главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Проблемы археологии.Вып. 2. Сборник статей в память профессора М.И. Артамонова. Л.: ЛГУ. 1978. Р.С. Минасян

Железные ножи с волютообразным навершием.

// Проблемы археологии. II. Сб. статей в память проф. М.И. Артамонова.
Л.: 1978. С. 148-152.

 

Среди различных типов ножей периода железного века обращают на себя внимание ножи с волютообразным навершием (рисунок Б, 1-13). Они представляют собой пластину, один конец которой, клинообразный в сечении, является собственно клинком, непосредственно переходящим в черенок. Вершина черенка раздвоена и спирально загнута в виде волют. Спинка клинка прямая или слегка выгнута. Длина предметов 12-19 см, ширина 0,8-1,5 см, толщина 0,2-0,4 см.

 

Эти ножи имеют ряд особенностей. Черенки некоторых экземпляров орнаментированы параллельными и косыми насечками, крестами и точками (рисунок [Б] 1-4). У ножей нет ни накладной, ни насаженной рукояти, что подтверждается отсутствием отверстий для штифтов, наличием навершия и орнаментацией черенка. Клинок, плавно суживающийся от черенка, имеет острый конец, но следов сработанности режущей кромки нет. Очевидно, рабочей частью этих орудий являлся

(148/149)

конец клинка. Крепились ножи также необычно — на бронзовой цепочке, прикреплённой к волютам, остатки которой сохранились в двух случаях (рисунок [Б] 1, 9).

 

Ножи с волютообразным навершием и карта их распространения.

 

1 — Бискупин; 2 — Бонниково; 3 — Глезиановек; 4 — Челадж Велка; 5 — Алатьян; 6 — Зилингталь; 7 — Сэоб; 8 — Алчедар; 9 — Бранешты; 10 — Канев; 11 — Новотроицкое; 12 — Шуклинка; 13 — Георгий; 14 — Милич; 15 — Жуковице; 16 — Кештели; 17 — Хнойно; 18 — Нитра; 19 — Мадара; 20 — Сельцо.

 

Находки 14-20 — известны только по кратким публикациям, их рисунки в данной статье не воспроизводятся.

 

(Открыть Рис. в новом окне)

 

Нам известны 22 находки ножей данной серии, обнаруженные на 20 памятниках (рисунок А, 1-20). Семь ножей найдено в Польше (Šiška, 1964, obr. 122; Lodowski, 1966, obr. 105, s. 1a). [1] Из них два обнаружены на Бискупинском городище, по одному на поселениях Бон-

(149/150)

никово, Челадж Белка, Милич (округ Вроцлав), Жуковице (округ Легница) и один в могильнике Глезиановек. Ножи на поселениях найдены в славянских комплексах, датируемых в пределах VI-IX вв. н. э.

 

Семь ножей найдено в Подунавье (Šiška, 1964, obr. 112), [2] в славяно-аварских могильниках Алатьан, Кештели, Сзоб, Зилингталь и на славянских поселениях в Нитре, Хнойно и Мадара. Датируются эти находки VIII-IX вв.

 

Восемь находок происходят с территории СССР (Ляпушкин, 1958, табл. XCIII. 10; Никольская, 1958, рис. 19,72; Фёдоров, 1960, с. 371, 376, табл. 71, 4; Мезенцева, 1965, рис. 53, 7; Очерки..., 1971, с. 82. рис. 12). Два ножа обнаружены на городище Алчедар и по одному предмету на городищах Бранешты I (Пруто-Днестровское междуречье), Каневском (Правобережье Днепра), Новотроицком и Шуклинке (Левобережье Днепра). Эти находки также происходят из славянских комплексов и датируются VIII-IX вв. и началом X в. Ещё две находки известны в лесной зоне. С.Н. Орловым на поселениях Сельцо и Георгий в окрестностях Новгорода были найдены ножи с волютообразным навершием в горизонтах с лепной резкопрофилированной керамикой, которая характерна для слоёв VIII-IX вв. (Орлов, Аксёнов, 1961, рис. 2, 3; Орлов, 1972, с. 137). Вероятно, что к этой же серии предметов следует отнести и нож, найденный в Южном Побужье на раннеславянском поселении VI-VII вв. Семенки (Хавлюк, 1974, рис. 11, 19). Конец черенка этого ножа раскован, перекручен и кольцеобразно загнут.

 

Происхождение ножей с волютообразным навершием и их назначение точно не известны. Некоторые исследователи полагают, что наиболее ранние их прототипы прослеживаются в римской культуре и культуре её восточных провинций. На одном надгробии I-II вв., хранящемся в Ватикане, изображена лавка по продаже различных режущих инструментов, среди которых имеются десять ножей с волютами на черенке (Pleiner, 1962, tab. VI). На золотом ожерелье из могильника Шимлу Сильваней (Румыния), датированном римскими монетами IV в. (Šiška, 1964, obr. 123), имеются вотивные подвески, среди которых есть кольцо с висящими на нём наконечником пахотного орудия и ножевидным предметом с волютообразным навершием и зигзагообразной чертой на черенке.

 

Эти находки, а также ножи из Польши и Подунавья позволили чехословацкому исследователю Станиславу Шишке построить схему их распространения. По его мнению, ножи в римское время появляются в Среднем Подунавье и оттуда распространяются в Польшу и Восточную Европу (Šiška, 1964, s. 403, 404).

 

Так ли это было, сказать трудно. Ножей римского времени пока

(150/151)

не найдено. Копией какого орудия является золотая подвеска на ожерелье из Шимлу Сильваней, также не известно. Судя по публикациям, подвеска имеет выгнутую спинку и прямое лезвие, а у ножей это наоборот. Непонятна и связь ножа с лемехом. Не исключено, что подвеска имитирует плужный нож-чересло и, если это так, становятся объяснимыми и конструкция предмета, и их соразмерность (нож в полтора раза больше лемеха), и связь орудий между собой. Что касается ватиканского надгробия, то здесь могли быть изображены и другие предметы.

 

Как бы то ни было, орнаментированные ножи VI-VII вв. из Польши пока самые ранние. Неорнаментированные орудия из Подунавья и Восточной Европы являются более поздними и датируются в пределах VIII-X вв. После X в. ножи с волютообразными навершиями повсюду выходят из употребления, свидетельством чему — их отсутствие во II тыс. н. э.

 

Рассматриваемая группа предметов явно не восточноевропейского происхождения. Здесь нет ни одной находки, которая могла бы послужить им хотя бы отдалённым прототипом. Внутри же ареала Польша — Подунавье — Поднестровье — Приднепровье и Приильменье, скорее всего, имеется определённая последовательность распространения ножей с волютообразным навершием.

 

Если обратиться к другим категориям археологического материала, то можно заметить, что в Восточной Европе поэтапно (с VI-VII вв. к западу от среднего течения Днепра, с VIII в. к востоку от среднего течения Днепра и к концу VIII-IX вв. в Верхнем Поднепровье и на Северо-Западе РСФСР) распространяются новые типы сельскохозяйственного и бытового инвентаря — наконечники пахотных орудий, серпы с отогнутой рукояткой так называемого древнерусского типа, мельничный постав с регулируемым зазором между жерновами, калачевидные кресала, бондарные изделия, двушипные втульчатые наконечники стрел и другие предметы (Минасян, 1975, с. 4, 5). Принадлежность ножей с волютообразным навершием к этому же комплексу не вызывает сомнения, поскольку как за рубежом, так и на территории нашей страны их находят совместно на памятниках, имеющих раннеславянскую керамику VI-X вв.

 

Факт поэтапного распространения новых категорий хозяйственно-бытового инвентаря, в том числе ножей с волютообразным навершием, свидетельствует о разновременном заселении территорий Восточной Европы какими-то группами славянского населения.

 

О функциональном назначении рассмотренных предметов высказывались разные предположения. Их интерпретируют в качестве сапожных (Ляпушкин, 1958, с. 24) или боевых (Мезенцева, 1965, с. 102), но этому противоречат как отмеченные выше особенности орудий, так и поразительная их редкость. Это обстоятельство резко выделяет их из

(151/152)

общей массы ножей иных типов и позволяет усматривать в них особое, скорее всего ритуальное, назначение. Не исключено, что они использовались язычниками-славянами при жертвоприношениях. Это предположение как будто бы подтверждается исчезновением ножей с волютообразным навершием в период христианизации славян.

 

Литература.   ^

 

Ляпушкин И.И. 1958. Городище Новотроицкое (МИА, №74). М. 328 с.

Мезенцева Г.Г. 1965. Канiвське поселения полян. Киïв. 124 с.

Минасян Р.С. 1975. К вопросу о славянском заселении лесной зоны Восточной Европы. — Краткие тезисы докладов конференции молодых научных сотрудников Государственного Эрмитажа. Л., с. 4-5.

Никольская Т.Н. 1958. Шуклинское городище. — КСИИМК, №72, с. 66-77.

Орлов С.Н. 1972. Славянские поселения на берегу р. Прость около Новгорода. — СА, №2, с. 96-99.

Орлов С.Н., Аксёнов М.М. 1961. Раннеславянские поселения в окрестностях. Новгорода. — В кн.: Новгородский исторический сборник, вып. 10. Новгород, с. 161-168.

Очерки истории культуры Молдавии. 1971. Кишинёв. 178 с.

Фёдоров Г.Б. 1960. Население Прутско-Днестровского междуречья в I тысячелетии н.э. (МИА, №89). М. 380 с.

Хавлюк П.И. 1974. Раннеславянские поселения в бассейне Южного Буга. — В кн.: Раннесредневековые восточнославянские древности. Л., с. 181-215.

Lodowski E. 1966. Noź-sztylecik z wolutowym zakończeniem rękojeści z Gzeladzi Wielkey. pow. Gora. — SA, N VIII, s. 104-109.

Pleiner R. 1962. Staré evropské, kovárstvi. Praha, 00 s.

Šiška S. 1964. Nože s volutovým ukončením rukovàti v Hradištnej kultú re. — AR, t. XVI, N3, s. 395-404.

 


 

[1] О находке в Миличе автору сообщил Ежи Лодовский.

[2] О находке в Мадаре сообщено С.А. Плетнёвой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки