главная страница / библиотека / обновления библиотеки
A.М. МандельштамЗаметки об археологических памятниках усуней.// Культура и искусство Киргизии. ТДК. Вып. 1. Л.: 1983. С. 46-48.
Археологические памятники усуней, впервые выделенные на С.В. Средней Азии более 50 лет назад, остаются и в настоящее время одним из важных объектов исследований. Мнение о прямой преемственности последовательных периодов — сакского и усуньского было высказано более 30 лет назад А.Н. Бернштамом. Он также высказал сомнение в достоверности сообщений письменных источников о передвижении усуней в Среднюю Азию с востока.
Следует однако отметить, что недостоверность сообщений письменных источников не может считаться доказанной: они сохраняют своё значение, поскольку поддастся определённой проверке путём сопоставления известий, восходящих к независимым первоисточникам. О былом обитании усуней у восточной окраины Восточного Туркестана свидетельствует письмо сюннуского шаньюя Маотуня (177 г. до н.э.). Передвижение их в пределы Средней Азии произошло во второй половине II в. до н.э.
Отнесение некоторыми исследователями ранней группы усуньских могильников к III-II вв. до н.э. подразумевает наличие хронологической границы между сакским и усуньским периодом на рубеже II и III вв. до н.э., что не находит подтверждения ни в известных нам фактах истории данной части Средней Азии, ни в археологических материалах. Датировка и атрибуция соответствующих памятников нуждается в дополнительной проверке.
В настоящее время при выделении и интерпретации памятников усуней целесообразно использовать данные не только среднеазиатской, но и центральноазиатской археологии.
Как и для сакского периода на С.В. Средней Азии, для «скиф- ского» периода в Туве (уюкская культура) характерно расположение погребальных сооружений цепочками; затем оно сменяется внешне бессистемным, но имеющим иные закономерности. Такое изменение во внутренней топографии могильников совпадает с появлением новых групп населения с юга.
Погребальные сооружения «скифского» периода в Туве нередко имеют наружные каменные ограды круглой или квадратной формы. В «постскифское» время распространены «поминальные» выкладки различной формы, под которыми обнаруживаются глиняные горшки и зольные пятна. Они нередко составляют единые комплексы с погребальными. Во II в. до н.э. появляются подбойные могилы. Этот факт существенен для решения вопроса о принадлежности подбойных могил в Средней Азии. Их появление в Туве как «сопутствующее» явление в период передвижении с юга населения, характеризующегося культурой сюннуского облика, говорит за распространенность их в районе обитания юэчжей. Таким образом возможно связывать подбойные могилы на С.В. Средней Азии с ючжами. Однако нельзя исключать возможность заимствования таких могил и усунями в период обитания на востоке.
Заслуживают внимания близкие аналогии предметам из усуньских погребений в материалах из Тувы позднего этапа уюкской культуры. Это железные булавки с шаровидными завершениями, спиралевидные серьги с поперечным колечком для подвески, бронзовые зеркала с боковой ручкой и с отверстием, прямоугольные пряжки-обоймы, подвески типа «костылька».
Керамика в усуньских погребениях также находит аналогии в Центральной Азии. Это кувшины и горшки, украшенные горизонтальным рифлением, и отдельные сосуды с росписью. Встречаются также кувшины вытянутых пропорций, сходные с характерными алтайскими.
Отмеченные факты свидетельствуют, что имеющиеся археологические материалы не позволяют отказываться от традиционного истолкования письменных источников о ранней истории усуней. Неотложной задачей на пути к выделению памятников усуней следует считать детальный анализ керамики сакского и усуньского периодов с привлечением материалов из катакомб.
наверх |