● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
|
|
|
Глиняные сосуды. Афанасьевская культура. Конец III тыс. до н.э.Clay vessels. The Afanasjev culture. The late of the III millennium B.C.(Открыть в новом окне) |
Глиняные сосуды (1, 7) и курильницы. Афанасьевская культура. Конец III тыс. до н.э.Clay vessels (1, 7) and incence cup. The Afanasjev culture. The late of the III millennium B.C.(Открыть в новом окне) |
нице с морем — гипербореи. У ранних кочевников было довольно много золотых изделий, и в их искусстве представлен образ хищных птиц. Но эти наименования явно навеяны разного рода легендами и полуфантастическими рассказами. Поэтому археологи, как люди конкретные, предпочитают пока именовать древние племена, культуру которых им доводится изучать, по наиболее характерным памятникам. В данном случае, памятники эпохи ранних кочевников, обнаруженные в районе Саяногорска, принадлежат к тагарской культуре, ориентировочно относимой к VII-I вв. до н.э.
Под земляной насыпью каждого кургана обнаружена каменная ограда размерами в среднем 12×13 м. В центре каждой из оград на глубине 1-1,7 м находилась могильная яма размерами, в среднем, от 2,7×2,8 до 3,3×3,7 м. В яму ставили бревенчатый сруб с дощатым полом, снаружи закреплённый вертикально поставленными брёвнами — тыном. Площадь срубов от 5,5 до 10,5 кв.м, высота — до 0,8 м. Могильная яма покрыта одним-двумя накатами из брёвен, застланными листами берёсты. Иногда бревенчатое покрытие ям сверху заложено крупной галькой или валунами. В срубах обнаружены коллективные захоронения взрослых и детей. Положение погребённых — вытянутое, на спине, иногда на боку. Четыре погребальные камеры из шести в какой-то момент были преданы огню. Можно думать, что этим актом ознаменовывались окончательные похороны всех погребённых в срубе. Исследованные могилы надо рассматривать как родовые или фамильные усыпальницы. Обращает на себя внимание малое количество глиняной посуды, баночной и кубковидной форм, по отношению к числу погребённых. Орудия труда и оружие представлены кинжалами, серией чеканов со втоками, ножей, игл. Все они из бронзы. Особо следует
Миниатюрный глиняный, сосуд. Ай-дай III. Тагарская культура. II половина I тыс. до н.э.Miniature clay vessel. I-die III. The Tagar culture. The 2-nd half of the I millennium B.C.(Открыть в новом окне) |
Глиняные сосуды. Ай-дай. Тагарская культура. II половина I тыс. до н.э.Clay vessels. I-die. The Tagar culture. The 2-nd half of the I millennium B.C.(Открыть в новом окне) |
отметить находки двух чеканов, украшенных в одном случае фигуркой стоящего оленя, в другом — горного козла, помещённых на обушке. Большой интерес вызывают четыре кельта уменьшенных размеров. Предметы туалета представлены зеркалами, ажурными «оленными» бляхами, диадемами и гривнами, полусферическими бляшками, изготовленными из бронзы, и бусами из аргилита, цветного стекла и сердолика. Найдены также «предметы неизвестного назначения» с рельефными головками копытного животного на обеих концах. Раскопанные курганы относятся к IV-III вв. до н.э.
Первые исследования памятников тагарской культуры на территории Саяногорска были начаты Бейской экспедицией ещё в 70-х годах. При раскопках могильника Летник VI было вскрыто 8 раннетагарских курганов (VII-VI вв. до н.э.); каждый из них имел прямоугольную каменную ограду, в которой находились одна или несколько основных могил с пристройками. Над основными могилами возводилось сооружение из валунов, окруженное рядом бо-
лее крупных камней или дополнительной внутренней оградкой. Ямы глубиной от 1,5 до 2 м с бревенчатым перекрытием содержали захоронения в деревянных рамах размерами в среднем 2,0×2,5 м. Встречены одиночные и коллективные захоронения. Положение погребённых в основных могилах — вытянутое, на спине, головой на юго-запад. В пристройках обряд погребения неустойчив — положение на горизонте, в скорченной позе, с северной ориентировкой. Инвентарь представлен глиняной посудой, бронзовыми и костяными изделиями. Преобладают баночные сосуды с узкими желобками по краю венчика, резным или штампованным орнаментом. Среди бронзовых предметов есть ножи разнообразных типов, чеканы, зеркала, бляшки, пронизки. Из костяных изделий отметим гребешок с циркульным орнаментом.
На территории инженерных коммуникаций СААЗа в могильнике Означен-
Топоры-кельты. Бронза. Тагарская культура. II половина I тыс. до н.э.Socketed axes. Bronze. The Tagar culture. The 2-nd half of the I millennium B.C.(Открыть в новом окне) |
Боевые топоры (чеканы) с зооморфным навершием. Бронза. Тагарская культура. II половина I тыс. до н.э.Battle-axes (chakans) with a zoomorphic pommel. Bronze. The Tagar culture. The 2-nd half of the I millennium.(Открыть в новом окне) |
ное VII в 1975 г. был исследован еще один большой курган IV-III вв. до н.э. С 1991 г. экспедиция начала раскопки тагарских курганов на территории индивидуального строительства в местности Ай-дай (в переводе с тюркского «Лунная гора») у юго-западной границы города Саяногорска. На участке в 3 км на расстоянии в 250-500 м к югу от дороги, идущей из Саяногорска в дерев-
(12/вклейка-1) |
(вклейка-1/вклейка-2) |
Каменное покрытие могил. Ай-дай III. Тагарская культура. II половина I тыс. до н.э.Stone cairn covering of tombs. I-die III. The Tagar culture. The 2-nd half of the I millennium В.С.(Открыть в новом окне) |
Гроб-колода из ствола лиственницы. Ай-дай III. Тагарская культура. II половина I тыс. до н.э.Coffing-log of a trunk of larch, I-die III. The Tagar culture. The 2-nd half of the I millennium B.C.(Открыть в новом окне) |
(вклейка-2/вклейка-3) |
(вклейка-3/вклейка-4) |
Украшения. Золото, бирюза, сердолик, цветное стекло. Тагарская культура. II половина I тыс. до н.э.Ornaments. Gold, turquise, cornelian, coloured glass. The Tagar culture. The 2-nd half of the I millennium B.C.(Открыть в новом окне) |
Боевой топор (чекан) с зооморфным навершием. Бронза. Тагарская культура. II половина I тыс. до н.э.Battle-axe (chakan) with a zoomorphic pommel. Bronze. The Tagar culture. The 2-nd half of the I millennium В.С.(Открыть в новом окне) |
|
|
Коллективное захоронение. Ай-дай I. Тагарская культура. II половина I тыс. до н.э.Collective burial. I-die I. The Tagar culture. The 2-nd half of the I millennium B.C.(Открыть в новом окне) |
Зеркало с зооморфной ручкой. Бронза. Тагарская культура. II половина I тыс. до н.э.Mirror with a zoomorphic handle. Bronze. The Tagar culture. The 2-nd half of the I millennium B.C.(Открыть в новом окне) |
ни Калы и Сабинку, было зафиксировано 39 курганов, земляные насыпи которых оказались повреждёнными, а в ряде случаев и полностью уничтоженными многолетней распашкой. За три сезона исследовано 11 курганов, в которых оказалось 20 могил с индивидуальными и коллективными погребениями.
Под земляными насыпями трёх курганов высотой от 2 до 3 м, диаметром от 28 до 35 м обнаружены прямоугольные ограды размерами в среднем 25×30 м, сложенные в одном случае из валунов и крупной гальки, в двух других — из песчаниковых плит. В двух из оград — две, в одной — три основных могилы с индивидуальными захоронениями. Размеры их от 3×3,3 до 5×5,5 м, глубина от 1,2 до 2 м. В каждой из могильных ям сохранились остатки бревенчатого сруба с дощатым полом. В одном из курганов могильника Ай-дай III на полу сруба стоял гроб наподобие колоды, выдолбленной из толстого ствола лиственницы. Крышка для неё была сделана из другого такого же ствола. Размеры колоды 2,40×1,30 м. Ямы покрыты одним-двумя накатами из брёвен. Стенки сруба и покрытия ям застланы листами берёсты. Бревенчатое покрытие ям сверху заложено крупной галькой и валунами в несколько слоев. Могилы ограблены. Из инвентаря сле-
дует отметить находки фрагментов диадем из листового золота, аргиллитовой двухжелобчатой бляшки, бус из бирюзы и сердолика и бронзового литого навершия — украшения погребального ложа.
В восьми курганах под остатками насыпей высотой от 0,3 до 1 м, диаметром 14-20 м находилось по одной-две могилы размерами от 3,5×4 до 5×6 м, глубиной от 1,2 до 2 м с коллективными погребениями. В могильную яму поставлен бревенчатый сруб с потолком и дощатым полом, площадью от 9,5 до 15 кв.м. Сверху ямы покрыты бревенчатыми накатами и берёстой. Четыре могилы оказались ограбленными. В двух из них было погребено от 36 до 60 человек взрослых и детей. В двух других — от 4 до 8 человек. Одна из могил сожжена. В коллективных погребениях обнаружены серии орудий труда и оружия, изготовленных из бронзы (ножи, шилья, иглы, кинжал, чеканы со втоками) и наконечники стрел из бронзы и кости. Большой интерес представляют находки трёх чеканов, украшенных фигуркой горного козла на обушке; двух ножей, рукоять которых завершается изображением стилизованной головы хищной птицы, и одного — с фигуркой кабана на конце рукояти, а также хорошей сохранности деревянного лука длиной 90 см. Из
предметов туалета и украшений следует отметить находки двух бронзовых дисковидных зеркал с фигуркой животного (горного козла?) вместо петельки, целой диадемы из листового золота, серии ажурных «оленных» блях из бронзы и бус из бирюзы и сердолика.
Исследованные курганы с индивидуальными и коллективными захоронениями по устройству погребальных камер, обряду захоронения и сопроводительному инвентарю, в том числе и по формам глиняных сосудов (в основном, кубковидных и баночных) датируются IV-III вв. до н.э.
В результате раскопок 16 тагарских курганов в могильнике Летник II и на Ай-дае получен новый материал для рассмотрения некоторых вопросов социального состава тагарского общества в IV-III вв. до н.э. Как и у кочевников Алтая, в среде тагарских племён в это время налицо обособление знати. Курганы знати по внешнему виду мало отличаются от курганов с родовыми склепами основного населения. Разница в том, что монументальные могильные сооружения в одном случае воздвигнуты над сотнями погребенных родовичей, в другом — над индивидуальными могилами родовой знати. Находка в одной из таких могил гроба-колоды из ствола лиственницы позволяет сделать предположение о существовании прямого контакта тагарского населения Присаянья в IV-III вв. до н.э. с другой группой ранне-кочевнических племён, обитавшей на Алтае и получившей в археологии наименование пазырыкской. Исследования курганов на Ай-дае дали много дополнительной информации для реконструкции погребального обряда тагарских курганов с коллективными захоронениями, особенно благодаря тому, что два кургана могильника Ай-дай I, где было погребено от 36 до 60 человек в каждом, оказались непотревоженными.
По сравнению с другими древними культурами Минусинской котловины, тагарская хорошо изучена в антропологическом отношении. Её население характеризуется «чётко выраженным европеоидным типом», имеющим наибольшее сходство с населением афанасьевской эпохи. По мнению антропологов В.П. Алексеева и И.И. Гохмана, «оно говорит о генетическом родстве и происхождении носителей тагарской культуры от афанасьевцев». Южная Сибирь бы-
ла крайним восточным пределом расселения европеоидов. На рубеже нашей эры вся Евразийская степь пришла в небывалое движение. Начиналась «эпоха Великого переселения народов». Передвижение племён затронуло и Южную Сибирь. Начинался калейдоскоп войн, вторжений, перемещений. Древнее население было, вероятно, частью истреблено, частью куда-то вытеснено, частью поглощено и ассимилировано пришедшими. Новая культура носит наименование таштыкской (первая половина I тыс. до н.э.). Таштыкцы вели комплексное хозяйство, «в котором сочетались полукочевое скотоводство (разведение лошадей, овец и крупного рогатого скота), земледелие (ручное и плужное с использованием искусственного орошения), охота и вьючное оленеводство в прилегающих к Минусинской котловине горнотаёжных районах». Таштыкские племена не были кочевниками в традиционном понимании этого термина и не последнюю роль в их жизни играли оседло-земледельческие центры — поселения.
Одно из таких поселений было открыто Бейской экспедицией в 1993 г. в
пункте Ай-дай IV. Насколько позволяют судить предварительные результаты, оно занимало площадь не менее двенадцати гектаров и, вероятно, было одним из самых крупных в предгорной полосе. О хозяйственной жизни свидетельствуют находки каменных зернотёрок, пестов, керамики, многочисленные кости домашних животных. Фрагменты шлака, обнаруженные во время обследования этого поселения, дают основание предполагать, что помимо земледелия, животноводства и гончарства жители занимались металлообработкой. К этому времени повсеместное распространение получило железо. Бронза продолжала использоваться как недорогой поделочный материал для изготовления различного рода украшений.
У большинства исследователей не вызывает сомнения тот факт, что во второй половине I тыс. н.э. носители таштыкской культуры стали одним из компонентов этнического субстрата, с которым связано появление народа, именуемого енисейскими кыргызами, предков современных хакасов.
Однако середина первого тысячелетия новой эры ознаменовалась в истории Минусинской котловины и иными — драматическими событиями. В это время на историческую арену выходят племена тюрков, которым дважды удаётся создать кочевнические государства, известные в анналах как Первый и Второй тюркский каганаты.
В 710 г. войска Второго каганата, перевалив через Кёгмен (так тогда назывался Саянский хребет), выходят в долину Среднего Енисея. Выступившие против тюрок енисейские кыргызы потерпели поражение и были вынуждены признать верховную власть тюркских каганов. Вероятно в те далёкие времена
часть тюркского войска появилась в районе современного Саяногорска. Об их присутствии свидетельствуют поминальные ограды, исследованные в начале 70-х годов в зоне строительства СААЗа. Поминальные ограды представляли «овально-подпрямоугольные сооружения из крупных валунов, плотно забутованные внутри валунником и галькой... Ограды ориентированы по странам света с небольшими отклонениями». В одном случае ограда была возведена на месте поминального костра, что в общем не характерно для поминально-погребальной практики носителей этой традиции. Примечательно, что в этой ограде был найден самый «богатый» набор вещей, состоящий из двукольчатых удил, стремени, фрагмента лезвия ножа и керамического сосуда, форма которого хорошо известна по изображениям на «тюркских» каменных изваяниях. Несмотря на малочисленность находок можно предположить, что ограды, исследованные в пункте Означенное V, связаны с обрядом, посвящённым тюркским воинам, для которых поход за Саяны стал последним в их жизни.
В 742 г. Второй тюркский каганат пал под ударами уйгуров, которые шестнадцать лет спустя сумели подчинить своей власти енисейских кыргызов. Однако на рубеже IX в. в Уйгурском каганате начались усобицы, чем незамедлили воспользоваться кыргызы, правитель которых провозгласил себя каганом, т.е. фактически заявил о своём суверенитете. Вспыхнувшая вскоре война длилась до середины IX в., когда кыргызам удалось сокрушить уйгуров. Но позднее, в X-XI вв. новая народность , вышедшая на авансцену истории, кидани, создавшие на территории современного Китая государство, известное в истории под названием Ляо (916-1125 гг.), уже не знают кыргызов в Центральной Азии.
Исторические перипетии конца I тыс. н.э. способствовали появлению в Минусинской котловине самобытной культуры, названной археологами аскизской. Судя по всему, памятники этой культуры оставлены древними кыргызами. Курганы этой эпохи были исследованы в 70-е годы под г. Саяногорском в пунктах Означенное VI и Означенное VII. В настоящее время курганы имеют вид каменно-земляных возвышений с округлой западиной в центре. Во всех курганах были погребены воины-всадники с конём. Все захоронения совершены по обряду кремации. Размер курганной насыпи и состав сопроводительного инвентаря позволяют судить о статусе погребённого. Среди находок можно отметить предметы вооружения, фрагменты поясного набора и конской
упряжи. Некоторые изделия «говорят» не только об изысканном вкусе погребённых, но так же и о высоком мастерстве древних ювелиров. В одной из могил были найдены бляшки сердцевидной формы, украшенные растительным орнаментом и инкрустированные серебром.
Военный облик погребений позволяет предположить, что енисейским кыргызам, подобно всем кочевникам, была присуща такая организация общества, при которой всякий способный носить оружие мужчина был воином.
Государство енисейских кыргызов просуществовало до завоевательных походов монголов. В 1218 г. восставшие против завоевателей кыргызы были разгромлены, традиции самобытной государственности оказались прерваны... Однако, это не означает, что с гибелью социально-политической системы перестала существовать культура, преемниками которой по праву можно считать всех живущих на земле древней Хакасии.
Исследования археологических памятников на территории строительства г. Саяногорска с 70-х годов проводятся при поддержке хозяйственных организаций. В 70-е и 1990-91 гг. работы Бейской археологической экспедиции велись по договору между ИИМК РАН и дирекцией СААЗа. С 1992 г. финансирование раскопок производит АОЗТ фирма «Саянстрой» во главе с генеральным директором Н.М. Дудко — постоянным спонсором этих исследований. Значительную помощь и поддержку экспедиции оказывает администрация г. Саяногорска в лице его главы П.П. Овчинникова.
Новое строительство и изучение культурного наследия идут рука об руку, образуя подлинное единство в прогрессе экономики и культуры.
Summary. ^
Sayanagorsk is located in the south part of the Minusinsk basin at the left bank of Yenisei river at the foothills of Sayan Mountains. This area is rich by ancient archaeological monuments.
The first barrow was excavated near v. Oznachennoje (from 1975 — Sayanogorsk) as early as in 1847 by a Finish linпuist M.A. Kastren. Then in 1887-1889 Professor I.R. Aspelin excavated two barrows dated the late I millennium B.C. The systematic explorations of this region started in 1975 in connection with the construction of the Sayansk Aluminium Smelter and young town Sayanogorsk. The work carried out by the Beyskaya archaeological expedition of the Leningrad branch of the Institute of Archaeology of the Academy of Sciences of the USSR (now — the Institute of the History of Material Culture of the Russian Academy of Sciences, St.Petersburg). As a result of the work carried out by the Beyskaya expedition (the head M.N. Pshenitsyna) in 1975, 1978-1979, 1990-1993 were fixed more than 800 tombs (from the Chalcolithic period up to the late Iron Age) and a settlement of the Tashtyk culture (the I-st half of the I millennium A.D.).
The most ancient palaeolithic site of Mina was situated near the mountain river (excavations by C.A. Vasiljev). Here the hunters for the mountain goat and birds lived. The unique anthropomorphic clay statuette has been found in the fifth layer of the site. It is age — 16000 years to our time. Now it occupies a special place in the State Hermitage Museum.
The Afanasjev chalcolithic culture (the late III millennium B.C.) presents only by the burial monuments. The cemetry Letnik VI (14 barrows) there is near local airport. Burials were in soil pits surrounded by round enclosure of boulders, coarse pebbles and slabs of sandstone. Usually there were only the one or the two bodies in each grave. In the graves a silver earring, copper awls and ornamented
pottery have been found. The tribes of the Afanasjev culture were the hunters and fishermans. They already started to breed cattle; sheep and horses.
The Tagar culture (the 2-nd half of the I millennium B.C.) presents widely by barrow-cemetries at the outskirts of Sayanogorsk: Letnik VI (8 barrows), Oznachnnoe VI (1), Letnik II (5), I-die (II).
Before the excavations each barrow presents a soil hill (d — 12-40 m). Under a hill there is a grave-pit (depth — 1-2,3 m) in which seted a chamber of wood (frame) with plank floor and ceiling. There is stone cairn covering over a grave. A rectangular enclouser (12-12×25-30 m) of boulders, pebbles and slabs surrounded a grave. The unique find was made in the barrow of the cemetry I-die III. (I-die means a moon mountain in Turkic languages). Here in the grave-pit was set the frame with plank floor, covered by wood ceiling and layers of birch bark. In the frame there was the coffinlog hollowed out of a trunk of larch. The lid of the coffin was made of other trunk of larch. The same tipe of coffin was excavated in the barrows of Pazyryk in the High Altai by M.P. Gryaznov and S.I. Rudenko. Usually there was only one body in each grave but from the 2-nd half of I millennium B.C. begin be popular and collective tombs with a hundred and more burials.
Burials were provided with clay vessels containing drink and lavishly supplied with select cuts and joints of mutton and beef. The graves contained weapons (daggers, axes, bows, arrow-heads), implements (knives, awls), mirrors and ornaments (plaques, diadems, beads).
The population of the Tagar culture practised agriculture as well as herding. They kept cows and sheep. Rich deposits of coper ore led to the Minusinsk basin becoming an important centre of ancient metal-working.
The images and ideas of the Tagar tribes are embodied in their art, where the central figures are the deer, the mountain goat, the wild-boar and birds of prey. Figures of animals decorate knives, battle-axes, daggers. Sewed bronze plaques showing deer (sometimes covered by a thin sheet gold) make their appearance in Tagar art in the fifth century B.C. This subject, which was a particular favourite with the Scythians, achieved widespread popularity and was most successfully adapted locally in the Minusinsk basin.
The tribes of the Tagar culture, to anthropologist’ mind, belonged to Europeoiden race type as well as and the population of the Afanasjev culture. Southern Siberia was extreme eastern bound of the settling of Europeoids.
The boundary of our era saw great changes for the peoples of Southern Siberia. Appearance in the steppes of the Middle Yenisei a new population marked the first stage of forming of the Tashtyk culture of the I-st half of the I millennium A.D. The tribes of this term and a settled settlements played an important role in their life. One of these settlements was investigated in the point I-die IV. It have an area of about 12 hectars. Here a pottery, quernstons, bones of animals and slag have been found. The Tashtyk tribes practised an agriculture and herding.
They kept cattle, sheep and horses. Hunting for the elk and roe (deer) played a significant role.
The subsequent history of ancient tribes of the middle Yenisei connected with other nomand peoples: turks, Yenisei’s Kirghiz, Mongols. They made a valuable contribution to forming an ethnical substrate and formed the subsequent development a new population. All the peoples and tribes which now lives in the Minusinsk basin there are successors of the ancient cultures going in the depth of millennia.
From the start in 1975 the archaeological exploration of the Beyskaya expedition was financed by the direction of the Sayansk Aluminium Smelter. Since 1992 the joint company Sayanstroy (General Director — N.M. Dudko) continued to finance this work. The significant support to the expedition was rendered by the head of the administration of Sayanogorsk P.P. Ovchinnikov.
A new construction and a study of the cultural heritage go hand in hand, creating a genuine unity of progress of economics and culture.