Н.Я. Мерперт
Из прошлого: далёкого и близкого.
Мемуары археолога.
// М.: «Таус». 2011. 384 с.
Содержание
I. Детство. Москва 20-х годов. — 10
II. Медведниковская гимназия. — 23
III. Армия. Отечественная война. — 33
IV. Путь на восток. Бежецк, Рыбинск, Ярославль, Сибирь, Омск. — 50
V. Инвалидность. Отчисление из армии. Возвращение в Москву. — 60
VI. Военная Москва. Воссоздание университета. — 63
VII. Экспедиции военного времени: Москва, Царицыно, Никополь, Пантикапей. — 66
VIII. Аспирантура. — 84
IX. Царицыно и Беседы. — 91
X. Встреча в Рязани. — 100
XI. Вновь Великий Новгород. — 102
XII. Институт истории материальной культуры и его корифеи. — 120
XIII. Монголия, Каракорум. — 133
XIV. Волжская эпопея. — 167
XV. Неожиданная встреча. В.Г. Чайлд. — 189
XVI. Окно в Европу. — 199
XVII. Древнеямная культурно-историческая область. — 214
XVIII. Северный Кавказ. — 219
XIX. Мекенские курганы. — 221
XX. Поселение Сержень-Юрт. — 228
XXI. Болгария. — 234
XXII. Раскопки Эзеро. — 241
XXIII. Поселение у с. Юнаците. — 249
XXIV. Египет 1961-1962 гг. — 253
XXV. Египет — Судан, 1962-1963 гг. — 278
XXVI. Месопотамия. — 295
XXVII. Раскопки в Ираке. — 335
XXVIII. Российские археологические исследования в Сирии. — 352
XXIX. Педагогическая деятельность. — 367
Краткое заключение. — 375
[ От учеников. ] ^
Мы стали студентами Истфака МГУ в самом начале 1960-х годов, в 1962-м. Хотя специализация начиналась с третьего курса, почти с первых дней интересующиеся археологией стали знакомиться друг с другом и осаждать сотрудников кафедры просьбами об организации занятий, об экспедициях и т.д. Отчасти наш пыл был удовлетворён тем, что лекции по археологии читали с самого начала — это был курс «Археология СССР», лишь отчасти отвечавший нашему любопытству. Но с первого же лета начались экспедиции. Пользовались любой возможностью «покопать» хотя бы в Кунцево.
Громадное впечатление произвёл Новгород с его архитектурой, мощью культурного слоя, масштабами раскопок и знакомством с настоящими археологами. Здесь мы узнали множество экспедиционных историй и немалую часть фольклора, персонажами которого были уже маститые археологи (В.Л. Янин, Н.Я. Мерперт, Б.А. Колчин и многие другие — через новгородскую экспедицию прошла не только кафедра МГУ, но и, наверное, все сотрудники Института археологии). Атмосфера была необыкновенно приятная, кормили (что немаловажно) отменно. С тех пор любовь к этому чудному городу и его экспедиции стали частью жизни очень многих, независимо от дальнейших занятий. Однако…
Археология — романтическая наука. Кое-кто у нас увлекался даже доколумбовой Америкой. Но, надо отдать должное нашим учителям, они всегда призывали соизмерять желаемое с тем, что может предоставить реальность, а она в те времена была достаточно жёстко ограничена пределами СССР, при всех больших размерах страны и огромности хронологического диапазона памятников.
Но здесь троих из нашей группы подстерёг счастливый случай. На третьем курсе появился сотрудник Института археологии Николай Яковлевич Мерперт. Он читал нам энеолит и бронзу, частично неолит. Его подход к материа-
(7/8)
лам прошлого отличался широтой. От него мы услышали о недавних открытиях зарубежных археологов, он сам был участником экспедиций и конгрессов за пределами страны. Теории, о которых знали лишь по кратким упоминаниям в литературе, стали разворачиваться перед нашими глазами. Среди них — такие ключевые, как «неолитическая революция» и связанные с ней памятники.
Мастерство лектора привлекало на занятия Н.Я. Мерперта не только тех, кто собирался в будущем заниматься ранним металлом. Ораторские способности Николая Яковлевича позволяли ему держать внимание аудитории, не делая никаких видимых усилий — это получалось само собой.
Став нашим научным руководителем, Н.Я. Мерперт взял на себя немало забот. В частности, каждую весну возникала проблема устроиться в экспедицию, а то и не в одну: каникулы были длинные, хотелось посмотреть, пока есть время, как можно больше. Казалось бы, что может быть проще: экспедиции-то государственные. На самом деле всё обстояло сложнее. Начальник — хозяин, его не могли не интересовать качества студента, ещё многого не умевшего. Разные попадались люди… Был случай, когда на юг Туркмении нас отказался взять один из первых исследователей этого (одного из немногих на нашей территории) района расселения ранних земледельцев В.М. Массон. Ничего не помогло; чуть не слезами обливались. Потом уже оказалось, что есть и другие возможности: ездили с В.И. Сарианиди, Г.Н. Лисицыной, А.Я. Щетенко и другими. Юг Туркмении был особенно привлекателен из-за его близости к тому, что традиционно именуется древним Востоком — колыбели многих цивилизаций.
Всем известно, что археологи больше других историков (здесь с ними могут соперничать лишь этнографы, да и то отчасти) близки друг другу благодаря экспедициям, камеральным работам, публикациям. Вряд ли у каких других историков есть столько воспоминаний, песен, полу-анекдотов. Большинство учились вместе, а уж экспедиции… Неудивительно, что Николай Яковлевич сразу на кафедре стал своим человеком. Особенно близок он был нам — тем, кто решил заняться ранним металлом Востока.
Но благодарны мы ему не только за археологию. Великолепный знаток отечественной литературы и поэзии, Николай Яковлевич охотно говорил о том, что в те годы оставалось для нас недоступным или труднодоступным. С благодарностью вспоминаем мы его разговоры, выходившие за пределы семинарской тематики.
В 1965-1966 учебном году возникла угроза (со стороны ректората) сокращения часов на спецкурсы. Мы, как всегда, нервничали, что будет с нашей специализацией. Вернувшись с раскопок в Болгарии, Николай Яковлевич успокоил нас,
(8/9)
сказав, что он независимо от оплаты прочтёт нам свои лекции. Мало этого. Нам не хотелось терять время в период зимней сессии, и мы имели бестактность согласиться на его предложение читать нам добавочные лекции и в это время. Надо сказать, что такое рвение со стороны не только студентов, но и преподавателя вызвало некоторое изумление со стороны сотрудников кафедры.
Николай Яковлевич не считал нужным постоянно вмешиваться в наши самостоятельные исследования. Так было и в студенческие, и в аспирантские годы. Но он был внимателен, иногда в ущерб себе из-за большой загруженности в Институте. Позже, когда нам самим пришлось преподавать, мы оценили такой подход, стимулирующий инициативу студентов. Это были отношения преподавателя старой школы к тем, кто волею судеб оказался причастен археологии, желание делиться с ними своим интересом к науке. Независимо от причуд нашей судьбы, мы навсегда сохранили к Николаю Яковлевичу чувства благодарности и дружбы.
Ученики
|