главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Труды IV (XX) Всероссийского археологического съезда в Казани. Том IV. Казань: «Отечество». 2014. Е.А. Миклашевич, Л.Л. Бове

Гравировки на скалах Хакасии:
новые технологии документирования.

// Тр. IV (XX) АС. Т. IV. Казань: «Отечество». 2014. С. 72-76.

 

Ключевые слова: документирование, наскальное искусство, гравировка, Хакасия.

Резюме. В статье описываются сложности документирования гравированных рисунков на скалах из девонского песчаника в Хакасии и предлагаются новые возможности их выявления с помощью современной цифровой фототехники и программ обработки изображений. Опыт работы с гравировками на памятниках Хакасии позволяет утверждать, что эта техника была характерна для разных периодов, а не только для таштыкской культуры и древнекыргызской эпохи, как считалось ранее.

 

 

В наскальном искусстве Хакасии представлены все техники нанесения изображений на каменную поверхность: выбивка, гравировка, прошлифовка и роспись красками; однако до сих пор традиционно считается, что в этом регионе преобладает техника выбивки, а, например, гравировка характерна главным образом для изображений таштыкской культуры и древнекыргызского времени. На наш взгляд, не существует зависимости между конкретным периодом и предпочтением какой-то определённой техники в наскальном искусстве, все технические приёмы использовались в каждую из эпох, а выбор их определялся особенностями используемого субстрата и некими изобразительными задачами. «Бедность» того или иного пласта изображениями, выполненными в той или иной технике, говорит лишь о недостатках документирования или фрагментарном отражении их в публикациях. Многое объясняется тафономическими причинами: выбитые и глубоко прорезанные изображения сохраняются лучше, чем росписи и тонкие гравировки. Доказательства этого положения относительно распространённости техники гравировки в наскальном искусстве скифского времени уже были представлены (Миклашевич, 2012). В Хакасии, например, в самом крупнейшем здесь комплексе памятников в горах Оглахты наряду с разновременными изображениями в технике выбивки имеются гравировки, относящиеся к следующим периодам: древнейший «минусинский стиль», окуневская культура, тагарская культура, хунно-сяньбийское время, таштыкская культура, эпоха енисейских кыргызов, этнографическая современность. Гравировки разных периодов есть и на многих других памятниках. Правда, они почти не отражены в публикациях, и, следовательно, остаются неизвестными научной общественности.

 

Наскальные изображения в Хакасии чаще всего выполнены на девонском песчанике. На этой породе хорошо видны даже самые лёгкие «царапины», но только недолгое время после нанесения: светлый след выветривается и патинизируется довольно быстро (мы наблюдали визуальное исчезновение посетительских граффити в пределах одного-двух десятилетий). Из-за этой особенности резные рисунки, если они предназначались для «длительного использования», приходилось всё время подновлять. Возможно, именно в результате таких действий стали глубокими и чёткими средневековые гравировки знаменитой Сулекской скалы и многие рисунки окуневской и таштыкской культур. При этом далеко не

(72/73)

все гравировки даже этих периодов глубоко вырезаны и хорошо видны, среди них, так же как среди изображений других эпох, есть полустёртые, едва видимые, и, вероятно, совсем исчезнувшие.

 

Обнаружить тонкие патинизированные линии на девонском песчанике существенно труднее, чем на более вязких породах. Чем древнее выполненный в такой технике рисунок, тем меньше шансов его увидеть. И если изображения нового времени и раннего средневековья ещё довольно хорошо различимы, то резные линии более ранних эпох по большей части уже почти невидимы. Ещё совсем недавно такие изображения скопировать было практически невозможно. Сейчас появились новые возможности выявления и документирования гравированных рисунков: современная цифровая фототехника, мощные компьютеры и программы обработки изображений. Они же позволяют решить и другие проблемы, встающие перед исследователем гравировок на скалах: как получить фотографию большой по площади многофигурной

 

(73/74)

Рис. 1. 1 — Сульфатные Горы. Выявление гравировок окуневской культуры с помощью искусственного бокового освещения при ночной съёмке; 2 — Мёртвый Лог. Прорисовка «долгополых фигур» (таштыкская культура?) по увеличенной фотографии.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

Рис. 2. Мёртвый Лог. Гравировки окуневской культуры на труднодоступной плоскости. 1 — применение прямоугольника для корректировки искажений, возникающих при съёмке под углом; 2 — прорисовка плоскости, полученная по описанной в статье методике.

(Открыть Рис. 2 в новом окне)

плоскости, чтобы была видна каждая фигура; как получить адекватную прорисовку тонких рисунков, если даже самый тонкий фломастер даёт на целлофане линию более толстую, чем иные из резных линий древнего художника; как разобраться в хитросплетениях линий в случае палимпсестов и выделить фигуры из многослойных композиций.

 

Успешное решение поставленных задач связано в первую очередь с применением фотосъёмки и предполагает следующие условия: 1) правильное освещение плоскости, позволяющее наилучшим образом выявить рельеф; 2) качественная фотоаппаратура, позволяющая зафиксировать резко и контрастно все особенности скальной поверхности равномерно по всему кадру; 3) возможность сильного увеличения полученного изображения.

(74/75)

 

Правильное освещение плоскости означает боковой свет, при котором только и «проявляются» резные линии. Он может быть естественным солнечным в определённое для каждой плоскости время суток или же искусственно созданным: а) путём ночной съёмки с постоянным источником света (рис. 1, 1); б) при помощи выносной аккумуляторной вспышки, синхронизированной с затвором фотокамеры. Методика фотосъёмки наскальных рисунков с помощью выносной вспышки и возможности её применения описаны А.К. Солодейниковым (2013. С. 77-80), и мы, пользуясь случаем, выражаем ему благодарность за практические советы по её применению в нашей работе на памятниках Хакасии.

 

Качественная фотоаппаратура означает профессиональные или полупрофессиональные зеркальные цифровые камеры с матрицей 15×23, а ещё лучше 24×36 мм. Наилучшие результаты дало использование полноматричной Nikon D800E с функцией шумоподавления.

 

Возможность сильного увеличения достигается следующим образом. Съёмка плоскости осуществляется последовательно небольшими фрагментами в ортогональной проекции с минимально возможной дистанции. На этапе камеральной обработки эти фрагменты (кадры) монтируются в программе Photoshop в единое изображение, имеющее высокое разрешение и линейные измерения, превосходящие реальные размеры плоскости в несколько раз. Тем самым получаются цифровые отображения плоскостей, которые при сильном увеличении на экране монитора позволяют рассматривать даже едва заметные линии, мельчайшие детали рисунков, технологические нюансы, что не всегда возможно увидеть на оригинальной скальной поверхности.

 

Далее в графическом редакторе проводится дальнейшая обработка изображения, например, повышается его контрастность и т.п. Линии рисунков прослеживаются и прорисовываются поверх фотографии отдельным слоем. Отметим, что при сильном увеличении невозможно видеть на экране фигуры целиком и поэтому приходится прорисовывать резные линии «механически». Что из них получается, можно понять, лишь уменьшив всё изображение (рис. 1, 2). В результате «следования» по линиям создаётся графическое воспроизведение плоскости — прорисовка, на которой показаны не только гравировки, но и особенности скального субстрата. Цифровая форма прорисовок на основе фотоизображения имеет огромные преимущества перед традиционной: возможности масштабирования, разделения на слои, адекватной передачи толщины линий и особенно мелких деталей, возможность проверки точности прорисовки и её коррекции и т.д. К сожалению, печатные варианты и фотомонтажа, и прорисовок дают лишь некоторое представление о качестве получаемой документации; для исследовательской работы главное значение имеют электронные версии.

 

Выявление почти исчезнувших линий — это лишь одна из актуальных задач. Иногда не меньшие трудности связаны с документированием и глубоких гравировок. Как быть, например, если нет возможности снять изображения в ортогональной проекции? Некоторые плоскости находятся высоко на обрывах, либо на горизонтальных поверхностях, либо наклонены под отрицательным углом близко к земле, или же не имеют достаточно широкой площадки перед ними. В этих случаях невозможно снять плоскость целиком иначе как под большим углом, а часто под углом приходится осуществлять и съёмку отдельных фрагментов. Между тем даже небольшое отклонение от ортогональной проекции при съёмке даёт существенное искажение рисунка. Фрагменты плоскости, снятые под разными углами, практически невозможно смонтировать в приемлемое для прорисовывания изображение.

 

В подобных случаях помогает использование фотокамеры с поворотным экраном. Фотограф смотрит не в видоискатель, держа камеру под углом к плоскости, а относит камеру на вытянутых руках так, чтобы она была ориентирована параллельно плоскости, и определяет границы кадра на поворачиваемом под нужным углом экране.

 

В более сложных случаях с плоскости делается контактная копия — достаточно обобщённо прорисовать контуры фигур и границы изобразительной поверхности на прозрачный материал либо сделать лёгкую натирку на папиросную бумагу так, чтобы проявились

(75/76)

хотя бы основные ориентиры. Копия затем сканируется частями и монтируется в единое цифровое изображение, которое даёт отображение основных линий без проекционных искажений. Далее на эту основу можно монтировать фотографии отдельных фрагментов плоскости. Снятые под углом, они, конечно, будут давать сильные искажения, но их можно корректировать с помощью специальных функций программы, «подгоняя» изображение по отсканированной контактной копии. После корректировки всех фрагментов получаем цифровое фотоотображение плоскости, по которому осуществляем прорисовку описанным выше способом.

 

Другой приём заключается в том, что на плоскости закрепляется прямоугольник или квадрат с разметкой (рис. 2, 1), затем она фотографируется целиком или фрагментами. На получившихся фотографиях этот прямоугольник ясно покажет, насколько сильные искажения возникают при съёмке под углом. При последующей цифровой обработке фотографии «выравниваются» до тех пор, пока искажённый прямоугольник не приобретет правильную форму и пропорции. Соответственно вместе с ним будут скорректированы и проекционные искажения всей плоскости. Если эта операция была проделана с единым кадром всей плоскости, который не будет достаточно чётким для выявления деталей, то далее на полученной основе монтируются кадры отдельных участков с корректировкой искажений каждого из них. После этого можно работать с полученным изображением по описанной выше схеме (рис. 2, 2). Разумеется, наилучшее решение даст сочетание всех перечисленных приёмов.

 

С помощью описанных технологий документирования нами были выявлены и зафиксированы гравированные изображения разных эпох на таких памятниках, как Сулек I-VII, Печищенская писаница, Сульфатные горы, Мёртвый Лог, Изырых-Тас, Нижняя Тёя, Пора-Тигей, которые существенно обогатили источниковую базу наскального искусства Хакасии.

 

Список литературы.   ^

 

Миклашевич Е.А. Техника гравировки в наскальном искусстве скифского времени // Изобразительные и технологические традиции в искусстве Северной и Центральной Азии. М.; Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. С. 157-202. (Тр. САИПИ; Вып. IX).

Солодейников А.К. Некоторые аспекты фотофиксации наскальных изображений // Вестник Кемеров. гос. ун-та. 2013. №3 (55). Т. 4. С. 76-82.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки