертные лекции и сообщения под редакцией И.Ю. Крачковского». Решение о его подготовке было принято по предложению Ф.И. Щербатского ещё в 1934 г., сразу же после смерти академика. Эта работа была завершена И.Ю. Крачковским ещё до войны, в конце 1945 г. составитель вновь поднимал вопрос о её публикации. И вот теперь, спустя ещё полвека, книга наконец выходит в свет — как памятник обоим выдающимся представителям нашей науки.
Конечно, за те семьдесят лет, что истекли со времени чтения лекций С.Ф. Ольденбурга, многое изменилось. Отдельные утверждения автора выглядят теперь архаично. Публика, очевидно, была недостаточно подготовлена, литература на русском языке почти полностью отсутствовала, приходилось вводить в текст подробные пересказы и фрагменты переводов, сопровождая их порою весьма элементарными пояснениями. К тому же мы имеем дело с черновиками разных курсов: встречаются и повторы, и некоторый разнобой в транскрипции, и редакционные погрешности.
Современный читатель имеет значительно более широкие возможности получения информации о литературе и истории Индии. Книга представляет поэтому прежде всего историографический интерес. В ней живо чувствуется та эпоха, когда она создавалась, когда происходило «открытие Индии» русским обществом, — ещё совсем недавно были опубликованы первые переводы К. Бальмонта из Калидасы и Ашвагхоши, А. Таиров поставил «Шакунталу» на сцене Камерного театра с декорациями Павла Кузнецова. В разгар гражданской войны, летом 1919 г., с огромным успехом прошла Первая буддийская выставка, и петербургская интеллигенция слушала лекции о буддизме (в том числе и С.Ф. Ольденбурга — «Жизнь Будды, Индийского Учителя Жизни»). И не случайно в те же годы в разных аудиториях — прежде всего молодёжи, студентам — учёный рассказывал о древнеиндийской культуре.
Нетрудно заметить, что он то и дело прямо указывает в них на современность — так возникает тема бесчеловечной войны и духовного оскудения, к которому пришла западная цивилизация. Постоянно заходит речь о Востоке и Западе — их различиях и единстве (а порою и о месте России между Востоком и Западом). От сугубо специальных проблем учёный вдруг переходит к тому, что в культуре не должно быть разрыва преемственности и насильственной ломки наследия прошлого. Он подчёркивает, что творцами культуры
(8/9)
являются не безличные массы, а интеллигенция: даже памятники фольклора создаются именно личностью (полемика с типичным в те годы «преклонением перед массами»). Характерна и не раз повторяемая мысль о том, что современное искусство, разрывая с привычными для Запада формами, сближается с восточным по своим принципам, ибо требует сотворчества зрителя или слушателя. Круг развиваемых в лекциях идей — не просто популяризация науки, это разговор с современниками на актуальные, волнующие темы.
Целый ряд общих идей, конкретных выводов и наблюдений, соображений по методике исследования не потеряли своей актуальности и сейчас. Поэтому выход в свет ранее не публиковавшихся работ выдающегося деятеля нашего востоковедения С.Ф. Ольденбурга — не просто запоздалая дань памяти незаслуженно забытому учёному, но и возможность услышать суждения по проблемам науки и жизни, которые в его понимании были неразрывно слиты.
Список сокращений. ^
БВ — Библиография Востока.
ВАН — Вестник Академии наук.
ВВ — Византийский Временник.
ГАИМК — Государственная Академия истории материальной культуры.
ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения.
ЖС — Живая старина.
ЗВОРАО — Записки Восточного отделения Русского археологического общества.
ИГАИМК — Известия Государственной Академии истории материальной культуры.
ЛВ — Литература Востока. Сборник статей.
НВ — Новый Восток.
Журнал Всероссийской научной ассоциации востоковедения при НКП.
НЭС — Новый энциклопедический словарь. Изд-во Ф.А. Брокгауз и И.А. Эфрон. Изд. 2-е.
Сб. МАЭ — Сборник Музея антропологии и этнографии.
СЭ — Советская этнография.
Литература. ^
Князев Г.А. Первые годы С.Ф. Ольденбурга в Академии наук. По архивным материалам. — ВАН. 1933, №2.
Сергею Фёдоровичу Ольденбургу — к пятидесятилетию научно-общественной деятельности (1882-1932). Л., 1934.
Крачковский И.Ю. С.Ф. Ольденбург как историк востоковедения. — Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. Т. 5. М.-Л., 1958.
Самойлович А.Н. Академик С.Ф. Ольденбург как директор Института востоковедения Академии наук СССР. — Записки Института востоковедения. Т. 4. М.-Л., 1935.
Избранные труды русских индологов-филологов. М., 1962.
Алексеев В.М. Сергей Фёдорович Ольденбург как организатор и руководитель наших ориенталистов. — Алексеев В.М. Наука о Востоке. М., 1982.
Становление советского востоковедения. М., 1983.
Формирование гуманистических традиций отечественного востоковедения (до 1917 года). М., 1984.
Шаститко П.М. События и судьбы. — Из истории становления советского востоковедения. М., 1985.
Серебряков И.Д. Литературы народов Индии. М., 1985.
Сергей Фёдорович Ольденбург. М., 1986.
Серебряков И.Д. Из блокнота индолога. М., 1987.
Серебряков И.Д. Без ответа. — Огонёк. М., 1989, №19.
Summary. ^
S.F. Oldenburg. The Culture of India. This book constitutes a collection of unpublished lectures and articles by a major national Orientalist Academician Oldenburg. Of particular note are his lectures on “The Fundamentals of Indian Culture”, “The Influence of the East on Medieval Narrative Literature in the West”, “An Introduction into Indian Art”, “The Indian Theatre”, and “Buddhism and Popular Cults”. These lectures deal with various aspects of history, culture, art, literature and religion of the peoples of India. There is an outstanding selection of lectures on Indian art delivered by Oldenburg in 1919.
His articles and lectures objectively bear an imprint of the state-of-the-art in national Oriental studies in the 1920s-30s but, however, there is a lot of ideas in them which are of scholarly and cultural interest particularly today when there is a growing interest worldwide in civilizations created by the peoples of India and their contribution to global human culture. This collection provides an adequately comprehensive conception of Indian culture's historical evolution as viewed by Oldenburg.
The book is addressed to students in Oriental sciences and the humanities as well as to general readers with an interest in the classical culture of India.
|