Б.И. Маршак
История восточной торевтики III-XIII вв.
и проблемы культурной преемственности.
// СПб: «Академия исследования культуры». 2017. 736 с.
ISBN 978-5-9905898-8-9; 500 экз.
Под ред. В.П. Никонорова; вступит. статья Ф. Гренэ.
[ аннотация: ]
Настоящая книга принадлежит перу выдающегося российского археолога и искусствоведа Б.И. Маршака (1933-2006) и не имеет аналогов в отечественной и зарубежной историографии. В ней детально рассматривается развитие искусства торевтики на Ближнем и Среднем Востоке, а также на сопредельных территориях на протяжении более чем тысячелетнего периода — от поздней античности до развитого средневековья — на основе применения разработанной автором совершенно новой методики атрибуции изделий из драгоценных металлов, с помощью которой определены места изготовления, а также относительная и абсолютная хронология более 150 сосудов из золота и серебра, декорированных различными орнаментами и изображениями.
Издание рассчитано как на профессиональных историков, археологов и искусствоведов, так и на всех тех, кто интересуется восточными древностями, включая ценителей и коллекционеров произведений древнего искусства.
См. файл на странице отв.редактора.
Оглавление
В.П. Никоноров. От научного редактора. — 9
Ф. Гренэ. Борис Ильич Маршак и восточная торевтика. — 14
Л.М. Всевиов, В.Г. Шкода и др. Библиография Б.И. Маршака. — 21
Список иллюстраций [1-290]. — 41
§ 1. О ценности торевтики как источника. — 53
§ 2. Состояние исследований восточной торевтики. — 55
§ 3. Принципы методики атрибуции восточной торевтики. — 59
Часть 1.
Школы торевтов и проблемы атрибуции.
Глава 1. Чилекский клад. — 67
§ 1.1.1. Сасанидская чаша. — 67
§ 1.1.2. Эфталитская чаша. — 72
§ 1.1.3. Согдийские чаши. — 82
Глава 2. Согдийское серебро. — 84
§ 1.2.1. Школы торевтов. — 85
§ 1.2.2. Сравнение школ А и В между собой и с не входящими в них сосудами. — 95
§ 1.2.3. Школа С в сравнении со школами А и В. — 99
§ 1.2.4. Аналогии в искусстве стран Азии. — 102
§ 1.2.5. Историческая интерпретация и уточнение атрибуций. — 116
§ 1.2.6. Дополнительные материалы и проверка типологии. — 121
Глава 3. Серебро X-XI вв. Средняя Азия, Северный Иран, Сирия. — 131
§1.3.1. Серебро X в. — 131
§ 1.3.2. Серебро XI в. — 138
Глава 4. Культурные связи Востока и Европы в торевтике XI-XIII вв. Серебро с чернью. — 146
Вместо предисловия. — 146
Раздел 1. Связи торевтики Ирана, Сирии, Византии и Западной Европы в XI-XII вв. — 147
§ 1.4.1. Иран и Антиохия в XI — начале XII в. — 147
§ 1.4.2. Сирия и Византия в конце X — XI вв. Аахенская курильница. — 153
§ 1.4.3. Серебряные браслеты с чернью, их иранские и среднеазиатские аналоги. — 154
§ 1.4.4. Серебряные браслеты и искусство Иерусалимского королевства. — 155
§ 1.4.5. Проблема северосирийской торевтики, некоторые вопросы методики. — 158
§ 1.4.6. Браслеты, курильница из Сан-Марко (Венеция), памятники Сирии и Армении. — 159
§ 1.4.7. Амулет из Музея Виктории и Альберта в Лондоне и серебряная чаша, найденная в Тарту. — 163
§ 1.4.8. Проблема локализации серебряных чаш византийского круга. — 164
§ 1.4.9. Классификация серебряных чаш. Группа тартуской чаши. — 167
§ 1.4.10. Связи группы тартуской чаши с Западом. Контакты русского и романского художественного ремесла. — 170
§ 1.4.11. Блюдо из Болгарии и чаша из Сургута, сирийские и армянские элементы. Вопросы датировки и локализации. — 173
§ 1.4.12. Черноморская торговля и вопрос о связях древнерусской торевтики. — 174
§ 1.4.13. Чернь на тартуской чаше и поднос из Сургута, связи подноса с памятниками Ирана и Европы. Греко-венецианский реликварий с чернью. — 176
§ 1.4.14. Влияние Хорасана на Ближний Восток в XI-XII вв. Вопрос о связях Руси с Ближним Востоком в XII в. — 179
Раздел 2. Светская торевтика крестоносцев. — 182
§ 1.4.15. Методическое значение сходства отдельных признаков несхожих вещей. Вопрос о светской торевтике крестоносцев. — 182
§ 1.4.16. Чернь краковского ларца. — 184
§ 1.4.17. Краковский ларец и памятники византийского искусства. — 185
§ 1.4.18. Изображения на краковском ларце. — 186
§ 1.4.19. Изображения на блюде из Ирбита и чаше из Ржищева. — 188
§ 1.4.20. Стилизация фигур животных, восточные аналогии. — 190
§ 1.4.21. Романский характер изображений и вопрос о месте производства. — 191
§ 1.4.22. Аналогии в Северной Европе. — 194
§ 1.4.23. Аналогии в Италии. Школа торевтов-крестоносцев. — 199
Раздел 3. Вильгортская и черниговская чаши. — 206
§ 1.4.24. Связи изделий крестоносцев с вильгортской и черниговской чашами. — 206
§ 1.4.25. Чернь вильгортской и черниговской чаш. — 207
§ 1.4.26. Воинские сцены на чашах. Вопрос об эпическом сюжете. — 208
§ 1.4.27. Геральдические композиции на чашах. Киликийские аналогии по мелким признакам. — 210
§ 1.4.28. Вопрос о киликийской атрибуции. Значение широкого круга частичных аналогий. — 212
§ 1.4.29. Исламские аналогии. Чаша Улуг Хумаюна и её датировка. Золотоордынские чаши. — 215
§ 1.4.30. Чаша Улуг Хумаюна и вопрос о серебре Румского султаната. Сельджукское серебро и чаши из Вильгорта и Чернигова. — 217
§ 1.4.31. Изображения в центральных медальонах. Давид и Орфей. Сцены с Давидом в рельефах владимиро-суздальских церквей. Восточные детали рельефов. — 221
§ 1.4.32. Разложение тронной сцены на византийской серебряной чаше. — 226
§ 1.4.33. Мелодия или Вирсавия. Связи с романским искусством. — 227
§ 1.4.34. Трактовка складок одежды и лиц на вильгортской и черниговской чашах. Её отличие от византийской. — 230
§ 1.4.35. Вильгортская и черниговская чаши как памятник взаимовлияния искусства Византии, исламского Востока и крестоносцев. — 232
§ 1.4.36. «Варварские» подражания сосудам с исламскими, византийскими и западными элементами. — 233
§ 1.4.37. Киликийская атрибуция вильгортской и черниговской чаш как наиболее вероятная. — 234
Раздел 4. Связи Востока и Запада в торевтике XIII в. — 235
§ 1.4.38. Ларец из Сан-Марко и его чернь. — 235
§ 1.4.39. Поздние восточные элементы декора ларца из Сан-Марко. Связи с Ближним и Дальним Востоком. — 236
§ 1.4.40. Левантийская локализация ларца. Вопрос о связях с Венецией. — 239
§ 1.4.41. Армянские аналогии для деталей из Сан-Марко. — 242
§ 1.4.42. Восточные элементы декора греко-венецианской чаши из Музея исторических драгоценностей Украины. — 243
§ 1.4.43. Ларец Трирского собора. Восточные и западные элементы дна декора. — 245
§ 1.4.44. Скань трирского ларца. Аналогии в Сицилии и Византии. — 247
§ 1.4.45. Вопрос о роли контакта искусства Западной Европы и Китая в XIII в. для развития спиральных сканей исламских стран и Византии. — 248
Общие замечания. — 251
Часть 2.
Развитие торевтики в III-XIII вв. с историко-культурной точки зрения.
Глава 1. Наследие древности. — 255
§ 2.1.1. Традиции мастеров и традиции заказчиков. Согд и Хорезм. — 256
§ 2.1.2. Подражание древности в торевтике Тохаристана. — 261
§ 2.1.3. Освоение классических мотивов в торевтике. Сасанидская империя. — 266
Глава 2. Сасанидский вклад. — 270
§ 2.2.1. Традиции в сасанидской торевтике: тенденции разных школ. — 270
§ 2.2.2. Сасанидское влияние в Кушаншахре. Кушано-сасанидские и эфталитские царские сосуды. — 277
§ 2.2.3. Эфталиты в Индии: связи с сасанидским искусством в эфталитской торевтике. — 280
§ 2.2.4. Торевтика бывших эфталитских владений в долине Кабула, Забулистане и Тохаристане в VI-VIII вв. Значение индийских и иранских элементов. — 283
§ 2.2.5. Вопрос о постсасанидской торевтике на Востоке. — 290
§ 2.2.6. Согд и сасанидское наследие. — 294
§ 2.2.7. Эпос в торевтике сасанидского Ирана и Согда. — 297
§ 2.2.8. Восприятие сасанидской торевтики в странах к востоку от Ирана. — 304
§ 2.2.9. Сасанидское наследие в самом Иране. — 304
§ 2.2.10. Псевдосасанидская бронза и вопрос о византийском и сасанидском наследии в художественном ремесле Халифата. — 307
Глава 3. Согдийские традиции. — 310
§ 2.3.1. Хорасанский синтез. — 311
§ 2.3.2. Орнамент в аббасидской торевтике и его связи с согдийской традицией. — 317
§ 2.3.3. Вопрос о восточных прототипах европейской торевтики IX-X вв. Клад из Надь-Сент-Миклоша. — 320
§ 2.3.4. Северные и восточные связи Согда. Центральная Азия и Дальний Восток. — 328
§ 2.3.5. Связи византийской торевтики со Средней Азией и Китаем на северной ветви Шёлкового пути. — 330
§ 2.3.6. Культовые изображения в торевтике. Христианская торевтика Семиречья. — 331
Глава 4. Восточные связи в торевтике молодых государств раннего средневековья. — 337
§ 2.4.1. Контакты согдийского и тюркского художественного ремесла (изделия из «Перещепинского клада»). — 337
§ 2.4.2. Торевтика кыргызов и тюрок в VIII-X вв. Общие черты торевтики государств кочевников. — 341
§ 2.4.3. Хазарская торевтика VIII-IX вв. — 347
§ 2.4.4. Восточные элементы в аварском и великоморавском металле VIII-IX вв. — 352
§ 2.4.5. Связи мадьярской торевтики IX-X вв. со Средней Азией. — 355
§ 2.4.6. Восточные мотивы в древнерусской торевтике X в. — 358
§ 2.4.7. Как контакты старых и новых цивилизаций в VI-X вв. отражаются в торевтике. — 362
Глава 5. Серебро Ближнего и Среднего Востока в X-XII вв.: предыстория самодовлеющего стиля сельджукского периода. — 364
Заключение. — 370
Типологическая таблица предметов согдийского серебра (Т). — 374
Конкорданс к воспроизведениям памятников искусства, иллюстрирующим основной текст книги (рис. 1-224, 234, 250, 252-290) с их атрибуцией и местом хранения. — 376
Указатель времени правления сасанидских царей. — 390
Приложения.
Приложение 1. Серебряное блюдо со сценой полёта Александра Македонского. — 393
Приложение 2. Серебро за меха. — 425
Приложение 3. [Кат. №73] Блюдо. Сцена охоты на льва. — 434
Цитированная литература. — 435
Список использованных сокращений. — 475
Иллюстрации [1-290]. — 479
|