А.Л. Монгайт
Археология Западной Европы.
Каменный век.
// М.: 1973. 368 с.
Оглавление
От автора. — 5
Глава I.
История и методика археологических исследований в Европе. — 9
1. История археологии. — 10
Возникновение археологии (10). Система трёх веков (16). Другие попытки систематизации археологических данных в первой половине XIX в. (17). Открытие палеолита (19). Начало исследования неолита, бронзового и железного веков (21). Периодизация каменного века (24). Открытие пещерного искусства (26). Раскопки античных памятников и открытие Эгейской цивилизации (27). Создание систем периодизации и датировки. Типологический метод (30). Возникновение науки — истории первобытного общества (33). Картографический метод и изучение археологических культур (35). Теории диффузионизма и географического детерминизма (42). Сводные работы по археологии Европы и усовершенствование хронологических систем в XX в. (46). Индоевропейская проблема (49). Изучение вопроса о происхождении и ранней истории германцев (50). Изучение истории кельтов (55). Некоторые вопросы историографии древних славян (57)
2. Некоторые принципы и методы археологических исследований. — 59
Археология — доистория — история первобытного общества (59). Относительная хронология (64). Абсолютная хронология (69). Историко-археологические методы хронологизации (72). Аэрофотосъёмка (74). Математические методы в археологии (75). Археологические культуры и этнические общности (77). Другие аспекты понятия «археологическая культура» (88)
Глава II.
Начало человечества и его истории. Палеолит. — 101
1. Геологическое прошлое Земли. Фауна и флора четвертичного периода. — 102
2. Возникновение человека. — 104
3. Нижний палеолит. — 107
4. Мустьерская стадия. Неандертальский человек. — 118
5. Верхний палеолит. Homo sapiens. — 126
6. Палеолитическое искусство и верования. — 149
Глава III.
Время перехода к позднему каменному веку. Мезолит. — 171
1. Общая характеристика мезолита. — 172
2. Мезолит средиземноморских и западных областей Европы. — 176
3. Мезолит в Северной Европе. — 184
Глава IV.
Неолит и энеолит. — 195
1. Общая характеристика неолита. — 196
2. Переход к неолиту в Европе. — 201
3. Древнейшие земледельцы Юго-Восточной и Центральной Европы. — 205
4. Неолит и энеолит Приальпийской зоны. — 248
5. Неолит и энеолит западной (приатлантической) части Европы. — 256
6. Северная и Средняя Европа в эпоху позднего неолита и энеолита. — 272
7. Неолит и энеолит Италии, островов Западного Средиземноморья и Пиренейского полуострова. — 292
Список иллюстраций. — 329
Список иллюстраций на вклейках. — 332
Указатели. — 333
Указатель имён. — 333
Указатель географических названий. — 341
Указатель археологических культур и этнических названий. — 350
Заключение. ^
Каменный век — эпоху, описанную в лежащей перед Вами книге, — называют «детством человечества», «зарёю человеческой истории» и т.п. Человек каменного века — «дикарь», «пещерный человек». Цивилизация возникает тогда, когда каменный век кончается и наступает век металлов. Два миллиона лет человек становился человеком, и эта эпоха представляется монотонной и скучнейшей в истории человечества. Изменение образа жизни и даже технологии обработки камня совершалось так медленно, что если мы поделим время «пещерного человека» на короткие отрезки, то покажется, что в течение целых тысячелетий почти ничего не происходило. Однако, если мы посмотрим на значение этой эпохи в целом, то придётся признать, что она имела большее значение как ступень в развитии человечества, чем какой-либо прогресс, который был достигнут в развитии цивилизации в последующие века. Всё, что выделяет человека из животного мира, всё, что способствовало господству человека на Земле, было создано в каменном веке. В это время, по меткому выражению Чайлда, «человек создал самого себя». Развитие человеческого мозга и способности действовать рукой, делать и использовать орудия труда повели к созданию человеческого общества, к заселению огромных пространств, к подчинению природы, поставленной на службу человеку. Уже в каменном веке происходит переход от потребляющего к производящему хозяйству, знаменующий победу человека над природой. В каменном веке человек стал говорить, концептуально мыслить, возникли общество с установленными нормами поведения, духовная жизнь, искусство. Если ещё недавно человечество считало себя целиком обязанным в своём эстетическом развитии греческим мастерам скульптуры или великим живописцам эпохи Возрождения, достигшим вершин художественного мастерства, то с открытием пещерного искусства стали ясны гораздо более глубокие корни художественного развития человечества.
Как бы ни называли каменный век, зарёй ли истории или затянувшимся детством человечества, ясно одно: этим «примитивным» «пещерным» людям мы обязаны многим, что сейчас считаем элементами человеческой культуры, настолько ей свойственными, что, кажется, они существовали всегда. Пользующийся современными чудесами техники человек раздувается от гордости и уверенности в своём всемогуществе. Не полезно ли ему напомнить, что этим могуществом он обязан тысячам поколений предков, не исключая и того неандертальца, название которого служит подчас для обозначения низшей ступени человеческого интеллекта. В каменном веке
(327/328)
ещё не была изобретена письменность, поэтому мы не знаем героев этого времени — великих художников и изобретателей (вероятно, были и такие в общей массе первобытного человечества). Но в целом это была героическая эпоха, когда человек в процессе самостановления, возникновения самосознания преодолел такие трудности, каких больше никогда не встречалось на его пути. Изучение этой эпохи укрепляет оптимистическую веру в возможности прогрессивного развития человечества.
Хочу обратить внимание на ещё один итог изучения первобытной истории. Речь идёт о роли Европы в общей истории человечества. Когда на смену европоцентризму пришли новые концепции всемирной истории, Европа предстала в виде континента, заимствовавшего все свои культурные достижения извне. Казалось, что прогресс совершался вне Европы, и сюда проникали лишь готовые открытия. Однако археологические исследования последних лет и в особенности новые датировки показали, что во многих случаях Европа если и отставала, то ненамного, и что ряд великих открытий человечества мог произойти в Европе независимо от Ближнего Востока или других областей, где искали их начало. Юг Европы развивался быстрее Севера, и уже в эпоху мезолита мы различаем то, что в современных терминах можно обозначить как развитые и отсталые племена. В последующее время происходит смещение, и не только культурные достижения продвигаются на Север, но и области, ещё недавно считавшиеся отсталыми, начинают играть все бо́льшую историческую роль. Впрочем, отказ некоторых племён от инноваций вполне закономерен, и мы не можем игнорировать тот образ жизни, который избрали племена, сохранившие элементы первобытного устройства экономики и быта до наших дней. И как бы ни был примитивен образ жизни того, или иного из европейских племён, оно внесло свой, пусть самый небольшой вклад в развитие человечества. Поэтому на пёстрой картине археологических культур конца каменного века не следует искать ни светлых, ни тёмных пятен: вся Европа была к этому времени заселена и каждая группа населения в меру своих возможностей участвовала в общем процессе прогрессивного развития.
|