Дж.Л. Норман, М.Б. Пиотровский
Культура как скандал. Из истории Эрмитажа.
// М.: «Слово/Slovo». 2023. 264 с. ISBN 978-5-387-01818-3
[ аннотация: ]
Книга, написанная совместно известной британской журналисткой Джеральдин Норман и директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским, посвящена скандалам в мире искусства на примере истории Государственного Эрмитажа. В форме своеобразного диалога они рассказывают о том, как с момента основания крупнейший российский музей сталкивался с различными обвинениями, искажением фактов, протестами против тех, кто имел и имеет отношение к деятельности музея. При всей сложности и неоднозначности выбранной темы авторы приходят к выводу, что так же, как и научная работа и выставки, скандалы являются неотъемлемой частью жизни музея во все времена.
Содержание (развёрнуто)
Предисловие. — 6
Знакомство с Эрмитажем. — 8
[Вехи истории. — 10]
Глава 1. История скандала. — 15
[Что такое скандал? — 19]
[Правда и вымысел. — 19]
[Последствия скандала. — 20]
[Обвинения как заклятия. — 22]
[Коллекции Эрмитажа. — 24]
[Культурные различия. — 25]
[Семья Эрмитажа. — 26]
[История, коррупция и произвол. — 27]
[Структура книги. — 28]
Глава 2. Эрмитаж открывается миру. — 30
[Друзья Эрмитажа. — 32]
[«Большой Эрмитаж». — 33]
[Центр «Эрмитаж – Амстердам». — 34]
[Центр «Эрмитаж – Италия». — 36]
[Лондон и Фонд развития Эрмитажа. — 37]
[Центр «Эрмитаж – Гуггенхайм» в Лас-Вегасе. — 40]
[Прежние альянсы. — 43]
[Совместное предприятие. — 44]
[Николай II и Япония. — 47]
[Коллекция Базилевского. — 49]
[Александр II и Кампана. — 81]
[Николай I. — 52]
[Александр I. — 53]
[Екатерина II: британский скандал. — 58]
[Пётр I. — 59]
Глава 3. Баталии вокруг нового искусства. — 63
[Современное искусство в Эрмитаже. — 63]
[Братья Чепмен. — 65]
[«Манифеста-10» в Эрмитаже. — 69]
[Ян Фабр: чучела кошек и собак. — 72]
[Диалог между старым и новым. — 75]
[Искусство и политика. — 77]
[Щукин и Морозов. — 78]
[Пабло Пикассо. — 83]
[Александр III и современное искусство. — 85]
[Николай I и современное искусство. — 86]
[Екатерина II и современное искусство. — 89]
[Пётр I. — 91]
Глава 4. Реституция. — 94
[Вторая мировая война. — 96]
[Спрятанные сокровища. — 98]
[Рисунки из Кунстхалле в Бремене. — 99]
[Картины импрессионистов и постимпрессионистов. — 101]
[Новый закон как препятствие реституции. — 103]
[Витражи. — 104]
[Троя Шлимана. — 106]
[Политическое влияние. — 107]
[Универсальный музей. — 118]
[Универсальное против национального. — 118]
[Требования Украины. — 112]
[Национализация частных коллекций. — 112]
[Музей как защитник. — 115]
[Предметы церковного обихода. — 117]
Глава 5. Строительство и коррупция. — 121
[Михаил Новиков. — 123]
[Александр Сивков. — 127]
[Огюст Монферран. — 130]
[Винченцо Бренна. — 137]
[Александр Меншиков. — 142]
Глава 6. Продажи и покупки. — 147
[Продажи из Эрмитажа. — 148]
[Эндрю Меллон. — 149]
[Галуст Гюльбенкян. — 182]
[Орбели спешит на помощь. — 183]
[Музей изобразительных искусств в Москве. — 155]
[Природа музея. — 156]
[Сопротивление и сюрпризы. — 157]
[Публикации и разоблачения. — 159]
[Николай I: покупки и продажи. — 163]
[Павел и коллекция Фарсети. — 166]
[Оптовые закупки Екатерины Великой. — 167]
Глава 7. Кражи. — 174
[Дело Завадской. — 174]
[Другие кражи из музея. — 180]
[Сенсационные истории и тайны. — 181]
[Рост числа краж в музеях. — 183]
[Пожар в Зимнем дворце. — 185]
[Пресловутые кражи Бренны. — 187]
Глава 8. Спорные атрибуции. — 191
[Юридические и финансовые проблемы. — 193]
[Леонардо в Лувре. — 196]
[«Salvator Mundi». — 198]
[«Флора» Франческо Мельци. — 201]
[«Мадонна Бенуа». — 204]
[Эль Греко. — 205]
[39 Рембрандтов Екатерины. — 206]
[Исследование атрибуций. — 207]
[Подделки и подлоги. — 209]
[Бронза Дега. — 211]
[Исследования и изменения атрибуции. — 216]
[Названия картин. — 219]
[Бронзовая «Виктория Кальватоне». — 221]
[Проблемы Фаберже. — 222]
Глава 9. Политический привкус скандала. — 225
[Политика и искусство: меняемся местами. — 227]
[Спор о библиотеке Шнеерсона. — 229]
[Иммунитет от конфискации. — 231]
[Политика и доверие. — 231]
[Политика Украины. — 232]
[Золотой остров в Чёрном море. — 233]
[Киевские фрески. — 234]
[Смещение границ. — 235]
[Современная выставка Чжан Хуаня. — 236]
Глава 10. Во время пандемии и после неё. — 238
[Неравенство. — 240]
[После пандемии. — 246]
Эпилог. Мир перевернулся. — 253
Примечания. — 259
[Дополнительная информация. — 261]
Библиография. — 262
[Благодарности. — 263]
|