главная страница / библиотека / обновления библиотеки
|
Рис. 1. Трирский ларец. Вид спереди; деталь орнамента.(Открыть Рис. 1 в новом окне) |
Рис. 2. Трирский ларец. Дно.(Открыть Рис. 2 в новом окне) |
Задача этой статьи — исследовать истоки сканей XIII-XIV вв. в Византии и на Востоке, опираясь на такой ключевой памятник, как трирский ларец. Однако придётся изучать не технику сканей, поскольку большинство предметов известно мне только по фотографиям, а композиции и мотивы узоров.
Попробуем сначала, не обращаясь пока к самим сканям, определить дату и родину ларца по всем остальным признакам. Его форма с усечённо-пирамидальной крышкой хорошо известна по византийской слоновой кости, но к XIII в. она получила широчайшее распространение. Львиные ножки — западный, но не датирующий мотив. Застёжки с изображением льва и драконов — готические, но они могут быть и несколько более поздними, чем сам ларец. Стенки и крышка состоят из панно со сканью и рамок с узором из крестовидных цветов, который Н. Ирш находил возможным отнести к среднеевропейской готике. [7] Этот несложный узор известен и на христианском Востоке. Надо отметить, что дно с его, на первый взгляд, исламским декором и рамки с отнюдь не исламскими крестовидными цветами выполнены вместе.
Общая композиция дна с переплетёнными лентой медальонами, включающими в себя розетки, находит аналогии в архитектурном убранстве X-XI вв. на территории от Византии [8] до Средней Азии, [9] но сами розетки там другие. Самые маленькие розетки трирского ларца близки к двум розеткам, оплетённым лентой, которые украшают заднюю сторону серебряного ларца XIII в. из сокровищницы Сан-Марко в Венеции, причём на трирском ларце в розетках
имеется канфаренный фон, который лишь частично сохранён на венецианском. [10]
Эти розетки, в середине которых помещён пересечённый крест-накрест четырёхугольник, восходят, видимо, к ранневизантийский ювелирным изделиям (Египет, VI в.). [11] Развитие подобных розеток трудно проследить из-за фрагментарности материала по исламскому орнаменту, но особенно популярными они становятся к XIII в., когда сходные розетки и составленные из них композиции появляются и на заставках армянских рукописей. [12] На Западе в подобных розетках X-XIII вв. строго сохраняли форму срединного квадрата, тогда как на Востоке (в частности, на обоих серебряных ларцах) квадрат обычно превращали в четырёхугольник с прогнутыми сторонами. Звездообразные средние части других розеток с овальными «перевязками» там, где от лучей звезды расходятся полупальметты арабесок, весьма близки к сходным узорам изразцов медресе Каратая. [13] И в этом случае можно назвать армянские параллели. [14] Однако, хотя все розетки дна по построению и по канфаренному фону восходят к восточным прототипам, [15] в некоторых розетках (в частности, в центральном медальоне) сам характер плетения из ровных и широких «ремней» существенно отличается от арабески с её тонкими стеблями и расширениями полупальметт. Такое плетение чуждо и византийскому орнаменту, напоминая, скорее, о западноевропейских романских инициалах.
Пространство между розетками и бордюром (кроме углов) занято фигурами зверей и чудовищ на традиционном иранском фоне из витков спиральной ленты с небольшими выступами. В XIII в. и такой фон, и такие фигуры (парные львы с одной головой, сфинксы в коронах с драконьими головами на хвостах, грифоны, три зайца с как бы сросшимися ушами, образующие розетку) были весьма обычны и в странах к западу от Ирана. Не ранее второй половины XIII в. распространяются частые дужки из коротких штрихов, передающие шерсть животных и фактуру листьев. [16] В сочетании с канфарением фона этот приём особенно характерен для серебра эпохи монгольского владычества. [17] Однако короны сфинксов — чисто западные с тремя лилиями, причём тип их лиц также безусловно западный, не находящий никаких аналогов на Востоке. Этот северный тип короны в XIII в. становится обычным в христианских странах Средиземноморья. [18]
За исключением лиц и корон сфинксов, все элементы декора дна имеют восточное происхождение, но они видоизменены мастером западной выучки. Скань трирского ларца отличается от сканей XIV в., с которыми её обычно сопоставляли, участками с заполнением из однообразных прямых рядов коротких завитков. Каждый из этих рядов похож на меандр. Этот приём типичен для Сицилии конца XII — первой половины XIII в. [19] Поскольку, однако, орнамент дна и общая композиция скани не сицилийские и вообще не западные, можно думать, что мастер сканей трирского ларца, скорее всего, был сицилийцем или уроженцем юга Италии, но работал он не в Сицилии, а на Ближнем Востоке. Если принять сирийскую атрибуцию А.А. Спицына, то речь должна идти о тех городах, которые во второй половине XIII в. ещё принадлежали крестоносцам.
Один из элементов скани ларца — вписанная в круг плетёнка — находит аналогию в скани XII в., украшающей скипетр венгерских королей, где этот мотив, возможно, имеет византийское происхождение, [20] но основной круг аналогий относится уже к монгольскому времени. При этом известная «шапка Мономаха» и по спиралям, и по фигурным просветам в скани, и по шестилепестковым розеткам, и по скоплениям зерни в глазке спирали очень близка к скани ларца, но её лотосы и плетение внизу — уже определённо восточные, а не византийские мотивы. К «шапке Мономаха», как показал тот же А.А. Спицын, очень близка сканая пектораль из шахрисябзского клада, известная под именем «бухарской бляхи», в которой дальневосточные элементы гораздо отчётливей. Наконец, в самом Китае, в провинции Хунань, были найдены серьги, не имеющие твёрдой даты, но, судя по их дужкам в виде вопросительного знака, не намного более древние, чем «шапка Мономаха». [21] Эти серьги имеют и спирали с короткими завитками, и фигурный просвет, и розетки из зерни в глазке спирали (рис. 3). Таким образом, при всей изощрённости их выделки хунаньские серьги по композиции тоже родственны сканям ларца. Однако в более раннее время ни в Византии, ни на Ближнем Востоке, ни в Китае, насколько можно судить по имеющимся изделиям, не было таких чётких спиралей с короткими завитками, отходящими от основной спирали.
Зато в Западной Европе в 1220-1230-х гг. спиральные композиции сканей достигли своего полного развития. [22] Причём на Западе, прежде всего в долинах Мааса и Рейна, но также и в других странах прослеживается сложение таких композиций (в частности, появление розеток из зерни в глазке спирали) уже в конце XII в.
Было ли развитие спиральных композиций в Европе и в обширных монгольских владениях — от Малой Азии и северной Сирии до Поволжья на севере и до Китая на востоке — единым процессом или в обоих случаях развитие шло самостоятельно, а результаты совпали случайно? Учитывая историческую обстановку эпохи монгольского нашествия, следует считать более вероятным, что имел место прямой контакт. В Каракоруме работал Гийом Буше — парижский ювелир и придворный мастер Великого хана. В его распоряжении было 50 местных помощников. Гийом
Буше послал Людовику IX пояс с магическим камнем монголов, скорее всего изготовленный им самим или в его мастерской. [23] Вообще при монголах вкусы чужеземцев оказали огромное влияние на китайское художественное ремесло, которое под их влиянием перешло от изысканной сдержанности к нравившейся новым владыкам и иностранцам пышности убранства. [24]
Возвращаясь к трирскому ларцу, надо отметить, что его скани сходны не непосредственно с европейскими спиральными сканями, а с родственными им, по-видимому, восточными сканями монгольского времени, сохраняя по другому признаку сходство и с сицилийскими образцами, для которых как раз не были характерны спиральные композиции.
Скорее всего, скани трирского ларца отражают слияние двух традиций: сицилийской и ближневосточной монгольского времени — возможно, через посредство продукции мастеров ханской ставки времени Гийома Буше, отразившей всё-таки тоже западное (но не сицилийское) влияние и в свою очередь повлиявшей на мастеров всей монгольской империи XIII в.
Трирский ларец — не единственный образец восточной скани на христианском памятнике второй половины XIII — начала XIV в. Из других предметов этого круга можно назвать также опубликованный А.В. Банк серебряный крест, [25] который, как она отмечает, близок к трирскому ларцу по ряду деталей. [26] В сканях этого креста уже определённо чувствуются дальневосточные элементы.
Вопрос о контактах европейских и восточных традиций, изучению которого посвятила ряд работ А.В. Банк, на материале сканей сейчас ещё только ставится. Решить его (и это характерно для изучаемой эпохи великих контактов) можно будет только с привлечением более обширного материала из всех стран, лежащих между Атлантикой и Тихим океаном.