● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

В.М. Массон. Первые цивилизации и всемирная история. Кишинёв: Высшая антропологическая школа. 2005. В.М. Массон

Первые цивилизации и всемирная история.

Второе, дополненное издание. Учебное пособие.

// Кишинёв: Высшая антропологическая школа. 2005. 160 с. ISBN 978-9975-9904-2-4

 

аннотация: ]

Второе издание классического труда В.М. Массона по ранним цивилизациям существенно расширено за счёт новейших данных археологии и истории. Книга предназначена для преподавателей и студентов гуманитарных вузов, изучающих исторические дисциплины, а также на всех, кто рассчитывает на действительно серьёзное понимание древнейшей истории человечества.

 

Содержание

 

Введение. — 5

 

Глава 1. Цивилизации, формации и ритмы культурогенеза. — 7

Глава 2. Ранние комплексные общества: тернистый путь прогресса. — 15

Глава 3. Раннеземледельческая эпоха: подлинные истоки цивилизации. — 26

Глава 4. Месопотамия и Египет — два титана всемирной истории. — 36

Глава 5. Анатолийский парадокс: от стремительного прогресса к замедленной эволюции. — 59

Глава 6. У непройденного рубежа: судьбы первых раннеземледельческих европейских обществ. — 67

Глава 7. Минойское общество — первая европейская цивилизация. — 78

Глава 8. Первые цивилизации Ирана: неравномерность исторического развития. — 87

Глава 9. Первые цивилизации Индостана и Средней Азии: реалии ритмов культурогенеза. — 97

Глава 10. Иньское общество — фундамент китайской цивилизации. — 112

Глава 11. Степные общества Евразии — особый путь развития. —122

Глава 12. Американские очаги первых цивилизаций. —134

 

Заключение. Результативность взаимодействия культур и цивилизаций. Зоны изоляции. Блуждающие центры прогресса. — 149

 

Библиография. —154

 

 


 

Введение.   ^

 

Первые цивилизации являются важной ступенью на пути прогрессивного развития общества, что особенно ощутимо воплощено в сфере культуры. Можно сказать, что это был третий решающий рубеж в культурном и интеллектуальном развитии человечества, рубеж, за которым следовал переход в новое качественное состояние. Первым таким рубежом было, безусловно, формирование верхнепалеолитического общества приледниковой зоны Евразии, нашедшее особенно яркое выражение в памятниках европейского материка. Устойчивые традиции домостроительства, способствовавшие выживанию в условиях тундры и лесотундры; изготовление одежды; своего рода художественные школы в мелкой скульптуре; монументальные, скрытые пещерные святилища с первоклассными живописными панно — наиболее блестящие свидетельства прогресса верхнепалеолитической эпохи.

 

Второй интеллектуальный и культурный скачок был связан с переходом к скотоводству и особенно земледелию. Резко возрос уровень благосостояния и благоустроенного образа жизни. В связи с этим получил широчайшее развитие такой вид деятельности, как прикладное искусство. Оно стало подлинно массовым и народным, что хорошо видно по орнаментированной глиняной посуде и мелкой пластике, воспроизводившей животных и антропоморфные персонажи. Судя по всему, обозначились новые качественные рубежи в умственной деятельности: развивается эмпирический фундамент преднауки, в сфере искусства проявляются первые направления, связанные с первобытным абстракционизмом.

(5/6)

 

Третий скачок — формирование первых цивилизаций — обусловил всестороннее развитие культуры и интеллектуальной жизни. Многими достижениями той эпохи — от письменности до монументальной архитектуры — человечество пользуется и сегодня. Особенно впечатляющи были новации в сфере культурогенеза. В сложных культурных системах, которые представляли собой первые цивилизации, отчётливо выступают характерные черты ряда культурных процессов, значимость которых сохраняется до наших дней. Таков механизм культурной мутации, породивший ряд кардинальных изменений, начиная с изобретения письменности. Отчётливо проявляются различные виды культурной трансформации — от спонтанной до стимулированной, — часто выступающие в своеобразном симбиозе. Впервые стала характерной системообразующей чертой культурогенеза культурная интеграция.

 

В конкретной истории первых цивилизаций, рассматриваемой в аспектах пространственной и временной ориентации, ярко выступает такая закономерная особенность всемирной истории, как диалектика общего и особенного, сочетание общих, генерализованных закономерностей и локального и временного многообразия. В рамках этой мозаичной картины проявляются и такие характерные явления, как ритмы культурогенеза с фазами стагнации, упадка и даже возвратными движениями.

 


 

Заключение.   ^

Результативность взаимодействия культур и цивилизаций.

Зоны изоляции. Блуждающие центры прогресса.

 

Даже краткий обзор основных очагов первых цивилизаций Старого и Нового Света показывает сочетание и общих тенденций, и признаков многообразия конкретных формопроявлений. Ни тот, ни другой аспект нет оснований преувеличивать. При всём уважительном отношении к индивидуальности культурного и интеллектуального развития каждого очага нельзя не видеть и некоторых общих закономерностей, которые в общественной жизни действуют не как жёсткие законы физики, а как некоторые тенденции. Совершенно ясно, что на нелёгком пути прогресса именно раннеземледельческие общества дали ту основу, на которой формировались первые цивилизации. Высокоразвитые экономические структуры, ориентированные исключительно на дары моря, позволяли порой достигать значительных результатов в сфере культурогенеза и социогенеза. Например, неолитические комплексы японского Дзёмона дают богатый набор артефактов бытовой и художественной культуры, включая пышно орнаментированную керамику и мелкую пластику, которые немногим уступают раннеземледельческим обществам. Сходные успехи с оптимальной эксплуатацией даров моря были достигнуты в прибрежном Перу в пору Уака-Приета. Однако дальнейшее движение на пути к сложным социокультурным системам, каковыми являются и цивилизации, зависело от комплексного использования этого развития. Традиции высокопродуктивного внеземледельческого хозяйства должны были быть усилены достижениями различных секторов производящей экономики. В Перу это были широкое использование маиса и развитие поливного земледелия. В Японии —

(149/150)

продвижение с материка комплексов типа Лей с развитым скотоводством, всадничеством и блоком военных разработок.

 

При доминанте в зонах высокоразвитых раннеземледельческих культур и первых цивилизаций спонтанной культурной трансформации, нельзя не отметить и некоторого пространственного смещения основных очагов цивилизации. В Месопотамии некогда процветающий Шумер уступил первенство Вавилонии, возможно в связи с экологическими трудностями, к которым привела на юге безудержная ирригация. Благоустроенный и процветающий Крит своими наработками как бы открыл дорогу к цивилизации полным жизненной энергии ахейским племенам. Но основные центры развития явственно передвигаются с острова на материк, и даже в классические времени Крит во многом живёт лишь героико-эпической славой Миноса и Минотавра. Кардинально поменялся основной очаг развития цивилизации и государства в Индостане после упадка Хараппы. Из долины Инда он прочно переместился на средний Ганг, где развернули бурную деятельность ведийские княжества. Это было как раз одним из проявлений сложного и многопланового характера развития исторического процесса.

 

Весьма существенным является аспект взаимодействия древних очагов высокоразвитых культур и первых цивилизаций. В 1958 г. индийский ученый Б. Субборао, принадлежавший к талантливому поколению ученых новой волны Индии после независимости, достаточно подробно разработал концепцию о зонах абсолютной и относительной изоляции, которые влияли на развитие племён и народов, обитавших в этих зонах (Subborao, 1958). Автор имел в виду в первую очередь физико-географические факторы, примеры чему многочисленны и широко известны. Могли быть факторы и политической изоляции, косности правящих режимов, упорно сопротивляющихся инновациям наступающей эпохи. Это хорошо известно по истории Японии XIX века и частично Китая.

 

Альтернативой таким застойным явлениям служат активные культурные и иные связи и взаимодействия, прогрессивно

(150/151)

влияющие на весь ход исторического процесса. Именно в результате творческих контактов в зонах подобных взаимодействий успехи были особенно зримы и ощутимы. Для первых цивилизаций исходное значение, безусловно, имели торговые связи, роль которых резко возросла с прогрессом металлургии, внедрением бронзы и вычленением блока общей культуры, своего рода престижной субкультуры — от архитектуры до украшений и одежды. Уже в пору первых цивилизаций такое взаимодействие было весьма активным, не говоря уже о процессе культурной интеграции. Этот процесс блестяще представлен Римской империей. Одним из инструментов такой интеграции был Великий Шёлковый путь как трансматериковая магистраль, по которой шёл активный процесс экономического, культурного и интеллектуального взаимодействия. Как бы обособленно на этом фоне ни выглядели раннеземледельческие общества Китая и иньская цивилизация Китая, абсолютной изоляции не было и здесь. В расписной керамике яншаоского круга есть геометрические мотивы, в частности мальтийский крест, не типичные для Китая и, наоборот, характерные для раннеземледельческих обществ Средней Азии. Эта тематика, правда, слабо разработана. Ясно, что основные потребительские и культурные связи иньского общества уходят на юг, в долину Янцзы, и далее, в юго-восточную Азию, откуда ко двору ванов доставляли экзотических слонов. Но налицо и западные связи с миром степей Евразии, которые, скорее всего, были двусторонними. Совершенно ясно, что именно оттуда было получено такое транспортное новшество, как лёгкая колесница, а, возможно, и сами упряжные лошади. Взаимодействие древних культур и цивилизаций, творческий обмен материальными и духовными ценностями всегда был магистральной линией человеческого прогресса.

 

Характерной чертой исторического процесса является неравномерность развития отдельных областей и регионов. Существовавшая во все времена, эта неравномерность становится особенно контрастной и зримой по мере формирования высоко-

(151/152)

развитых общественных структур. Это проявилось сразу же по мере развития раннеземледельческих обществ, ближайшими соседями которых стали племена, сохранившие традиционные формы хозяйства и культуры. В процессе формирования первых цивилизаций эта контрастность усиливается. Существуют три основные историко-культурные зоны — первых цивилизаций, раннеземледельческих обществ, ещё не достигших следующего рубежа исторического прогресса, и обширные зоны охотников, собирателей и рыболовов, продолжающих эти традиционные промыслы без значимых культурных перепадов.

 

Но сами эти большие макрозоны далеко не однородны. В их среде выделяются разноуровневые образования, и среди собственно цивилизаций выделяются центры выдающегося развития, что позволяет говорить об особом типе великих цивилизаций. К их числу относятся Шумер, Месопотамия и Китай. По ряду показателей к ним примыкает и хараппская цивилизация Индостана, но ритмы культурогенеза не сохранили в данном случае сбалансированного развития.

 

Первые великие цивилизации прежде всего выделяются масштабами охваченных регионов. Генеральной тенденцией является утверждение наряду с культурным единством единства и политического, будь то объединение номов или городов-государств. Выдающиеся культурные и интеллектуальные достижения: монументальная архитектура, письменность, прикладное искусство, — формируются в среде великих цивилизаций совершенно самостоятельно и с позиций культурогенеза носят инновационный и мутационный характер. Так же как многие другие культурные явления, культурные комплексы великих цивилизаций носят эталонный характер, и им стремятся следовать соседи, будь то «малые» цивилизации или развитые раннеземледельческие общества. Характерной особенностью великих цивилизаций является их стремление к экспансии, сначала культурной и торговой, а затем и политической. Это способствует интенсификации международных связей, как по морю, что ярко представлено Хараппой и Египтом, безусловно став-

(152/153)

шим притягательным центром греческого мореплавания, так и сухопутных, что ярко видно по месопотамской экспансии в пору позднего Убейда, а затем и Урука. Непреходящее значение центров великих цивилизаций сохраняется на многие тысячелетия, вплоть до пульсирующих культурных ритмов пространственного варианта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки