В.А. Новожёнов
Чудо коммуникации
и древнейший колёсный транспорт Евразии.
// М.: «Таус». 2012. 500 с. ISBN 978-601-06-1783-4
Под ред. Е.Е. Кузьминой.
[ аннотация: ]
В своей новой книге автор пытается взглянуть на многие проблемы древнейших социумов Евразии совершенно неожиданно и новаторски, на основании самых современных достижений археологической науки реконструирует колёсный транспорт и мифологические представления древних, их ритуальную практику.
Чудо коммуникации состоит в быстром распространении новых знаний, изобретений на значительные расстояния, что позволяло применять такие инновации в повседневной жизни древних социумов, а их правителям — использовать эти «чудесные» достижения для управления своими кланами и для реализации крупномасштабных проектов древности. Быстрая способность социумов воспринимать и копировать чудеса технологии — как древней, так и современной — лежит в основе экономического прогресса многих народов.
Иллюстрирована редкими и малоизвестными материалами из Лувра, Эрмитажа, музея Гимэ, исторических музеев в г. Урумчи, г. Сиань и многих других. Значительную часть издания составили материалы, собранные во время многочисленных археологических экспедиций в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, Китае, Индии, а также в Болгарии и Франции.
Книга снабжена электронным мультимедийным приложением, содержащим не только её электронную версию, но и дополнительно более 4 ГБ разнообразных иллюстративных материалов, не вошедших по разным причинам в это издание, а также ранее опубликованные книги автора, экспонаты и видео-каталоги ведущих музеев мира по колесничной проблематике.
Автор адресует свою книгу прежде всего молодым исследователям, студентам, аспирантам — тем, чей энтузиазм так сейчас необходим для изучения древних тайн истории степной Евразии.
Оглавление
Предисловие редактора. — 6
Предисловие автора. — 9
Благодарности и вклады. — 11
Вместо введения. — 12
Великое чудо коммуникации. — 12
Каналы коммуникации в древности. — 17
К проблеме реконструкции древнейших коммуникаций. — 26
Как расшифровать «message»? — 30
Образ повозки в петроглифах восточной Евразии. — 37
Археологические и изобразительные источники. — 45
Письменные источники. — 50
Территория. — 76
Инструментарий и методы. — 77
Глава 1. Распространение образа повозки в петроглифах Евразии и классификация изображений повозок. — 82
Общее и особенное в изображениях азиатских повозок. — 94
Типология, предназначение и особенности «стиля». — 98
Несколько общих замечаний по иконографии и относительной хронологии. — 119
Глава 2. Древнейшие центры применения колёсного транспорта и формирование трансконтинентальной системы коммуникации (конец 4 – 3 тысячелетия до н.э). — 123
Древний Ближний и Средний Восток. — 124
Закавказье. — 131
Степная Евразия. — 136
Восточная и Центральная Европа. — 151
К проблеме прародины колеса. — 154
Памятники восточной части Евразии. — 157
Реконструкция путей миграции в 3 – начале 2 тысячелетия до н.э. — 170
Глава 3. Эпоха колесниц: начало 2-го тысячелетия – конец 1-го тысячелетия до н.э. — 185
Проблема происхождения колесниц. — 186
Колесницы Египта и Ассирии. — 188
Азиатский колесничный комплекс. — 193
Классификация колесниц из чемакынов. — 221
Колесничная упряжь и снаряжение. — 240
Комплекс вооружения колесничего. — 262
Особенности погребального обряда. — 271
Датировка азиатского колесничного комплекса и хронологический приоритет. — 278
Изобразительные источники. — 286
Азиатские колесничные петроглифы. — 305
Глава 4. Этнокультурная ситуация в эпоху колесниц. — 308
Хронология и сейминско-турбинская изобразительная традиция. — 316
Внешние каналы коммуникации. — 320
Глава 5. «Message»: коммуникации с богами. — 337
Вместо заключения. — 353
Терминологический словарь. — 358
Приложение 1. Визуализация признаков в БД. — 363
The Catalog of Eurasian’s engravings of vehicles. — 378
Приложение 2. Китайские колесницы [таблицы характеристик]. — 400
Приложение 3. Что следует дополнительно прочитать: краткий обзор новых находок и публикаций. — 408
Библиография. — 455
Список сокращений. — 499
|