главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Эрмитажные чтения 1995-1999 годов памяти В.Г. Луконина (21.I.1932 — 10.IX.1984). СПб: 2000. E.И. Лубо-Лесниченко

Фениксы, танцующие на дереве утун.

// Эрмитажные чтения 1995-1999 годов памяти В.Г. Луконина. СПб: 2000. С. 36-38.

 

В орнаментации шёлковых тканей периода Чжаньго (V-III вв. до н.э.), найденных как на территории Китая, так и за его пределами, видное место занимает орнамент, состоящий из изгибающихся растительных побегов и помещённых среди них птиц. Этот орнамент украшает шёлковую вышивку, выполненную на гладкой ткани тамбурным швом, на покрывале седельного чепрака из конского погребения пазырыкского кургана № 5. [1] Орнамент, аналогичный пазырыкскому, имеется среди находок в так называемой Могиле с деревянным гробом из Парка героев в г. Чанша. [2] Узор из растительных побегов и птиц, сидящих на ветках или

(36/37)

заполняюших пустое пространство, помещён на вышивках № 7 и № 22, найденных в могиле № 1 в Машане (уезд Цзянлин, пров. Хубэй). [3] Необходимо также упомянуть находку в метопе с деревянным гробом в Алагоу (С-В. Синьцзян) фрагмента шёлковой вышивки, также датированной периодом Чжаньго, с орнаментом, близким к пазырыкскому. [4]

 

Впервые символика этого орнамента была раскрыта академиком В.М. Алексеевым. По его мнению, на пазырыкской вышивке были изображены фениксы фынхуан среди побегов дерева утун. Для подтверждения этого он приводил стихотворение из «Книги песен» (Шицзин) в своём переводе:

 

Фениксы оба — вот как сверкают

На том превысоком утёсе.

Утун — дриандра — вот как растёт там,

На этом утёсе восточном!

Как роскошна, как пышна дриандра эта!

Как чудесно это фениксов пенье! [5]

 

По представлениям древних китайцев, платаны (или дриандры) утун — деревья, обладающие небесным животворным началом. Живший во время Западной Хань (206 г. до н.э. — 8 г. н.э.) Ван Ицзы писал: «Среди деревьев [мифическая] шелковица фу[сан], платан, сосна и кипарис имеют животворное начало и чистоту. Этим они отличаются от всех остальных деревьев». [6] Согласно Чжуан-цзы (IV в. до н.э.), по этой причине фениксы предпочитают это дерево всем остальным: «Фениксы вылетают от Южного моря и долетают до Северного моря, если нет платанов, то они не гнездятся, если нет бамбуковых побегов, то они ничего не едят, если нет сладких источников, то они ничего не пьют». [7] Согласно «Истории Поздней Хань» и «Фэнсу тунъи» (Объяснение общественных обычаев, II в. н.э.), из дерева фениксов — утун, начиная со времён древних легендарных правителей Шэнь-нуна и Хуан-ди изготовлялись лютни-цинь, имевшие большое значение в древнем церемониале, [8] Фениксы, в свою очередь, считались благовещими птицами, любящими пение и танцы. Так, «Шаньхай цзин» (Книга гор и морей) (III в. до н.э. — I в. н.э.), в третьей книге «Описание Южных гор», сообщается, что в Обширном море (Бохай) «... водится птица. Она похожа на петуха, пятицветная, с разводами. Называется феникс (фынхуан). Узор на её голове похож на [иероглиф] дэ (добродетель), на крыльях — на [иероглиф] и [справедливость], на спине — на [иероглиф] ли (благовоспитанность), на груди — на [иероглиф] жэнь (совершенство), на животе — на [иероглиф]

(37/38)

синь (честность)... Сама поёт, и сама танцует. Когда [её] увидят, в Поднебесной наступят спокойствие и мир». [9] В «Описаний Великих пустынь Запада» говорится, что в царстве Плодородия «птица-[феникс] луань поёт, а птица-[феникс] хуан танцует». [10]

 

Таким образом, платаны-утун и фениксы-фынхуан объединены общим музыкальным животворным началом, долженствующим давать великий порядок в Поднебесной. Отсюда следует, что рассматриваемый орнамент представляет собой набор благовещих признаков, уходящих своими корнями в глубокую древность.

 


Примечания

 

[1] Руденко С.И. Горноалтайские находки и скифы. М.-Л.. Издательство АН СССР, 1953. рис. 129-132; Лубо-Лесниченко Е.И. Древние китайские шёлковые ткани и вышивки V в. до н.э. [ III в. н.э. ] в собрании Государственного Эрмитажа. Л., Издательство Гос. Эрмитажа, 1961, с. 56, табл. XIX.

[2] Гао Чжиси, Чанша леши гунъюань саньхао мугому цинли цзяньбао (Краткий отчёт обобследовании могил с деревянным гробом в Парке героев в Чанша), Вэньу, 1959, №10, с. 70, табл. 14-17.

[3] Цзянлин Машань ихао Чуму (Могила №1 чуского времени в Машане, уезд Цзянлин), Пекин, Вэньу, 1985, табл. 21-1, рис. 46, 49.

[4] Синьцзян Алагоу щуво мугому фацзюэ цзяньбао (Краткое сообщение о раскопках погребальной камеры с деревянным гробом в Алагоу [Синьцзян]), Вэньу, 1981, №7, с. 18-22, табл. VIII; Синьцзян каогу саньши нянь (Тридцать лет археологии Синьцзяна). Урумчи, Жэньмин, 1983, табл. 44-45.

[5] Руденко С.И., указ. соч., с. 82.

[6] Тайпин юйлань (Высочайшее обозрение годов Тайпин [976-984]). Пекин. Гуцзе, 1958. цз. 965, с. 4244.

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Каталог гор и морей (Шань хай цзин), Предисловие, перевод и комментарий Э.М. Яншиной. М., 1977, с. 32, см. также с. 127-128.

[10] Там же, с. 119.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки