Н.Е. Макаренко
Художественныя сокровища Императорскаго Эрмитажа.
// Пг.: Издание Общины Св. Евгении. 1916. IV+308 с., вклейки.
Содержание.
[ Путеводитель. — 3-307 ]
[ Планы (две вклейки). — после с. 308 ]
[ I ] План перваго (нижняго) этажа. *)
*) Места, на плане заштрихованныя — помещения, неимеющия отношения к Эрмитажу.
1. Зала Ассирийских и Египетских древностей. — 3
2. Зала Элленистической и Римской скульптуры. — 16
3. Вторая скульптурная зала («Зевса»). — 22
4. Третья зала скульптуры. Скульптура портретная. — 29
5. Четвёртая зала скульптуры. II и III вв. по Р.Хр. — 32
6. Пятая скульптурная зала. Произведения идеализирующаго характера. — 35
7. Зала керамич. ваз (XVIII). Древнейшее производ. — 93
8. Вторая зала ваз (XVII). Южно-италийские сосуды. — 100
9. Четвёртая зала ваз (XV). Аттическия вазы, — 105
10 и налево — зала этруских и италийских бронз. — 113
11. Библиотека отдел. классическ. древн. Эрмитажа. — 119
12. Зала рисунков. — 219
13. Зала гравюр. — 229
14. Так называемая «Никопольская зала». Древности юга России скифо-сарматскаго периода. — 51
15. Древности юга России и римская скульптура. — 42
16. Шестая зала скульптуры. — 38
17. Так назыв. Керченская или двадцатиколонная зала. Древности Керчи, Херсонеса и др. — 68
18. Вестибюль в отделен. средн. веков и эпохи Возрождения. Знамёна запорожских войск. Оружие. — 119
19. Седельная комната. Сёдла турецкаго и польскаго происхождения. — 122
20. Древности восточныя. — 123
21. Комната коптских древностей. — 130
22. Комната древностей христианских. — 133
23. Комната русских домонгольских древностей. — 142
24. Древности соседей русских славян. — 155
25. Русския древности. — 161
26. Польския древности. — 168
27. Древности Италии Эпохи Возрождения. — 171
28. Французския древности того-же времени. — 181
29. То же (вторая комната). — 188
30. Зала германскаго оружия. — 190
31. Зала самострелов. — 193
32. Вторая германская зала. (Оружие). — 194
33. Вторая италианская зала. — 198
34. Испанская зала. — 204
35. Зала Восточная. (Оружие). — 207
[ II ] План второго (верхняго) этажа.
I. Галлерея истории живописи. — 236
II. Большая Италианская зала. — 255
III. Произведения Рубенса и Ван-Дейка. — 265
IV. Произведения Испанской школы. — 257
V. Зала италианских бронз. — 246
VI. Первая зала италианской живописи. — 248
VII. Вторая зала (Рафаэль). — 250
VIII. Третья зала (Джорджоне, Бронзино). — 250
IX. Четвёртая зала (Тициан, Веронез). — 250
X. Пятая зала (Болонская школа). — 252
XI. Шестая зала (Караваджио, Дольчи). — 252
XII. Седьмая зала (Гварди, Тьеполо). — 255
XIII. Фламандские мастера XVI-XVII вв. — 264
XIV. Зала нидерландской и немецкой живописи. — 259
XV. Произведения Рембрандта, его последователей и учеников. — 261
XVI. Произведения Рубенса, Иорданса и Ван-Дейка. — 264
XVII. Произведения немецких мастеров. — 268
XVIII. Голландская школа. (Так называемая «Шатровая зала»). — 269
XIX. Фламандские и голландские мастера. — 274
XX. Фламандские и голландские мастера. (Мёртвая натура). — 275
XXI и XXII. Произведения мастеров французской школы. — 277 и 279
XXIII, XXIV и XXV. Нумизматическое отделение. — 301
XXVI. Галлерея драгоценностей. — 291
[ Галлерея серебра. — 284 ]
[ Галлерея фарфора. — 287 ]
Предисловие. ^
Предлагаемый Краткий Путеводитель по Императорскому Эрмитажу имеет целью облегчить знакомство с собраниями всех отделений Эрмитажа, насколько мог позволить это объём книги.
Разнообразие и обилие сокровищ, хранящихся в Эрмитаже, представляющих собою художественное наследие многих народов на протяжении ряда веков, немало затрудняли составление такого общаго указателя.
Единственная работа подобнаго характера, обнимающая все отделы Эрмитажа, составленная хранителем Эрмитажа Ф. Жилем, появилась ровно пятьдесят пять лет тому назад (Музей Императорскаго Эрмитажа. Описание различных собраний, составляющих музей... СПБ. 1861 г.) С тех пор многое в Эpмитаже изменилось — появились новые отделы, то обнимающие целыя эпохи, то представляющие одну какую либо область художественной техники. Собрания его увеличиваются и ныне с каждым днём, и в путеводителе общаго характера ощущается настоятельная необходимость.
По некоторым отделениям и собраниям Эрмитажа издаются каталоги, по другим каталогов вовсе не существует. Поэтому, при составлении настоящаго краткаго путеводителя имелось в виду
(III/IV)
представить полнее отделы, неимеющие вовсе каталогов (средние века, эпоха Возрождения, древности юга России) и сжать сведения о предметах имеющих доступные каталоги или же подготовляющиеся к печати (галлереи картинная, скульптуры, фарфора).
Как во время составления настоящаго путеводителя, так и во время его печатания, слишком затянувшагося по тяжёлым обстоятельствам военнаго времени, произошли в некоторых отделениях Эрмитажа существенныя изменения, в смысле перемещения многих предметов, вызванныя различными причинами, главным же образом благодаря приращениям, видоизменившим прежния разстановки предметов. В силу этого обстоятельства, всегда и во всех музеях имеющаго место, может случиться, что предмет, указанный в настоящем путеводителе в одном месте, может впоследствии оказаться на другом.
Выпуская в свет эту работу, я считаю своим приятным долгом выразить здесь мою искреннюю благодарность всем лицам, содействовавшим мне и тем облегчившим мой труд, по составлению настоящаго путеводителя и особенно моим сослуживцам по Императорскому Эрмитажу, сообщавшим необходимыя сведения.
Николай Макаренко,
9 / IX. 1916 г.
(IV/1)
Помещения Императорскаго Эрмитажа. ^
Помещения Императорскаго Эрмитажа возникли по частям, в разное время. Первым зданием по времени будет ближайшее к Зимнему Дворцу, построенное в вид павильона Ламоттом в 1765 году (вторая часть этого здания занята ныне так назыв. Романовской галлереей и служила раньше коридором Эрмитажа), она проходит в перпендикулярном направлении к набережной с одной стороны и Миллионной улице — с другой.
Второе здание, пристроенное к первому и выходящее своим фасадом на Неву, сооружено по проекту архитектора Фельтена в 1775 году.
Третье здание с двумя корпусами, параллельными набережной, соединёнными — с одной стороны галлереей, направляющейся по Зимней канавке, так назыв. Рафаэлевыми ложами (в верхнем этаже), с другой — третьим корпусом, ближайшим к зданию Ламота, выстроено по проектам г. Кленце в период времени 1840-1850 г. В то же время старое здание Эрмитажа было обновлено архитектором Штакеншнейдером. Для постройки этих корпусов было уничтожено здание Шепелевскаго дворца, в котором находились помещения В.Кн. Константина Павловича и других членов Императорской Фамилии.
(1/2)
Из небольших, сравнительно, придворных помещений Императрицы Екатерины II, предназначенных для отдохновения и забав, для вечеров и балов, впоследствии развивается один из лучших в Европе музеев.
Главный вход в Эрмитаж с Миллионной улицы украшен перистилем с гигантскими кариатидами, исполненными из Сердобольскаго гранита известными русскими скульпторами А. Теребеневым и Гальбигом. Широкая спокойная лестница, ведущая во второй этаж, окружена гранитными колоннами на площадке второго этажа.
Внизу из вестибюля — вход в правую и левую стороны Эрмитажа, — залы древностей Египта и классическаго мира.
Открытие Эрмитажа последовало 5 февраля 1852 года.
Эрмитажныя помещения постепенно наполнялись коллекциями, в разное время прибретёнными, начиная со времён Императрицы Екатерины II, положившей начало музею.
О времени образования того или иного отделения Эрмитажа будет сказано при обозрении каждаго отдаления, равно как и о поступлении больших отдельных коллекций.
|