● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

С.В. Махортых. Скифы на Северном Кавказе. С.В. Махортых

Скифы на Северном Кавказе.

// Киев: «Наукова думка». 1991. 136 с. ISBN 5-12-002129-8

 

аннотация: ] В монографии собраны к исторически интерпретированы скифские материалы VII-V вв. до н.э. Северного Кавказа, Обосновывается скифская этническая принадлежность курганных могильников этого региона, даётся развёрнутая характеристика погребального обряда скифского населения, рассматривается происхождение других элементов скифского культурного комплекса. Полученные результаты имеют важное значение для реконструкции социально-политической структуры скифского общества эпохи архаики. Исследуются вопросы взаимоотношений скифов и осёдлого населения Северного Кавказа, показано их влияние на оформление этнокультурного облика контактирующих групп населения. Особое внимание уделено выяснению роли кавказского региона в скифской истории и культуре.

Для археологов, историков, музейных работников, краеведов, преподавателей и студентов вузов.

 

Оглавление

 

От редактора. — 3

 

Введение. — 5

 

Глава I. Историографический очерк. — 11

Глава II. Скифские памятники на Северном Кавказе. — 17

1. Характеристика погребального обряда. — 19

2. Основные категории скифской материальной культуры. — 43

3. Хронология скифских памятников. — 74

Глава III. Скифские культурные элементы в местных памятниках Северного Кавказа. — 82

Глава IV. Скифы и Северный Кавказ: проблемы историко-культурных взаимоотношений. — 102

 

Заключение. — 112

 

Приложение 1. Сводный перечень скифских: памятников Северного Кавказа. — 114

Приложение 2. Элементы скифской культуры в местных памятниках Северного Кавказа. — 119

 

Список литературы. — 123

Список сокращений. — 132

 


 

Заключение.   ^

 

В проделанном нами исследовании рассмотрен широкий круг скифских материалов VII-V вв. до н.э., выявленных на Северном Кавказе, Кроме собственно скифских памятников, самостоятельным источником изучения скифской культуры являются свидетельства письменных источников, а также скифские культурные элементы, найденные в местных памятниках кавказского региона. Все они доказывают присутствие скифов на Северном Кавказе в течение длительного времени, что не всегда соответствует определению этого региона как дороги скифов в страны Древнего Востока.

 

Скифские памятники в Предкавказье представлены главным образом курганными могильниками. Известны они в Прикубанье, Северо-Восточном Кавказе, но наибольшее их количество выявлено в Центральном Предкавказье. В Закавказье собственно скифских памятников немного, причём локализуются они там в основном на путях проникновения скифских племён в Переднюю Азию, Аналогичная закономерность распределения характерна и для скифских культурных элементов, найденных в местных памятниках Кавказа.

 

Наиболее ранние следы скифского присутствия на Кавказе зафиксированы к северу от Главного Кавказского хребта, в Предкавказье. Датируясь началом VII, а возможно, и концом VIII в. до н.э., некоторые из обнаруженных там скифских памятников (курганы Алексеевский и №9 у хут. Красное Знамя) относятся ещё к периоду доскифских походов.

 

Анализ погребального обряда скифских памятников Северного Кавказа показал его явное отличие от погребальных обрядов местного кавказского населения, а следовательно, неправомерность их интерпретации как оставленных кобанскими или другими кавказскими племенами. Большинство этих кочевнических захоронений обнаруживает генетическую близость с предскифскими и раннескифскими памятниками Причерноморья степной и лесостепной зон. Данное обстоятельство наряду с архаичной датировкой скифских курганов Северного Кавказа позволяет уточнить территорию (юг европейской части СССР) и время (не позднее начала VII в. до н.э.) становления собственно скифской культуры, без появления которой такое эпохальное явление, как переднеазиатские походы скифов, было бы просто невозможно.

 

Скифские материалы, выявленные на Кавказе, позволили также конкретизировать вопрос о происхождении некоторых элементов, составляющих скифскую культуру. При этом необходимо учитывать тесные и продолжительные контакты различных культурных традиций (в первую очередь скифской и северокавказской), в результате которых сложился целый ряд синкретических материальных форм. Среди них: отдельные модификации скифских «акинаков», железные петельчатые удила и т.д. Говоря о роли Северного Кавказа в скифской истории, следует отметить, что он являлся не только плацдармом скифских набегов на юг и местом обитания значительной части скифского племенного объединения, но и материальной базой переднеазиатских походов скифов. Причём роль кавказских метал-

(112/113)

лургических центров заключалась не только в обеспечении металлом скифов Предкавказья, но и, по-видимому, украинской Правобережной и Левобережной лесостепи, для которых кавказские источники сырья занимали одно из первых мест в VII-VI вв. до н.э. Последнее замечание особо важно для понимания обшей исторической ситуации, сложившейся на юге европейской части СССР в эпоху скифской архаики.

 

В результате изучения скифских материалов VII-V вв. до н.э. на Северном Кавказе удалось уточнить некоторые аспекты социально-политической структуры скифского общества. О значительной роли войны в жизни скифов в это время свидетельствуют данные письменных источников и разрушенные поселения местных жителей, а также сам характер скифских захоронений. Как правило, основные в кургане они представляют собой погребения воинов с богатым и разнообразным набором вооружения, многочисленными захоронениями лошадей, а иногда и сопровождающих лиц. Ничем [не чем] иным, как грабительскими набегами, представляются и скифские вторжения в страны Древнего Востока. Предпринимаемые с целью грабежа и сбора дани эти походы не были единовременным рейдом. Они охватили весь VII в. до н.э. и вовлекали несколько поколений, что не могло не сказаться на идеологии и структуре скифского общества, в том числе и после завершения походов. Поэтому в скифах времени переднеазиатских походов большей частью следует видеть не кочевников-скотоводов, а воинов, основу существования которых, наряду с разведением скота, составляло насильственное отчуждение произведенного продукта у осёдло-земледельческого населения. В связи с этим становится понятным необычайное с точки зрения ландшафтного районирования тяготение скифских материалов в Закавказье к его северо-западным и центральным областям, в то время как степные просторы Ширака и Юго-Восточного Закавказья, как будто самой природой предназначенные для кочевников, не содержат памятников, свидетельствующих о сколько-нибудь длительном их здесь обитании.

 

На Северном Кавказе непосредственной зоной распространения большинства скифских памятников являются районы не степи, а лесостепи или предгорий, где они находятся в близком соседстве с местными кавказскими памятниками. Для вернувшихся из Передней Азии скифов трудно было найти более подходящее место. Политическое господство создавало им благоприятные условия для удовлетворения экономических потребностей. Само по себе распространение скифских памятников в лесостепной зоне и прилегающих к ней районах является, на наш взгляд, особенностью раннего этапа скифской истории не только на Северном Кавказе, но и на Украине.

 

Пребывание скифов на Северном Кавказе было связано не только с переднеазиатскими походами, окончание которых не повлекло исчезновение ираноязычных степняков из районов Предкавказья. После завершения походов скифы продолжали оставаться на Северном Кавказе, ориентируясь, как и в более раннее время, на наиболее богатые и развитые в социально-экономическом отношении образования, существовавшие тогда в Прикубанье, Западной и Центральной Грузии. В то же время нельзя не отметить сокращение скифских памятников в Предкавказье в VI-V вв. до н.э. Объясняется это несколькими факторами. Во-первых, изменением исторической ситуации и оттоком после окончания переднеазиатских походов скифского населения в лесостепные районы Украины и Северное Причерноморье [Ильинская, 1968, с. 174-180]. Во-вторых, смешением части скифов с местными кавказскими племенами и продвинувшимся сюда в это время кочевническим населением из Нижнего Поволжья и Волго-Донского междуречья [Виноградов, 1972, с. 84-93]. Рассмотрение каждого из этих факторов могло бы стать предметом специального изучения. Исследование скифских материалов, выявленных на Северном Кавказе, создаёт также благоприятные условия для рассмотрения таких актуальных проблем исторической науки, как происхождение скифов и скифы в Передней Азии. Их непосредственное решение является ближайшей задачей будущего.

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки