главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Б.И. Маршак, В.И. РаспоповаСогдийцы в Семиречье.// Культура и искусство Киргизии. ТДК. Вып. 1. Л.: 1983. С. 78-80.
1. Проблема согдийской колонизации давно изучается наукой (В.В. Бартольд, Э. Шаванн, А.Н. Бернштам, Л.Р. Кызласов, П.Н. Кожемяко и др.). В докладе мы хотели бы вернуться к этому вопросу, исходя из современного условия знаний.
2. Имеются косвенные данные о проникновении согдийцев в Семиречье в V-VI веках или немного ранее. В 630 г. в Семиречье уже были многочисленные города, население которых, по свидетельству Сюань Цзяна, говорило и писало по-согдийски. Однако, археологически города этого периода почти не исследованы. Пока нигде в Семиречье не засвидетельствованы комплексы, аналогичные комплексам V — начала VII вв. согдийской метрополии, но в более поздних слоях найдены сосуды тех форм, которые в Согде были распространены именно в IV-VII веках, а не в VIII в. В Семиречье эти занесённые ранними эмигрантами формы сосуществуют с теми, которые в Согде преобладают в конце VII-VIII вв. Керамика согдийского происхождения лучше всего представлена в слоях VIII в. — времени массовой эмиграции периода арабского завоевания. Видоизменяясь, согдийские формы неполивной керамики сохранялись в Семиречье до X-XI вв., гораздо дольше, чем в самом Согде. Это соответствует длительному сохранению в Семиречье согдийской письменности и согдийского языка (В.А. Лившиц).
3. Культура городов Семиречья существенно отличалась от культуры Согда: здесь при общем согдийском облике существенную роль играли элементы несогдийского происхождения. В Сог- де и в Семиречье были распространены одни и те же религии: буддизм, христианство, зороастризм. В Семиречье почитали чету согдийских богов с символами в виде верблюда (Л.Р. Кызласов). Теснейшие контакты приверженцев христианства и местных верований в метрополиях и колониях засвидетельствованы погребальными памятниками (кувшин с «несторианским» крестом в наусе Ак-Бешима и зороастрийско-христианский могильник VIII в. Дашти-Урдакон близ Пенджикента). Однако в Согде эпохи расцвета (VII — нач. VIII вв.) культы местных божеств определённо доминировали, а иноземные культы были очень сильно потеснены, тогда как в Семиречье они напротив преобладали, поскольку буддизм или христианство сближали в рамках одной религиозной община представителей разных народов. В буддизме сочетались согдийские и танские элементы. Это наблюдается по акбешимским буддийским храмам, прихожане которых почитали согдийских богов. Черепичные кровли и иконография указывают на связи с Востоком. Во второй половине VIII в. на смену тюргешам пришли карлуки, которые вскоре приняли христианство (С.Г. Кляшторный). В искусстве карлукской эпохи христианская иконография сочеталась с традициями согдийского искусства и с элементами буддийской иконографии (серебряное блюдо со сценой осады). Растущая статичность и упрощение рисунка характерны как для культового, так и для светского искусства конца VIII-IX вв., представленного серебряным сосудом в виде всадника (Оружейная Палата Московского Кремля). Этот сосуд демонстрирует сосуществование согдийских и степных реалий в период начинающейся тюркизации переселившихся на восток согдийцев.
4. На протяжении истории Согда колонии обеспечивали осуществление экономических, политических и культурных связей метрополии с миром степей и с отдалёнными странами. Согд не имел бы такого значения, если бы не сеть колоний, которые отдельными «островами» доходили до Монголии и Китая. Семиреченские поселения отличаются от этих «островов» — они были окраиной единого ареала расселения согдийцев, «страны Сули».
наверх |