О.А. Митько
Древнетюркские погребения могильника Маркелов мыс-2.
Красноярским археологическим отрядом лаборатории гуманитарных исследований НГУ в течение 1988-1991 годов велись работы на могильнике Маркелов мыс-2. Он расположен в 16 км к северу от с.Новосёлово и в 0,4 км к юго-западу от одноименной горы, возвышающейся над Енисеем, на пологом увале недалеко от реки. За это время, помимо памятников таштыкской культуры, представленных различными в типологическом отношении объектами, было исследовано восемь курганов, содержавших древнетюркские погребения. Курганы 3 и 34 находятся на юго-восточной и северо-западной окраинах могильника, курганы 7,9,10-13, расположенные компактной группой, «продолжили» в северном направлении цепочку таштыкских склепов.
Надмогильное сооружение кургана 34 после зачистки каменного развала на уровне горизонта II представляло собой мощную ограду подпрямоугольной формы с плавно округлёнными углами. Длина по линии З-В составляла 7 м, по линии С-Ю — 6 м, толщина стенок достигала 2 м, высота до 0,7 м от уровня древней дневной поверхности. Плиты хорошо подогнаны, внешние стороны стенок выровнены, в некоторых местах сохранилось до пяти рядов кладки. Погребение, помещённое в подпрямоугольную яму, вырубленную в скальном выходе на глубину до 0,7 м, было совершено по обряду трупоположения с конём. Несмотря на его разграбленность, удалось установить, что погребённые были уложены головой на запад, причем конь лежал справа от человека. От погребального инвентаря уцелели бронзовые и серебряные поясные накладки, подпружная пряжка, два железных ножа, кольца для крепления колчана, ручка от серебряного сосуда в виде головы грифона.
(46/47)
Курган 3 во всех отношениях отличается от предыдущего. Под округлой каменной насыпью диаметром 7 м и высотой 0,4 м находилось погребение, совершенное по обряду трупоположения. Погребённый, помещённый в неглубокую (0,5 м) яму, был ориентирован головой на северо-запад; с правой стороны, вдоль тела, было уложено несколько крупных кусков мяса барана (череп и нижняя челюсть, ребра, позвоночник, передние и задние ноги). У головы стояло два раздавленных лепных сосуда, один из которых по своей форме близок известным «кыргызским» вазам. Под черепом были обнаружены трапециевидные серьги из тонкой бронзовой проволоки, а у пояса — железный лопаточковидный предмет. Второе погребение, совершенное по обряду трупосожжения, было выявлено у южной стенки крепиды насыпи. Кальцинированные кости, помещенные в небольшую ямку диаметром 0,3 м и глубиной 0,3 м, перекрывались крупной каменной плитой, инвентарь отсутствовал.
Курганы 7,9,10-13 настолько близко располагались друг к другу, что развалы насыпей слились и образовали как бы единое перекрытие. Центральное место среди них занимал курган 7, погребение которого оказалось ограбленным. Крепиды остальных насыпей, представлявшие собой сооружение из плит, уложенных в 1-2 слоя вокруг погребальных ям, примыкали к нему со всех сторон: с юго-западной кургана 9, с северо-западной кургана 10, с северо-восточной и юго-восточной - курганов 11 и 12. Стенки крепиды двух последних образовывали крепиду кургана 13, встроенного между ними.
Погребения в курганах 7,9,10 были совершены по обряду трупоположения с конём. Для них характерна западная ориентация, лошади были уложены справа от человека, в головах и ногах остатки сопроводительной пищи: мясо баранов нарезалось большими кусками. В заполнении могильных ям зафиксированы следы прокала почвы. Причём в могиле кургана 10 костёр был настолько мощным, что труп человека и туша животного сгорели почти полностью; в отношении этого погребения можно говорить о трупосожжении в могильной яме. Под насыпью кургана 11 было обнаружено погребение подростка в сопровождении барана, а в курганах 11 и 13 - погребения младенцев, которых сопровождали сосуды с молочной пищей и мясом ягнят.
Все взрослые погребены с оружием (лук и стрелы), лошади взнузданы, со стременами. С ними также обнаружены тёсла, остатки поясных наборов, железные и костяные пряжки, ножи.
(47/48)
Погребальный инвентарь, включая вещи из погребений курганов 3 и 34, имеет многочисленные аналогии в предметном комплексе древних тюрков. В совокупности он позволяет датировать эти курганы VIII-IX вв.
Кроме этого, обращает на себя внимание наличие в погребениях курганов 3, 7, 4 «кыргызских» ваз. От классических образцов они отличаются лишь технологией изготовления. Подобная керамика встречается и в других погребениях, совершённых по обряду трупоположения с конём на территории Среднего Енисея, что указывает на определённые связи носителей данного обряда с енисейскими кыргызами. Это подтверждается и наличием впускного погребения, совершенного по обряду трупосожжения, в насыпь кургана 3.
Необходимо отметить, что данные погребения могильника Маркелов мыс 2 оставлены единой в этническом отношении общностью алтае-саянских тюрков, таксономический уровень которой соответствует отдельному родовому образованию.
|