А.П. Окладников
Лики древнего Амура.
Петроглифы Сакачи-Аляна.
// Новосибирск: Зап.-Сиб. книжное изд-во. 1968. 240 с.
Оглавление
Встреча с великим стрелком и тремя солнцами. — 7
Петроглифы Сакачи-Аляна. — 23
Дети солнца — тайна происхождения петроглифов Сакачи-Аляна. — 46
В стране племени мохэ. — 80
Пять тысячелетий искусства народа нанай. — 116
Петроглифы Сакачи-Аляна и происхождение искусства амурских племён. — 148
Рисунки на камнях. — 189
Приложение I. Антропоморфные личины. — 1903>
Приложение II. Изображения животных. — 222
(/5)
[ Предисловие. ] ^
Книга известного учёного, члена-корреспондента АН СССР А.П. Окладникова посвящена проблеме, привлекающей в последние годы пристальное внимание и учёных и каждого культурного человека. Проблема эта не нова. Несколько упрощая, её коротко можно сформулировать так: зародилась ли культура человечества в одном-двух местах на земле и затем усилиями «избранных» народов была распространена среди остального человечества, пребывавшего до того в состоянии варварства и невежества? Или становление культуры — объективный процесс, возникающий на основе развития производительных сил и имевший гораздо более широкое распространение, чем обычно принято думать? Настолько широкое, что практически каждый народ внёс свой вклад в становление общечеловеческой культуры.
Богатейшие материалы, полученные в результате археологических раскопок, изучения наскальных рисунков, этнографических исследований жизни народностей советского Дальнего Востока, дают
(5/6)
возможность проследить эволюцию художественных представлений этих народов на протяжении тысячелетий. Сопоставляя тенденции развития культуры народов, обитавших на огромных пространствах Азии — от островов южных морей Тихого океана до берегов Каспия и от Камчатки до Индо-Китайского полуострова, автор прослеживает взаимосвязи и взаимное влияние этих народов друг на друга.
Изучение традиций художественного творчества приводит к неизбежному выводу о глубоких, уходящих в далёкие времена детства человечества, истоках самобытной культуры народов советского Дальнего Востока и других народов, развенчивает одинаково антинаучные концепции европоцентризма и азиацентризма.
|