главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Б.И. МаршакИранские серебряные и золотые сосуды
|
|
|
[ С. 50 ] (Открыть в новом окне) |
[ С. 52 ] (Открыть в новом окне) |
провинций. Тюркские каганы покровительствовали согдийским торговцам и пользовались услугами согдийских дипломатов и писцов. Вероятно, согдийцы-ремесленники также селились среди тюрок. В то же время в согдийских княжествах появились администраторы, воины, а иногда и правители тюркского происхождения.
В Перещепине нет чисто согдийских вещей, но многие золотые и серебряные изделия в той или иной степени близки к тюркским или согдийским образцам, а в ряде случаев обладают особенностями и тех, и других.
В VI-VIII вв. похожие друг на друга металлические кубки распространились от Китая до Аварского каганата в долине Дуная. Перещепинские серебряные кубки отличаются от западных и восточных вариантов, их точные аналогии найдены только на территории Украины. Эти кубки первоначально принадлежали какому-то другому владельцу, — только они имеют знак, нанесённый во время древней «инвентаризации» (обычай метить кубки существовал у аваров).
На золотых кубках знаков нет. Видимо, они изготовлены для человека, к которому уже до того перешёл набор серебряных, так как при этом мастер совсем другой выучки копировал некоторые узоры серебряных кубков. Золотых дел мастера знали и византийские, и тюркско-согдийские орнаменты, но работали они, по всей вероятности, в Восточной Европе на последнего владельца клада. Об этом говорит то, что один из этих мастеров применял накладные полоски с продольным желобком, которые встречаются ещё на нескольких вещах и, в том числе, на В-образных боковых выступах ножен, не завершённых к моменту захоронения. Детальный анализ показывает, что не менее двух златокузнецов, работая в одном центре, скорее всего, в ставке предводителя, похороненного в Перещепине, пользовались общим набором «полуфабрикатов». Две серебряные кружки-кувшины сделаны одним мастером, а золотые сосуды схожих форм — двумя другими. Особенно интересна деревянная кружка, облицованная золотыми пластинками (только эти пластинки и ручка дошли до нас, тогда как деревянная основа не сохранилась). Основной мотив декора — горящий куст над холмами — напоминает о библейской «Неопалимой Купине». Стиль декора очень близок к тюркскому, а сюжет свидетельствует о начале распространения единобожия в кочевнической среде (иудаизма и христианства среди хазар, христианства среди болгар). Облицовка была некогда перемонтирована человеком, не понимавшим сюжета, причём две боковые пластины поставлены вверх ногами.
Устье колчана и седельные накладки имеют характерный согдийско-тюркский узор из полупальметт, тогда как каркас устья близок к аварским изделиям такого рода.
В целом тюркско-согдийская группа довольно обширна: в неё входят также меч, разные детали ножен, пряжки, наконечник ремня, посох и т.д. Среди этих изделий нескольких мастеров могут быть привозные, но в отличие от византийских и сасанидских они не изолированы от остального комплекса, а по тем или иным технико-стилистическим признакам близки к предметам без тюркских или согдийских особенностей. В целом, можно говорить не об импорте из Средней Азии или азиатских степей, а о восточно-европейском центре, который сложился под влиянием этих регионов. Появление в Перещепине тюркско-согдийских вещей свидетельствует о связях последнего владельца сокровища с Востоком, хотя характер этих связей пока не может быть выявлен со всей достоверностью.