главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки

А.Г. Малявкин

Танские хроники о государствах Центральной Азии.
Тексты и исследования.

// Новосибирск: 1989. 432 с. ISBN 5-02-028988-4.

 

[ 2 ]

 

«СИНЬ ТАН ШУ», гл. 37. Трактаты, гл. 27 (Географический трактат /гл. 1/)

 

2-СТШ, 1

 

После того как государство Суй уничтожило государство Чэнь (557-589), Поднебесная объединилась. Затем [в административной номенклатуре] чжоу были

(9/10)

заменены на цзюнь и по образцу ханьской системы учреждены должности тайшоу, правители столичного округа и правители округов осуществляли руководство. [Учреждено] округов 190, уездов — 1255, [в стране насчитывалось] семей — 8 907 536, человек — 46 109 956. Её территория простиралась с востока на запад на 9300 ли, с юга на север — на 14815 ли. На востоке и юге она достигала моря, на западе — государства Цзюймо, на севере — [округа] Уюань.

 

Когда возникло государство Тан, то император Гао-цзу заменил цзюнь на чжоу, тайшоу были переименованы в цыши, кроме того, созданы управления дуду для руководства ими. Однако в самом начале, когда была упорядочена Поднебесная, было временно учреждено слишком много округов (чжоу и цзюнь). В первый год царствования императора Тай-цзуна (626-649) был издан императорский указ о проведении объединения и упорядочения [административной структуры]. Затем в зависимости от удобства расположения гор и рек Поднебесная была разделена на десять провинций (дао): первая провинция названа Гуаньнэй, вторая — Хэнань, третья — Хэдун, четвёртая — Хэбэй, пятая — Шаньнань, шестая — Лунъю, седьмая — Хуайнань, восьмая — Цэяннань, девятая — Цзяньнань, десятая — Линнань. В 13-м году [эры правления Чжэнь-гуань] (9.II.639 — 28.I.640) в реестрах было зарегистрировано всего округов и столичных округов (фу) — 358, уездов — 1551. В следующем году (29.I.640 — 15.II.641) умиротворён Гаочан и число округов увеличилось на два, уездов — на шесть.

 

После того как на севере уничтожили туцзюэского [кагана] Сели, а на западе умиротворили Гаочан, на севере [территория] простёрлась за горы Инь-шань, на западе достигла Великой пустыни. Территория страны на востоке кончалась у моря, на западе доходила до Карашара, на юге включала южные пределы округа Линьчжоу (район современного города Хуэ в центральной части Вьетнама), на севере соприкасалась с границами сеяньто. В общей сложности она простиралась с востока на запад на 9511 ли, с юга на север — на 16918 ли.

 

Во 2-м году эры правления Цзин-юнь (24.I.711 — 11.II.712) округа и уезды в Поднебесной были разделены [на группы] и учреждено 24 управления дуду для управления ими. Потом из-за их самовластия они оказались неприемлемыми и были упразднены. В 21-м году эры правления Кай-юань (21.I.733 — 8.II.734) из числа десяти провинций провинции Шаньнань и Цзяннань были разделены каждая на Восточную и Западную, дополнительно учреждена провинция Цяньчжун, а затем выделены столичный район (Цзинцзи) и район Восточной столицы (Дуцзи). Учреждены пятнадцать должностей цай-фанши для осуществления контроля, обязанности их соответствовали ханьским цыши.

 

Во время эры правления Тянь-бао (742-756) возникли мятежи. Войска потребовались в Срединном государстве (Чжунго); Хэси и Лунъю, оставшиеся без охраны, были захвачены тибетцами. Только во время эр правления Да-чжун (847-860) и Сянь-тун (860-874) провинция Лунъю была возвращена. После эры правления Цянь-фу (874-880) в Поднебесной началась великая смута, что привело к гибели империи Тан.

 

Если говорить о периоде наибольшего процветания империи Тан, то это будет время эр правления Кай-юань (713-742) и Тянь-бао (742-756). [Территория страны] на востоке доходила до г. Аньдун (в нижнем течении р. Ялуцзян, на границе с Кореей), на западе — до Аньси (Куча), на юге — до Жинань (часть современной провинции Куангбинь во Вьетнаме), на севере — до [наместничества] Шаньюй (часть района Внутренней Монголии к северу от Ордоса). Таким образом, на севере и юге территория была так же обширна, как и во время государства Хань, на востоке не достигала её пределов, а на западе превосходила.

(10/11)

 

В 28-м году эры правления Кай-юань (2.II.740 — 21.I.741) в книгах приказа по учёту населения и сбору налогов значилось округов (цзюнь) и столичных округов (фу) — 328, уездов — 1573, семей — 8412871, человек — 48 143 609. Обрабатываемых полей — 14 403 862 цин (1 цин — около 6,6 га).

(СТШ, гл. 37, с. 1а, 4-1б. 11)

 

Тексты 1-ЦТШ, 1 и 2-СТШ, 1 дают полное представление об официальной точке зрения правящей верхушки Срединного государства на то, какие земли и почему включались в состав территории страны. Этот критерий был простым и чётким — территорией страны считались только те земли, на которых были учреждены регулярные административно-территориальные единицы. При этом, как можно понять из приведённых текстов, такая точка зрения господствовала по крайней мере начиная со времени существования государства Хань.

 

В приведённых выше текстах границы страны указаны, конечно, слишком схематично, но и такое описание даёт полное представление о территории Срединного государства. Особенно ценны приведенные в ЦТШ сведения о динамике границ страны начиная с империи Хань. Следует также обратить самое серьёзное внимание на утверждение СТШ, что территория государства Тан на западе превосходила территорию империи Хань. Другими словами, районы Бешбалыка и Турфанского оазиса (танские округа Тинчжоу и Сичжоу) не включались в состав территории империи Хань. К ситуации, складывавшейся на границах империй Хань и Тан, по-видимому, вполне правомерно будет применить термины международного права «де-юре» и «де-факто». С точки зрения де-юре территория государства Хань не простиралась далее Дуньхуана и Хами, а территория государства Тан в период с середины VII в. до 750 г. дополнительно охватывала районы Бешбалыка (северные склоны Тянь-Шаня к востоку от города Урумчи) и Турфанского оазиса. Такова официальная точка зрения историографов Срединного государства, и, как будет показано в данной работе, она полностью соответствует реальному положению. Совершенно неправильными являются выводы большинства исследователей, в том числе и некоторых отечественных, включающих в состав этих империй значительно большие территории на севере и западе.

 

Что касается положения на территориях соседних государств во время существования империи Тан, то наиболее характерной его особенностью было отсутствие стабильности. В период наивысшего расцвета внешнеполитической деятельности этого государства его форпосты иногда выдвигались далеко на запад. Стимулом, толкавшим ханьских и танских завоевателей на запад, было стремление овладеть важнейшими международными торговыми путями, связывавшими Запад и Восток. Приобретение новых территорий как самоцель, по-видимому, не играло значительной роли при осуществлении агрессивной политики владыками государств Хань и Тан. Вся стратегия и тактика ханьских и танских экспансионистов свидетельствует о стремлении поставить под свой контроль торговые пути и обезопасить себя от коренного населения стран, через которые эти пути проходят. Первая задача решалась просто (когда имелись силы и средства). Вдоль торговых путей строились укрепления, в которых размещались гарнизоны из ханьских солдат. Значительно труднее было обезопасить эти гарнизоны от нападений, сохранить их в неприкосновенности и обеспечить постоянную связь с западными странами.

 

Эта вторая задача решалась как с применением военной силы, так и с помощью дипломатических приёмов, среди которых не последнюю роль играли подкуп и натравливание одних вождей на других (руками варваров подавлять варваров). Нам уже приходилось писать, что конечной целью всех дипломатических манёвров и военных кампаний, проводимых Срединным государством, была ликвидация возможности объединения кочевых племён Центральной Азии в союзы и создания ими государственных образований. «Идеальный порядок» в степях, с точки зрения танских стратегов, был тогда, когда здесь кочевали отдельные сравнительно небольшие племена, враждовавшие друг с другом [Малявкин, 1980, с. 114]. Что касается Кашгарии, то она всегда была разделена на ряд независимых оазисных государств, между которыми часто возникали конфликты, и тут не требовалось особых дипломатических талантов, чтобы ещё больше углубить противоречия.

 

В отличие от западного направления, где вдоль торговых путей ханьские и танские войска проникли далеко на запад, на территориях, расположенных к северу от границ этих империй, ничего подобного не наблюдалось. На севере не было государств, с которыми Срединное государство стремилось бы поддерживать регулярные контакты, поэтому и форпосты его не выдвигались так далеко, как на западе. Полупустынные и пустынные территории здесь были непригодны для занятия земледелием, поэтому власти Срединного государства относились к ним с пренебрежением [Таскин, 1975, с. 149-150].

(11/12)

 

Вековая борьба Тибета с Танским государством, возрождение Восточнотюркского каганата, а позднее появление Уйгурского каганата создавали постоянную угрозу позициям Танского государства вдоль торговых путей. Выступало против танских завоевателей и местное население. Борьба велась о переменным успехом, и не раз Танскому государству приходилось прилагать громадные усилия для возвращения утраченных позиций. Все это вело к большим людским и материальным затратам и истощало страну. Мятеж Ань Лушаня положил конец вмешательству Срединного государства в дела Западного края.

 

По-видимому, ни у кого из исследователей не вызывает сомнения, что танские власти более или менее прочно удерживали лишь укреплённые гарнизоны, расположенные вдоль торговых путей. Вся остальная территория Кашгарии и Джунгарии не подверглась оккупации, проживавшие здесь народы и кочевые племена находились часто лишь в номинальной зависимости от государства Тан.

 

Анализируя сведения китайских источников, касаюшихся Западного края, многие из которых уже были опубликованы нами или публикуются в данной монографии, можно прийти к заключению, что танские правители, создав два крупных округа — Тинчжоу и Сичжоу, сделали лишь первый шаг в своих попытках овладеть Восточным Туркестаном. Следующих шагов не последовало. Ситуация в целом развивалась неблагоприятно для Танского государства, оно увязло в борьбе с народами Кашгарии и с другими претендентами на господство здесь. Танские власти трезво оценивали обстановку и принимали соответствующие решения. В условиях неблагоприятного развития событий в этом регионе они ограничились созданием округов подавления (цзими), многие из которых были чистейшей фикцией. Нам представляется, что этот акт имел лишь пропагандистское значение.

 

Таким образом, изучение китайских источников подтверждает содержание текстов 1-ЦТШ, 1 и 2-СТШ, 1 в той части, где говорится о границах Танского государства. На северо-западе граница империи проходила несколько севернее большой излучины р. Хуанхэ (по-видимому, границей здесь были горы Иньшань), далее она шла севернее узкой плодородной полосы, примыкающей к горной системе Наньшань, охватывала район Тянь-Шаня восточнее современного города Урумчи (округ Тинчжоу) и Турфанскую котловину (округ Сичжоу). Указанное здесь положение границы соответствует периоду наивысшего расцвета империи Тан.

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки