● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

В.А. Мешкерис. Индийские традиции в художественной культуре Средней Азии. / Труды ИИМК РАН. Т. XIV. СПб: «Нестор-История». 2004. В.А. Мешкерис

Индийские традиции
в художественной культуре Средней Азии.

/ Труды ИИМК РАН. Т. XIV.
СПб: «Нестор-История». 2004. 164 с., вкл. ISBN 5-98187-030-3

 

Содержание

 

Введение. — 3

 

Глава I. Искусство Кушанской Средней Азии (I-IV вв.) (древнейшие культурные взаимосвязи Средней Азии и Индии). — 5

I. Индо-среднеазиатские параллели в Кушанскую эпоху (Гандхара, Бактрия, Мерв). — 5

II. Индийские традиции в прикладных искусствах Кушанской эпохи. — 49

1. Монеты и виды прикладных искусств. — 49

2. Коропластика Средней Азии и Индийские параллели. — 61

а) отражение индийского культового синкретизма. — 61

б) распространение индийских влияний в коропластике кушанской Средней Азии. — 69

Глава II. Среднеазиатский и индийский синтез в искусстве раннего средневековья (V-VIII вв. н.э.). — 83

I. Тохаристан. — 84

1. Аджина-тепе. — 85

2. Калаи-кафирниган, Кафыр-кала, Уштур-муло, Хиш-тепе. — 99

II. Индийские культы и изобразительное искусство согдийско-уструшанского региона. — 111

1. Согд. — 111

2. Уструшана. — 120

III. Индийские влияния в искусстве Ферганы и Семиречья. — 130

 

Заключение. — 153

Послесловие. — 155

Список сокращений. — 161

Summary. — 162

 

Иллюстрации, рис. 1-33. — вклейка между стр. 144-145 ]

 


 

Введение.   ^

 

Индия и Средняя Азия в изучении историко-культурных связей и взаимодействий художественных явлений неисчерпаемая многогранная тема, вызывающая повышенный интерес исследователей в связи с сенсационными археологическими открытиями на территории соседствующих стран. Коренным образом изменилось представление о Средней Азии как об ойкумене мусульманского мира, не имеющего художественного изобразительного наследия. Таким образом, немыслимо было в первой четверти прошлого столетия появление подобной книги, проблема которой отражена в названии.

 

Археологически памятники, открытые в индо-среднеазиатском регионе: буддийские архитектурные комплексы (монастыри, храмы, ступы) и дворцовые постройки с превосходными произведениями монументального изобразительного искусства оказались в поле зрения учёных, изучающих кушанскую культуру. Буддийское искусство Кушанской Средней Азии стало содержанием многочисленных отечественных и зарубежных публикаций.

 

Особенный интерес представляет одно из направлений средневекового монументального искусства согдийско-уструшанского региона, в котором присутствуют элементы шиваитской иконографии, интерпретируемой в стиле местных традиций.

 

Богатейшим источником исследования многоаспектною индийского влияния явилась среднеазиатская коропластика. Терракоты отразили дифференциацию освоения культового и художественного наследия Индии в хронологической системе и локализации его в границах историко-культурных областей Средней Азии в многоаспектном варианте, который дал возможность выявить

(3/4)

типологию буддийских, индуистских и джанийских образов, стилистически и иконографически трансформированных на местной почве.

 

В изучении индо-среднеазиатских культурных контактов в основном решались задачи либо археологические, либо исторические, связанные с интеграцией индийских религий в страны азиатского континента.

 

Предшествующие публикации подготовили почву для настоящего сводного обзорного искусствоведческого очерка, раскрывающего возможность аналитического аспекта, оценивающего достоинства наиболее выдающихся самобытных памятников архитектуры и искусства. Таким шедевром искусства явился скульптурный реалистический этнопсихологический портрет, который представляется уникальным в искусстве эллинистического Востока. С искусствоведческой позиции индо-среднеазиатский творческий синтез рассматривается как феномен целостного самобытного явления эпохальных стилей в процессе эволюции идеологических и эстетических воззрений с первых веков до н.э. по VIII в. н.э. Хронологическая периодизация сравнительных сопоставлений отразит главные тенденции индийского импульса, возникшего не на пустом месте, так как предшествующий процесс интерпретации эллинистических традиций на свой лад определил локальный бактрийский стиль: искусство Бактрии кушанской эпохи создано на восприятии образной системы культового синкретизма, сочетавшего буддийские каноны с сопутствующими нормами иконографии джайнизма и индуизма.

 

В эпоху раннего Средневековья наблюдается формирование самобытного буддийского стиля в искусстве малых и больших форм (Тохаристан, Семиречье), местного стиля, основанного на трансформации канонов шиваизма в монументальном искусстве (Согд, Уструшана), а также реминисценции гандхарских канонов в мелкой пластике (регионы бактрийской и согдианской культур).

 

Цель обзорного очерка будет достигнута, если индо-среднеазиатская художественная культура займёт достойное место в истории мировой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки