главная страница / библиотека / обновления библиотеки

КСИИМК. Вып. XLVIII. М.: 1952. А.И. Мелюкова

Каменная фигура скифа-воина.

// КСИИМК. Вып. XLVIII. 1952. С. 125-128.

 

В Ждановском историко-краеведческом музее хранится часть каменной фигуры скифа-воина, найденная среди камней, заполнявших могильную яму под курганом, раскопанным во время строительства в 1941 г. 1 [1] Как сообщил один из участников раскопок кургана, там же найден бронзовый трёхгранный наконечник скифской стрелы. Эта находка свидетельствует о принадлежности к одной эпохе публикуемого ниже изваяния и погребения.

 

Верхняя часть каменной фигуры была отбита ещё до того, как нижняя попала в засыпку могильной ямы, так как никаких других камней с изображением при раскопках кургана (рис. 39) не было найдено.

 

Высота сохранившейся части изваяния 0,72 м при толщине плиты 0,18 м. Материалом послужил коричневато-серый зернистый гранит. Каменной плите была придана форма человеческой фигуры, сужающейся к талии и расширяющейся к низу туловища. Ноги условно обозначены треугольником со срезанной вершиной. Эта часть фигуры, очевидно, была предназначена для вкапывания в землю, так как только таким образом фигура могла стоять вертикально.

 

Наружная и боковые стороны фигуры хорошо отделаны и заглажены, задняя поверхность обработана менее тщательно. На фигуре изображены предметы скифского военного обихода. Они сделаны глубокой резьбой и слегка рельефны. На талии обозначен гладкий кожаный пояс, на нём спереди, ближе к левому боку, висит меч в ножнах с характерным выступом для подвешивания к поясу, на левом боку — горит с луком, на правом секира и, вероятно, нагайка.

 

Скифское оружие передано в реалистической манере, хотя несколько схематизировано.

 

Публикуемое изваяние дополняет серию известных каменных фигур, изображающих скифов-воинов 2[2] Вместе с тем ряд заслуживающих внимания деталей отличает его от всех остальных. Прежде всего, на фигуре изо-

(125/126)

Рис. 39. Фрагмент каменной фигуры скифа-воина.

(Открыть Рис. 39 в новом окне)

 

бражены предметы, употреблявшиеся скифом-воином, которых нет на других скифских каменных стелах. Это боевой топор и предмет рядом с ним, возможно, нагайка.

 

Форма изображённого боевого топора с длинным обушком хорошо известна по находкам в скифских курганах 1 [3] и по воспроизведениям на греческих изделиях, сделанных для скифов 2[4] На фигуре мы видим скифский боевой топор с длинной рукоятью. Важно то, что здесь, в отличие от всех остальных воспроизведений, передан способ его ношения скифом-воином; как видно, скифы носили боевой топор прикреплённым к поясу, на правом боку, вниз рукоятью.

 

Нагайки как предмет обихода конного скифа-воина неоднократно упоминались античными авторами 3[5] но в археологическом материале не представлены 4[6] Форма изображённого на фигуре предмета, как мне кажется, позволяет отождествить его с нагайкой. Вероятно, они делались из кожаных ремней и имели утолщённый конусообразный конец.

 

Интересны и другие детали, помогающие выяснению способов ношения оружия. Так, меч изображён прикреплённым к поясу не только при помощи боковой лопасти на ножнах, но и ремешком, соединяющим пояс со средней частью ножен. Подобное двойное прикрепление ножен меча к поясу ещё ни разу не встречалось ни на предметах изготовления скифских мастеров, ни на фигурах скифов, изображённых на предметах греческого производства. Судя по реалистической манере передачи форм оружия и по тщательности изображения, следует считать эту деталь взятой с натуры. Очевидно в Скифии существовало два способа прикрепления ножен меча к поясу: при

(126/127)

помощи только лопасти и с дополнительным креплением ремешком, соединяющим нижнюю половину ножен с поясом.

 

В связи с этим возможно объяснить назначение второго выступа на золотой обкладке ножен меча, найденной в кургане «Солоха». Вероятно, он служил для того, чтобы прикрыть место крепления ремня, отходящего от пояса. Возможно, что погребённый в кургане «Солоха» царь носил меч так, как это изображено на каменной фигуре из Мариупольского музея.

 

Следует обратить внимание на форму нижнего конца ножен меча. Мастер изобразил хорошо известные по археологическим находкам ножны с округлённым расширением на конце, близкие к ножнам иранских акинаков. Принято считать, что способ ношения мечей в ножнах с расширением на конце был аналогичен способу ношения акинаков иранскими воинами 1[7]

 

Разбираемое нами изображение противоречит этому мнению. Очевидно, скифы-воины, в отличие от иранцев, не привязывали нижний конец ножен этой формы к ноге, а носили их так же, как ножны, сужающиеся книзу, — прикреплёнными только к поясу. Ножны могли крепиться к поясу или у правого бока, как, например, это изображено на каменной фигуре скифа из Краснодарского музея, или спереди, посредине, как обозначено на большинстве скифских каменных изваяний.

 

Конусообразный предмет, прикреплённый справа к верхнему краю ножен, можно принять за украшающую их кисть. Аналогичное изображение кисти можно видеть на одной из каменных фигур скифов-воинов из Днепропетровского музея 2[8]

 

Свидетельством того, что кисти употреблялись в качестве украшений ножен меча, являются находки в некоторых скифских курганах ворворок от кистей вместе с мечом, например в Золотом кургане близ Симферополя 3 [9] и в одном из курганов, раскопанных Б.Н. Граковым на поле Никопольстроя 4[10]

 

Лук в горите, висящий на левом боку воина, изображён с большой тщательностью, чего нельзя сказать о подобных изображениях на других каменных фигурах. Горит передаёт форму сложного скифского лука. Карман для стрел выделен специальным рельефом.

 

Важно также и то, что лук изображён не маленьким, как это сделано на большинстве фигур. Это лишний раз указывает на неправильность существующего представления о скифском луке, будто бы имевшем длину около 50 см. Находки в курганах скифских стрел длиною более 70 см и данное изображение служат доказательством того, что скифские луки имели не менее 70-80 см длины, а в отдельных случаях достигали 1 м.

 

Вопрос о том, к какому времени относится описанная фигура скифа-воина, можно решить только предположительно. Судя по форме рукояти изображенного меча, по тщательности, с какой передан набор вооружения, следует связать её с ранними изваяниями этого типа. Наиболее ранней из всех известных нам каменных фигур можно считать статую из Краснодарского музея, относящуюся, судя по голове грифона на панцыре, ко времени не позднее конца V в. до н.э. Близким к ней временем датируется фигура из Ак-Мечети 5 [11] и изваяние, найденное в Первомайском районе. Наиболее вероятной датой для фигуры из Мариупольского музея является IV в. до н.э., так же как и для упомянутой статуи из Днепропетровского музея.

(127/128)

 

К более позднему времени относятся вторая из опубликованных фигур из Днепропетровского музея 1[12] статуя из Херсонского музея 2 [13] и найденная у станицы Елизаветинской 3[14]

 

Таким образом, публикуемое изваяние не изменяет существовавшего представления о времени распространения каменных фигур скифов-воинов. Появление их относится ко второй половине V в., тогда как большинство датируется IV-III вв. до н.э. Очевидно, они бытовали в то время, когда были распространены и другие антропоморфные изображения, сделанные местными и греческими мастерами.

 

На разнообразных бляшках, обивках горитов, сосудах, навершиях и других предметах греческой и местной работы конца V-III вв. до н.э. можно видеть бытовые, ритуальные сцены и мифологические сюжеты, наряду с изображениями божеств.

 

Б.Н. Граков объясняет появление антропоморфных изображений в Скифии переходом к новым социальным порядкам, к раннему рабовладельческому государству. «До этой эпохи не появлялись соответствующие изображения потому, что культ более раннего времени ещё не требовал обязательных антропоморфных изображений» 4[15] Начиная с эпохи Атея скифские божества стали воплощаться как в греческих, так и в местных произведениях (Таргитай, Геракл, Папай).

 

К какому циклу изображений могут относиться каменные фигуры скифов-воинов?

 

На всех целых изваяниях обязательным является воспроизведение ритона в руках и оружия на поясе, среди которого центральное место принадлежит мечу.

 

Ритон, как можно считать установленным, был в Скифии символом царской или божеской власти. Меч, кроме своего прямого назначения — оружия, имел ещё и культовый характер, по крайней мере в VI-V вв. до н. э. Он был символом бога войны Арея, которому скифы, как пишет Геродот, приносили кровавые жертвы. Как оружие меч употреблялся главным образом царями и богатыми дружинниками. Даже в конце скифской эпохи, так же как и металлическая броня, он не стал обычным видом вооружения рядового воина.

 

Следовательно, можно предполагать, что каменные фигуры, в том числе и публикуемое изваяние, изображали или царя (так же, как на бляшке из кургана у с. Аксютинцы), или божество, которому скифы поклонялись. Последнее представляется более вероятным. Скорее всего подобные каменные фигуры были антропоморфным изображением бога войны Арея, обязательным атрибутом которого был меч.

 

В отличие от изображений Геракла, в которых сильно сказалось греческое влияние, скифские каменные фигуры были произведениями чисто местного искусства. Их делали скифские мастера, жившие, очевидно, в разных областях Скифии, о чём свидетельствуют различные места находок изваяний этого типа.

 


 

[1] 1 Сведения получены из музейной инвентарной книги. Приношу благодарность директору Ждановского музея за разрешение опубликовать этот интересный памятник.

[2] 2 См. Passek et Latinin. Sur la question... ESA, III, стр. 290 сл. Спицын. Археологические заметки. Тр. РАНИОН, IV, M., 1929, стр. 487. Миллер, Новый источник к изучению связи Скифии с Кавказом. Известия РАИМК, IV, стр. 97 и сл. Харлампович. Матеріали з археології та історії Первомайщини. Вісник одеськоіі комісії краєзнавства, 4-5, 1930.

[3] 1 Находки топоров такого типа особенно хорошо известны в скифских курганах Посулья и бассейна р. Тясьмина, см., например, Бобринский. Раскопки курганов в Чигиринском уезде Киевской губ. ИАК, 17, стр. 95, рис. 35.

[4] 2 На серебряном сосуде из Частых курганов, MAP, 34, таб. I-V. На обивке горита из кургана Солоха. ОАК, 1913, рис. 195.

[5] 3 См., например, Геродот, IV.

[6] 4 В отдельных курганах найдены спиральные ленты, которые принимаются исследователями за обмотку рукояток нагаек. См., например, курган 4 у с. Аксютинцы, раскопанный Мазераки. ДП, т. II, таб. XXV, 428. Однако принадлежность находок к нагайкам весьма условна.

[7] 1 См. например, Herzfeld. Iran in the Ancient Fast. London, 1941, стр. 265, 266.

[8] 2 Инв. №7961. В публикации в ESA, III, стр. 294, p. 2, изображение кисти передано неправильно.

[9] 3 ОАК за 1890, стр. 4 сл.

[10] 4 Не издан, хранится в Никопольском музее.

[11] 5 П.Н. Шульц. Памятники монументальной скульптуры Неаполя Скифского. Рефераты научно-исследовательских работ за 1945 г., М., 1947, стр. 63.

[12] 1 ESA, III, стр. 295, рис. 3 а-б.

[13] 2 Там же, стр. 296, рис. 4.

[14] 3 Миллер. Указ. ст. ИРАИМК, IV, стр. 103.

[15] 4 Граков. Скифский Геракл. КСИИМК, вып. XXXIV, стр. 15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки