главная страница / библиотека / обновления библиотеки
К.Ф. Никитина, Т.А. БарановаОпыт реставрации сухого археологического меха.// СГЭ. [Вып.] XXXVII. Л.: 1973. С. 78-79.
В сентябре 1969 г. Государственный Эрмитаж принял на хранение материалы комплекса Оглахты VI (из раскопок Хакасской экспедиции Московского государственного университета под руководством Л.Р. Кызласова).
Оглахтинские погребения, относящиеся, по мнению Л.Р. Кызласова, к рубежу нашей эры, оказались в условиях (отсутствие влаги и доступа воздуха), способствовавших сохранению тленных материалов: дерева, меха, ткани и др.
Особого внимания заслуживают меховые одежды. Предварительный осмотр показал, что на них имеются некоторые, иногда значительные, утраты, являющиеся результатом тления или деятельности грызунов и насекомых. Из-за разрушения эпидермиса мех отделился от кожи; кожа усохла, местами порвана и смята. Отдельные участки при лёгком растирании превращались в порошок. Тем не менее консервация, которая вернула бы одежде её первоначальную форму, представлялась возможной.
К тому времени методика консервации археологического меха не была разработана. Поэтому, установив, что непосредственной угрозы разрушения древней одежды нет, мастерская реставрации археологических предметов из дерева, кожи и кости приступила к постановке опытов для отыскания оптимального метода консервации оглахтинских находок. [1]
Консервация предполагала закрепление вылезающего меха и подклейку вылезшего, предварительное закрепление кожевой ткани, размягчение кожи, дублировку мест плохой сохранности на холст, заполнение утрат.
Для пропитки, проклейки, дублировки оказалось целесообразным применить сополимерную дисперсию ВА-2ЭГА. Сополимеры винилацетата и дваэтилгексилакрилата очень пластичны, так как компонент 2ЭГА обеспечивает внутреннюю, внутримолекулярную пластификацию сополимера, а тем самым и его большую стойкость к старению. Плёнки ВА-2ЭГА прозрачны, сополимер обладает хорошими адгезионными свойствами, не действует разрушающе на кожу, физически устойчив, химически инертен, нетоксичен, легко проникает в кожевую ткань, удобен в работе.
Для смягчения и жирования кожи нами были отобраны эмульсии «РК» и липодерм ликер № 2. В состав эмульсии «РК» входят следующие компоненты: стеарин (вещество, химически стабильное), ланолин (шерстный жир), вазелиновое масло (нефтяной продукт), спирт кашалотового жира (цетиловый), глицерин и триэтаноламин. Липодерм ликер № 2 — анионактивная жирующая паста, при разбавлении водой образующая устойчивую мелкодисперсную эмульсию. Липодерм ликер № 2 содержит до 60° сульфированного спермацетового масла, обладает высокой устойчивостью, не изменяет цвет кожевой ткани, в промышленности употребляется для жирования меховых шкурок, выпускаемых в натуральном виде.
В археологической коже плохой сохранности (сухой, ломкой, рыхлой или тонкой) происходит вымывание дубителей, потеря влаги (дегидратация), обезжиривание. В пересохшей коже молекулы коллагена сшиваются поперечными связями, их боковые цепи находятся в напряжённом деформированном состоянии. По мере увлажнения коллагена это напряжение снимается, цепи распрямляются. Значит, пока не произошло увлажнение, никакое жирующее вещество, которое удерживает волокна кожи от склеивания, не поможет. Эти соображения и плохая сохранность кожи в ряде мест (желатинизировалась от действия холодной воды, приклеивалась к стеклу) подсказали нам эмульсионный способ жирования, при котором происходит одновременно и смачивание и жирование. Эмульсия обеспечивает очень тонкое и равномерное распределение жира на поверхности структурных элементов кожевого волокна.
Чистку волоса, как показал эксперимент, целесообразно проводить пеной ОП-7 или ОП-10, нейтральными для шерсти синтетическими моющими средствами, рекомендованными нашей промышленностью.
Для первоначальной консервации были отобраны 5 предметов: колчан, меховой мешочек, две кожаных подушки и меховые штаны.
Последовательность процессов консервации и реставрации можно показать на примере обработки меховых штанов (инв. № ОГ-V1.M4/6). В данном случае оказалось целесообразным начать работу с укрепления отставшего от кожи меха, которое проводилось «под гребёнку» тонкой кистью дисперсией ВА-2ЭГА, и предварительного дублирования краёв на тюль. Затем с поверхности меха механическим путём удалялись комочки грязи, шкурки насекомых, экскременты грызунов и другие загрязнения. На очищенный таким способом мех мягкой кистью наносилась 10 % дисперсия ВА-2ЭГА, которая закрепляла эпидермис и наполняла волосяные сумки. Такого рода обработка велась на участке площадью не больше 100 см2. Сразу же, пока не высохла плёнка ВА-2ЭГА, на поверхность меха вторым слоем наносили ватно-марлевым тампоном жирующую эмульсию. Затем осторожно пальцами вминали нанесённые составы в толщу кожи. Приём этот напоминает массаж. После окончания указанных операций производили «расчёсывание» и подсушивание меха феном против ворса.
Обработка предмета с лицевой стороны велась в следующей последовательности. Сначала кистью и скальпелем удалялись сухие комки грязи, после чего с помощью пылесоса через 2-3 слоя увлажнённой марли удалялась пыль. Далее жёсткой кистью 2-3 % дисперсией ВА-2ЭГА с добавлением 4 % раствора тимола в спирте размывалась крепко присохшая к коже грязь, которая после этого легко снималась тампоном. Очищенную таким образом кожу два или три раза пропитывали 10-12 % ВА-2ЭГА. Затем наносили 2-3 слоя жирующей эмульсии. Составы вминали в кожу пальцами; массирующими движениями расправляли покоробленные, смятые и слежавшиеся места. В результате такой обработки дерма стала мягкой и эластичной, что позволило, соблюдая необходимую осторожность, расправить даже места резких сгибов. Там, где расправление пальцами было неэффективным, накладывались мраморные грузы и мешочки с песком. Обработку вели на небольших участках (не более 100 см2). Грузы накладывались так, чтобы в процессе распрямления кожи не расплющивались швы, для чего употреблялись опоры, позволявшие вести расправление в соответствии с формой обрабатываемого предмета.
В результате всех этих обработок мех оказался плотно укреплённым, а кожа приобрела такую мягкость и эластичность, что стало возможным проделывать все процессы реставрации: подклейку краёв на узкую полоску холста и дополнение утрат холстом в 2-3 слоя (первый слой наклеивался «за край» с оборотной стороны, остальные — «встык», с лицевой). При реставрации предмета сделано 98 таких подклеек и вставок.
В процессе консервации и реставрации удалось также выявить некоторые моменты сохранности, технологии изготовления, материал и пр. Штаны сшиты мехом внутрь из белого козлиного меха, в паху вставки тёмной овчины и серого, возможно, собачьего меха. Кожа неокрашенная, потемневшая от загрязнений. Из лучших кусков шкуры (спинка, по направлению от шеи к хвосту) выкроены две основные детали переда штанов. Обе детали выкроены «зеркально», одинаковыми по размеру. Остальные части составлены из мелких кусков. Основные швы вещи — наружные, стежки мелкие (4-5 стежков на 1 см). Использовались тонкие нитки, скрученные из расщеплённых сухожилий. Верхний край штанов обрезан неровно и никак не оформлен. На 6-7 см ниже обреза верхнего края находится единственная петля 3,5 см длиной в виде узкого ремешка, пришитого через край. Нижние части штанин не сохранились. На местах разрывов кожи сверху мелкими, аккуратными стежками пришиты заплаты, края которых подогнуты внутрь. Интересно отметить, что 15 заплат из 21-й имеют чёткую форму полукруга.
[1] Вся работа по консервации и реставрации выполнена старшим реставратором К.Ф. Никитиной и реставратором Т.А. Барановой. Консультации по подбору материалов проводила химик Эрмитажа В.П. Виноградова, анализы и опыты по искусственному старению — лаборант-химик Эрмитажа В.Д. Кайгородова.
наверх |