А.Л. Монгайт
Археология Западной Европы.
Бронзовый и железный века.
// М.: 1974. 408 с.
Оглавление
Глава I. Бронзовый век. — 1
1. Понятие о бронзовом веке как исторической эпохе и культурной стадии. — 2
2. Эгейская (крито-микенская) культура. — 12
Бронзовый век Крита (12). Бронзовый век Трои, Кикладских островов и Кипра (28), Элладская культура (31).
3. Бронзовый век Средней Европы. — 50
Унетицкая культура (50). Культура курганных погребений (57) Культуры полей погребений. Лужицкая культура (64).
4. Бронзовый век Юго-Восточной Европы. — 77
5. Бронзовый век Западного Средиземноморья. — 88
6. Бронзовый век Северной Европы. — 99
7. Бронзовый век западной части Европы. — 109
Глава II. Начало железного века. Гальштат. — 129
1. Начало металлургии железа в Европе. — 130
2. Ранний железный век в Греции. — 133
3. Железный век в Италии. — 138
Культура вилланова (139). Культура голасекка (150). Культура эсте (152). Культура ямных погребений (155). Лицейская (новиляра) культура (156). Культура Апулии и островов (157). Этруски (158).
4. Общая характеристика гальштатской культуры. — 173
5. Западногальштатская область. — 185
6. Гальштатский период в Чехословакии. — 195
7. Восточногальштатская область. Иллирийцы. — 198
8. Фракийцы, киммерийцы и скифы. — 205
9. Ранний железный век на Пиренейском полуострове. — 212
10. Западноевропейские культуры в гальштатское время. — 214
Глава III. Кельты и латенская культура. Второй железный век. — 225
1. Хронологические подразделения латенской культуры. — 226
2. Общая характеристика латенской культуры. — 231
Ранний латен (231). Средний латен (236). Поздний латен (238).
3. Вопросы происхождения кельтов. — 240
4. Расселение кельтов в Европе. Кельтские завоевания. — 242
5. Материальная культура и экономика кельтов. — 248
Поселения и жилища кельтов (248). Сельское хозяйство и ремесло (253). Торговля, транспорт, денежное дело (256).
6. Кельтское искусство. — 261
7. Кельтское общество. — 277
8. Вторая ступень железного века вне основной кельтской территории. — 288
9. Иберы. — 292
10. Фракийцы и гето-даки. — 309
11. Германцы. — 324
12. Население железного века между Одрой и Вислой. Славяне. Балты. Германцы. — 342
Список иллюстраций. — 380
Список иллюстраций на вклейках. — 385
Указатели. — 386
Указатель имён. — 386
Указатель географических названий. — 392
Указатель археологических культур и этнических названий. — 402
Заключение. ^
Две книги «Археология Западной Европы. Каменный век» и «Бронзовый и железный века» не исчерпывают тему в хронологическом отношении: они посвящены преимущественно той части нашей науки, которая в старой классификации называлась первобытной археологией. За этими разделами следует археология средних веков. Она отличается от первобытной не только хронологическими границами, но и своим значением в изучении истории: для эпохи средневековья на первый план выступают письменные источники, а археология играет вспомогательную роль. Но это касается реконструкции исторических событий, социальной или экономической истории и т.п. Памятники же историко-культурные дошли до нас в большей сохранности, чем от любой другой эпохи, изучаемой археологами. Ведь то, что мы называем средневековьем, сравнительно так близко к новому времени, что многие постройки и вещи служили людям непрерывно до наших дней и лишь недавно превратились в объекты музейной экспозиции.
Средневековая археология тесно связана с историей искусства, архитектуры, быта и даёт мало материалов для реконструкции политической и социальной истории. Ей должна быть посвящена особая книга, по характеру отличающаяся от тех, которые сейчас предложены вниманию читателей.
Возвращаясь к нашим книгам, следует заметить, что прилагаемый к ним термин «первобытная археология» неточен и во всяком случае не однозначен. Одно дело — первобытное общество эпохи палеолита или неолита, другое дело — общество варварских племён, живших на пограничье античного мира, подвергавшихся его воздействию и в конечном итоге завоевавших и заселивших Римскую империю. Здесь приходится считаться и с разной степенью знания археологических источников и с разной степенью исторической реконструкции. Мы в общем хорошо знаем, скажем, общество кельтов не только благодаря изобилию археологических памятников, но и потому, что античные авторы оставили нам подробные сведения о кельтах. Поэтому во второй моей книге я частично отошёл от принятого принципа преимущественно археологических описаний и уделил больше внимания вопросам общественного устройства и даже политической истории племён, населявших Европу в железном веке. И всё же даже в этом случае это ещё не история Европы в названное время. Археолог, как и любой историк, не может ограничиться вопросами, когда и что произошло. Он неизбежно останавливается перед вопросом, почему произошло то или иное событие, каковы движущие причины описываемых фактов, и проблема взаимосвязи вырастает в вопрос о смысле истории.
(378/379)
Положив в основу изложения археологии Западной Европы технологическую и эволюционистскую модель — деление на каменный, бронзовый и железный века — и признание того, что история человечества является процессом прогрессивного развития, я понимаю недостатки этой модели, дающей исследователю возможность избежать ответа на многие вопросы философии истории и даже обойти стороной социологическое истолкование наблюдаемых фактов. Так, например, историку, признающему прогрессивное развитие, ставят (а то и он сам себе ставит) вопрос: что есть прогресс? Отвечая на это, археолог находится в положении более лёгком, чем историк, ибо наблюдаемый им прогресс касается в первую очередь явлений истории материальной культуры. Несомненно, что изготовленное из железа оружие более совершенно, чем каменное или медное. Но если учесть, что оружие является средством убийства людей, средством войны, уничтожения или порабощения себе подобных, то вопрос становится не таким очевидным, каким он был в простом археологическом описании.
Две мои книги по археологии Западной Европы посвящены преимущественно описанию наблюдаемых внешних явлений, и, хотя я не избегал попыток объяснения этих наблюдений и стремился проникнуть глубже лежащих на поверхности фактов, переход к обобщениям был сознательно ограничен — и потому, что археология во многих случаях ещё не накопила достаточных материалов для таких обобщений, и потому, что я не считал себя достаточно подготовленным для такого предприятия. Синтез археологических данных и написание на их основе истории древней Европы — дело будущего.
|