^ Одиссей. Человек в истории.
Исследования по социальной истории и истории культуры. 1989.
// М.: 1989. 198 с. ISBN 5-02-009028-X
|
^ Одиссей. Человек в истории.
Личность и общество. 1990.
// М.: 1990. 222 с. ISBN 5-02-009037-9
|
^ Одиссей. Человек в истории.
Культурно-антропологическая история сегодня. 1991.
// М.: 1991. 192 с. ISBN 5-02-009054-9
Содержание
От редколлегии. — 5
Школа «анналов» и современные подходы в исторической науке.
Ю.Л. Бессмертный. «Анналы»: переломный этап? — 7
Жак Ле Гофф. С небес на землю (Перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе XII-XIII вв.). — 25
Жорж Дюби. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. — 48
Войцех Вжозек. Историография как игра метафор: судьбы «новой исторической науки». — 60
А.Я. Гуревич. «Добротное ремесло» (Первая биография Марка Блока). — 75
А.Л. Ястребицкая. Повседневность и материальная культура средневековья в отечественной медиевистике. — 84
В.А. Шкуратов. Историческая психология на перекрёстках человекознания. — 103
А.Г. Пондопуло. От этнографии-описания к этнографии-диалогу. — 115
Народная и учёная культура.
Михаэль Рихтер. Латынь — ключ к пониманию мира раннего средневековья? — 125
А.Г. Левинсон. Попытка реставрации балаганных гуляний в нэповской России (К социологии культурных форм). — 137
Картина мира в обыденном сознании.
С.В. Оболенская. Образ немца в русской народной культуре XVIII-XIX вв. — 160
Резюме. — 186
|
^ Одиссей. Человек в истории.
Историк и время. 1992.
// М.: «Кругъ». 1992. 224 с. ISBN 5-7396-0008-1
|
^ Одиссей. Человек в истории.
Образ «другого» в культуре. 1993.
// М.: 1994. 336 с. ISBN 5-02-010166-4
|
^ Одиссей. Человек в истории.
Картина мира в народном и учёном сознании. 1994.
// М.: Наука, 1994. 336 с. ISBN 5-02-009772-1
Содержание
Историк и его дело (к 70-летию А.Я. Гуревича).
Л.М. Боткин. О том, как А.Я. Гуревич возделывал свой аллод. — 5
Научные труды А.Я. Гуревича. Сост. Ю.Е. Арнаутова. — 29
Картина мира в народном и учёном сознании.
А.В. Подосинов. Ориентация по странам света в древних культурах как объект историко-антропологического исследования. — 37
Т.Н. Джаксон. Ориентационные принципы организации пространства в картине мира средневекового скандинава. — 54
В.Н. Топоров. Об индивидуальных образах пространства («Феномен» Батенькова). — 65
А.П. Каждан (Вашингтон). Идея движения в словаре византийского историка Никиты Хониата. — 95
И.Е. Данилова. Пространственный образ палаццо во флорентийском искусстве Кватроченто. — 117
Е.В. Горюнов. Соотношение народной и учёной культур средневековья в зеркале церковных обрядов и священных предметов (Ракурс расхождения и ракурс взаимопроникновения). — 141
Д. Констебл (Принстон). Бороды в истории. Символы, моды, восприятие (Перевод с англ. Ю.В. Чайникова). — 165
С.И. Лучицкая. Образ Мухаммада в зеркале латинской хронистики XII-XIII вв. — 182
П.Ю. Уваров. Университетская Франция 1539-1559 гг. (Опыт социальной истории). — 196
Н.М. Демурова. Портрет английского джентльмена между двумя мировыми войнами (Рассказ У.С. Моэма «В львиной шкуре»). — 219
Р. Дарнтон (Принстон). Братство: взгляд еретика (Перевод с англ. Н.К. Кривошта). — 232
Проблемы современного гуманитарного знания.
Ю.Л. Бессмертный. Новая демографическая история. — 239
В. Вжозек (Познань). Метафора как эпистемологическая категория (соображения по поводу дефиниции) (Перевод с польск. О.П. Морозовой). — 257
Е. Топольский (Познань). Бедность и достаток как категории исторической концептуализации (Перевод с польск. О.П. Морозовой). — 265
Теоретические проблемы культуры.
Н.В. Брагинская. «Картины» Филострата Старшего: генезис и структура диалога перед изображением. — 274
Бернар Лепети и Жан-Ив Гренье о журнале «Анналы» (Публ. и введ. Ю.Л. Бессмертного. Перевод с франц. С.А. Кулинда). — 314
Summaries (Перевод И.М. Бессмертной). — 322
Памяти А.И. Клибанова. — 330
|
^ Одиссей. Человек в истории.
Представления о власти. 1995.
// М.: 1995. 311 с. ISBN 5-02-009599-0
Содержание
Представления о власти.
Ю.Л. Бессмертный. Некоторые соображения об изучении феномена власти и о концепциях постмодернизма и микроистории представления о власти. — 4
Ю.П. Малинин. «Королевская троица» во Франции XIV-XV вв. — 20
М.Л. Бойцов. Скромное обаяние власти (К облику германских государей XIV-XV вв.). — 37
Из дискуссии по статье М.А. Бойцова.
А.Я. Гуревич. Нескромное обаяние власти. — 67
А.M. Баткин. О «безднах экзегетики». — 75
У.Ч. Джордан. Самоидентификация населения и королевская власть в средневековой Франции. — 79
Индивидуальность и личность в истории.
Л.M. Баткин. Два Петрарки или всё-таки один? О хлопотах поэта в Авиньоне в 1351-1353 гг. — 92
М.В. Тендрякова. Ещё раз о социально-исторической «прародине» личности. — 125
Картина мира в обыденном сознании.
Ю.Л. Бессмертный. Вновь о трубадуре Бертране де Борне и его видении простолюдина (К проблеме дешифровки культурных кодов). — 140
Ю.Е. Арнаутова. Чудесные исцеления святыми и «народная религиозность» в средние века. — 151
Ю.П. Мадор. Немецкий рабочий: образ мира и общества. — 170
Постмодернистский вызов и современная историография.
Р. Шартье. История сегодня: сомнения, вызовы, предложения. — 192
Л.М. Баткин. Полемические заметки. — 206
Г.М. Спигел. К теории среднего плана: историописание в век постмодернизма. — 211
Историк и время.
С.В. Оболенская. «О времени и о себе»: воспоминания историка. — 221
Публикации.
Н.В. Брагинская. Siste, viator (Предисл. к докладу О.М. Фрейденберг). — 244
О.М. Фрейденберг. О неподвижных сюжетах и бродячих теоретиках. — 272
Summaries. — 298
|
^ Одиссей. Человек в истории.
Культурная история социального. 1997.
// М.: 1998. 380 с. ISBN 5-02-008548-0
|
^ Одиссей. Человек в истории.
Личность и общество: проблемы самоидентификации. 1998.
// М.: 1999. 400 с. ISBN 5-02-008563-4
|
^ Одиссей. Человек в истории.
Трапеза. 1999.
// М.: 1999. 340 с. ISBN 5-02-013492-9
Содержание
Социальность, рождённая за пиршественным столом.
П.Ю. Уваров. Вступительное слово. — 5
А.Я. Гуревич. От пира к лену. — 7
Е.Н. Швейковская. Прокопьевская трапеза: праздник и повседневность на русском Севере в XVII веке. — 14
Т.С. Кондратьева. От царской подачи к кремлевскому распределителю. — 21
Дискуссия. — 30
Т.П. Гусарова. От застолья к столу переговоров: венгерское провинциальное дворянство в середине XVII века в дневнике Ласло Ракоци. — 43
И.С. Свенцицкая. Пиры как форма общения в классической и эллинистической Греции. — 63
С.А. Арутюнов. Кавказское застолье как социальный регулятор. — 68
Дискуссия. — 75
Л.П. Найдёнова. Трапеза в Старшей редакции Домостроя: парадоксы кодификации. — 78
О.В. Дмитриева. Церемониал, церемонность и бес-церемонность в королевском застолье елизаветинской Англии. — 85
Дискуссия. — 92
А.С. Попенсков. К образу пира в средневековой ирландской литературе. — 100
Картина мира в учёном и народном сознании.
И.С. Свенцицкая. Народное христианство в апокрифах II-V веков. — 109
Е.Б. Смилянская. Поругание святых и святынь в России первой половины XVII века. — 123
Г.А. Ткаченко. Модель человека в культуре Китая (о традиционной китайской антропологии). — 139
Е.В. Абдулаев. Апостол Фома: генезис одной агиографической традиции среднеазиатских манихеев. — 192
Индивидуальность и личность в истории.
Ю.П. Зарецкий. Автобиография венецианского раввина и новоевропейский индивидуализм. — 214
И.М. Супоницкая. Южанин: рыцарь или янки? — 128
Свои и чужие.
С.И. Лучицкая. Мусульмане в иллюстрациях к хронике Гийома Тирского: визуальный код инаковости. — 245
Историк и время.
О.Г. Эксле. Миф о средневековье. К проблеме медиевализма в новейшей истории. — 271
К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина.
А.С. Немзер. «Евгений Онегин» и творческая эволюция Пушкина. — 285
Рецензии и рефераты. — 301
Summaries. — 329
|
^ Одиссей. Человек в истории.
История в сослагательном наклонении? 2000.
// М.: 2000. 344 с. ISBN 5-02-010188-5
|
^ Одиссей. Человек в истории.
Русская культура как исследовательская проблема. 2001.
// М.: 2001. 414 с. ISBN 5-02-008737-8
|
^ Одиссей. Человек в истории.
Слово и образ в средневековой культуре. 2002.
// М.: 2002. 426 с. ISBN 5-02-008776-9
Содержание
Слово и образ в средневековой культуре.
Вместо предисловия (С.И. Лучицкая). — 5
Жан-Клод Шмитт. Историк и изображения (перевод с французского С.И. Лучицкой). — 9
Концепция сакрального образа.
Жан-Клод Шмитт. Вопрос об изображениях в полемике между иудеями и христианами в XII веке (перевод с французского О.С. Воскобойникова). — 30
О.В. Дмитриева. От сакральных образов к образу сакрального. Елизаветинская художественная пропаганда и её восприятие в народной традиции. — 44
История, память и изображения.
Ю.Е. Арнаутова. Мемориальные аспекты иконографии святого Гангульфа. — 53
Андреа фон Хюльзен-Эш. Роль памяти в становлении сословия юристов: изобразительная репрезентация Джованни да Леньяно (перевод с немецкого Н.Ф. Сокольской). — 76
С.И. Лучицкая. Иконография крестовых походов. — 101
К истории жеста в культуре.
А.И. Хоментовская. «Del figurare uno che parli infra più persone». (к культурной истории жеста в искусстве итальянского возрождения) (Публикация Б.С. Кагановича и Н.Л. Корсаковой). — 134
С.Б. Кулаева. Символические жесты зависимости в оформлении средневекового оммажа. — 151
Изображения и политическая история.
О.С. Воскобойников. Ars instrumentum regni. Репрезентация власти Фридриха II в искусстве Южной Италии (1220-1250). — 169
Кристиан Клапиш-Зубер. От священной истории к наглядному изображению генеалогий в X-XIII веках (перевод с французского Л.А. Пименовой). — 200
И.Н. Данилевский. Символика миниатюр Радзивиловской летописи. — 228
Проблемы сравнительной истории.
Марк Блок. Загробная жизнь царя Соломона (перевод с французского М.М. Фёдоровой). — 237
К истории понятий.
А.Я. Гуревич. «Феодальное средневековье»: что это такое? Размышления медиевиста на грани веков. — 261
А.В. Толстиков. Представления о государе и государстве в России второй половины XVI — первой половины XVII века. — 294
Перевод как проблема культуры.
С.И. Ромашко. «Недоуметельное языка моего». — 311
А.В. Каравашкин. По поводу статьи Сергея Ромашко «Недоуметельное языка моего». — 326
Ев.В. Маевский. Повседневная рыба. — 324
В.А. Мильчина. Апории и история. — 334
М.Л. Гаспаров. Несколько «тривиальностей». — 342
Л.М. Баткин. О проблеме «чужого текста» и о том, был ли «настоящий Петрарка». — 345
Рецензии.
А.П. Черных. Белое – венчальное, чёрное – печальное, или необъятная геральдика – рец. на кн.: М. Пастуро. Синий: история цвета. Париж, 2000. — 354
О.С. Воскобойников. Новые подходы к традиционным вопросам – рец. на кн.: Ж. Вирт. Изображение в романскую эпоху. Париж, 1999; Р. Рехт. Верить и видеть. Искусство соборов XII-XV веков. Париж, 1999. — 365
С.И. Лучицкая. Образ рая в средневековой иконографии – рец. на кн.: Ж. Баше. Авраамово лоно (Авраам и структуры родства на средневековом Западе). Париж, 2000. — 378
Л.А. Пименова. Почему французские крестьяне и законодатели решили уничтожить феодальный порядок? – рец. на кн.: Ж. Маркофф. Отмена феодализма: крестьяне, сеньеры и законодатели во Французской революции. Изд-во ун-та штата Пенсильвания, 1996. — 392
Summaries. — 405
Наши юбиляры.
Леониду Михайловичу Баткину – 70 лет. — 413
Юбилей Аллы Львовны Ястребицкой. — 415
Памяти ушедших.
Галина Сергеевна Черткова (1938-2001). — 418
|
^ Одиссей. Человек в истории.
Язык Библии в нарративе. 2003.
// М.: 2003. 448 с. ISBN 5-02-008888-9
|
^ Одиссей. Человек в истории.
Рыцарство: Реальность и воображаемое. 2004.
// М.: 2004. 512 c. ISBN 5-02-009862
|
^ Одиссей. Человек в истории.
Время и пространство праздника. 2005.
// М.: 2005. 470 с. ISBN 5-02-010264-4
|
^ Одиссей. Человек в истории.
Феодализм перед судом историков. 2006.
// М.: 2006. 494 с. ISBN 5-02-034005
|
^ Одиссей. Человек в истории.
История как игра метафор: метафоры истории, общества, политики. 2007.
// М.: 2007. 508 с. ISBN 978-5-02-035551-4
|
^ Одиссей. Человек в истории.
Script/Oralia: взаимодействие устной и письменной традиций в Средние века и раннее Новое время. 2008.
// М.: 2008. 484 с. ISBN 978-5-02-036740-1
|
^ Одиссей. Человек в истории.
2009. Путешествие как историко-культурный феномен.
// М.: 2010. 444 с. ISBN 978-5-02-037586-4
|
^ Одиссей. Человек в истории.
2010/2011. Школа и образование в Средние века и Новое время.
// М.: 2012. 544 с. ISBN 978-5-02-037561-1
|
^ Одиссей. Человек в истории.
2012. Предательство: опыт исторического анализа.
// М.: 2012. 518 с. ISBN 978-5-02-038028-8
|
^ Одиссей. Человек в истории.
2013. Женщина в религиозной общине: Запад-Восток.
// М.: 2014. 438 с. ISBN 978-5-02-038054-7
|
^ Одиссей. Человек в истории.
Imitatio Christi в религиозной культуре Средневековья и Раннего нового времени. 2014.
Выпуск посвящён 90-летию Арона Яковлевича Гуревича (1924-2006).
// М.: 2015. 482 с., вкл. ISBN 978-5-02-039176-5
|
^ Одиссей. Человек в истории.
Ритуалы и религиозные практики иноверцев во взаимных представлениях. 2015-2016.
// М.: Ун-т Дм. Пожарского. 2017. 544 с. ISBN 978-5-91244-190-5; ISSN 1607-6184
|
^ Одиссей. Человек в истории.
2017-2018. Святой и общество. Конструирование святости в агиографии и культурной памяти.
// СПб: «Алетейя». 2019. 634 с. ISBN 978-5-907115-85-9
|
^ Одиссей. Человек в истории.
2021. Социальные категории и их интерпретация на языке метафор.
// М.: 2021. 238 с. ISSN 1607-6184
|
^ Одиссей. Человек в истории.
2022. Homines novi: новые социальные группы в жизни общества; Смерть внезапна!
// М.: 2022. 434 с.
|
^ Одиссей. Человек в истории. 2023. №1.
Божественное чудо в литературной традиции и повседневной жизни.
// М.: 2023. 341 с.
|
^ Одиссей. Человек в истории. 2023. №2.
История науки.
// М.: 2023. 468 с.
|
^ Одиссей. Человек в истории. 2024. №№1-2 (32-33).
Мошенники, самозванцы и самозванчество как социокультурный феномен.
// М.: 2024. 433 с.
|
|