главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Сообщения Государственного Эрмитажа. [Вып.] XXXII. Л.: «Аврора». 1971. Е.И. Лубо-Лесниченко

Китайские бронзовые зеркала с изображением животных и винограда в собрании Эрмитажа.

// СГЭ. [ Вып. ] XXXII. Л.: 1971. С. 47-51.

 

Эрмитажная коллекция китайских бронзовых зеркал немногочисленна. Некоторые из них представляют несомненный интерес и заслуживают внимательного рассмотрения. Прежде всего это так называемые «зеркала с изображением животных и винограда», датируемые танской эпохой (VII-IX вв.). Из одиннадцати вещей этой категории для настоящей публикации отобрано семь, так как остальные, по нашему мнению, являются позднейшей подделкой.

 

Исходя из особенностей орнамента, рассматриваемые зеркала можно разделить на три группы. К первой относятся четыре зеркала.

 

1. ЛМ-428. Часть зеркала отбита. Во внутренней зоне вокруг шишки в виде льва на фоне виноградных завитков и пальметок изображены три льва (четвёртый лев отсутствует); в наружной, отделённой ободком, помещены иволги, чередующиеся с небесными лошадьми и львами на фоне виноградных завитков с гранатами и летящими стрекозами. По краю — бордюр из завитков с пальметками и высокий острый бортик. Белый металл с тёмной патиной. Д. 12 см. Происхождение не известно. [1]

Бронзовые зеркала.
Эрмитаж. Инв. №ЛМ-428, 2130-9.

(Открыть в новом окне)

 

2. 2130-9. Сохранилось менее половины зеркала. Во внутренней зоне на фоне пышных виноградных

(47/48)

завитков остались лишь два льва (из четырёх): орнамент наружный состоит из иволог на фоне виноградных побегов и бабочек. Виноградные листья, идущие от побегов наружной зоны, образуют бордюр. Белый металл с тёмной патиной. Место находки — Минусинская котловина. [2]

 

3. ЛМ-354. Во внутренней зоне на фоне из виноградных побегов изображены пять львов вокруг шишки в виде льва; в наружной на фоне из виноградных завитков и бабочек помещено восемь иволг. Белый металл с коричневой и тёмной патиной. Д. 11,2 см. [3] Найдено в составе клада в д. Екатерининской бывш. Томской губернии. [4]

 

4. ЛМ-955. Во внутренней зоне изображены четыре льва вокруг шишки в виде льва на фоне виноградных побегов с гранатами; во внешней на фоне из виноградных побегов — четыре иволги и две противостоящих мандаринских уточки. Бордюр в виде стилизованной облачной ленты. Белый металл с зеленовато-коричневой патиной. Д. 9,5 см. Место находки неизвестно.

 

Вышеописанные четыре экземпляра представляют собой классические образцы зеркал с изображением животных и винограда. Орнаменты их весьма близки между собой. Несколько особняком стоит зеркало ЛМ-428, где во внешней лоне орнамента помешены скачущие животные.

 

Вторая группа представлена лишь одним экземпляром.

 

Бронзовое зеркало из Хаита. Эрмитаж.

(Открыть в новом окне)

 

5. Без номера. Сохранилось менее половины зеркала [5] квадратной формы. В орнаменте внутренней зоны — два льва (из четырёх) на фоне из виноградных завитков и пальметок в виде лилий, помещённых в углах квадрата. Во внешней зоне орнамента на фоне из виноградных завитков парами расположены иволги и мандаринские уточки. В углах — иволги, клюющие пальметки в виде лилии. Белый металл с коричневой патиной. Сторона квадрата 11 см. Зеркало найдено в составе клада в кишлаке Хаит Таджикской ССР. [6]

 

Квадратные зеркала с изображением животных и винограда очень редки. Достаточно сказать, что в императорском каталоге середины XVIII в. «Сицин гу цзянь» среди 36 зеркал этого типа имеется лишь одно квадратной формы. Поэтому для изучения китайских зеркал рассматриваемый образец представляет значительный интерес.

 

Тот факт, что птицы в наружной зоне орнамента сгруппированы парами, сближает это зеркало со следующей группой, насчитывающей два экземпляра.

 

6. ЛМ-439. Внутренняя зона занята изображениями четырёх львов, расположенных попарно вокруг шишки в виде льва и разделённых двумя павлинами. Фон — виноградные побеги и бабочки. Во внешней зоне орнамента на фоне виноградных побегов н бабочек помещены восемь иволг и два гуся. По краю — бордюр в виде пальметок. Белый металл с тёмной патиной. Д. 16,2 см. Место находки неизвестно. [7]

 

7. ЛМ-756. Орнамент внутренней зоны состоит из противостоящих друг другу трёх пар животных, львов, драконов к павлина с фениксом, расположенных вокруг шишки в виде льва на фоне пальметок и виноградных побегов со стилизованными кистями. Во внешней зоне на фоне переплетённых побегов помещены бегущие звери и летящие птицы: гуси, иволги, попуган, сюань-и и львы, расположенные попарно. Д. 20,3 см. Место находки неизвестно. [8]

 

Уже при первом ознакомлении с зеркалами этого типа видно, что схема расположения орнамента близка к композициям предыдущей ханьской эпохи (III в. до н.э. — III в. н.э.), прежде всего, так называемых шаосиньских зеркал. Это сказывается в чётком разделении орнамента при помощи ободка на две зоны, в концентрическом расположении

(48/49)

орнамента, наличии бордюра, часто в виде характерных для ханьского времени облачных лент, значительной толщине зеркала и наличии высокого острого бортика.

 

Вместе с тем эта старая форма наполнилась новым содержанием. Как убедительно показали С. Камманн [9] и Б. Гелленсвард, [10] зеркала с изображением винограда и животных появились в Китае в начале VII в. Время сложения этого типа было в китайском орнаментальном искусстве периодом самого интенсивного освоения новых мотивов, идущих из Ирана, Средней н Центральной Азии и Индии. Оттуда был заимствован орнамент, основные элементы которого — львы и виноградные побеги. [11] Вместе с тем старая идея о том, что зеркала представляют собой миниатюрную картину вселенной, сохраняется.

 

В связи с этим львы на зеркалах могут рассматриваться как четыре божества «сышэн» ханьского времени, символизируя четыре стороны света и центр. Что касается зеркала с пятью львами, расположенными вокруг шишки в виде шестого льва, то оно символизирует шесть направлений — «люхэ», включающих в себя четыре стороны света, центр земли и небесный зенит. [12]

 

Зеркало ЛМ-439 даёт образец становления схемы, когда ещё сохраняется шишка, символизирующая в ханьское время центральную гору у оси мира, а пятый лев помещается на ней. На многих зеркалах сохраняется н «баоюнь» — бордюр из облачных лент — символ небесного свода.

 

Виноградный орнамент, попав на китайскую почву, претерпевает значительные изменения. Это заимствование, сливаясь с важнейшим элементом ханьского орнаментального искусства — облачной лентой, наполняется ритмом и движением.

 

Наряду с тем, что зеркала давали картину вселенной и подчёркивали мировую гармонию, они имели и более простые функции — отгонять зло и приносить счастье его владельцу. В связи с этим основные элементы орнамента — львы и виноград — имели ярко выраженное благопожелательное значение. Виноград, несмотря на его широкое распространение, оставался в глазах танских китайцев изысканным кушаньем, связывающимся с богатством и изобилием и представляющим пищу богов, а виноградное вино называлось «владыкой великого спокойствия». [13] Лев, привозимый в Китай с далёкого запада, стал его символом наряду с тигром, и ему приписывали множество сверхъестественных свойств, в том числе — способность прогонять злых демонов. [14] Считалось, что даже изображение льва внушало ужас всем зверям.

 

Главное место в наружной зоне орнамента зеркал с изображением животных и винограда занимают иволги, часто с бабочками и стрекозами. Все эти существа имели благовещее значение, особенно иволга, являющаяся символом музыки и веселья, счастливого брака.

 

С течением времени в зеркалах этого типа усиливается свадебная символика. Выражение идеи пожелания счастливого брачного союза достигается путём бисимметрии и разрушения старой орнаментальной схемы. Идея счастливого брака, наряду с общей благопожелательной тематикой, уже заключалась в обычных зеркалах с иволгами во внешнем кольце. Эта символика подчёркивается на зеркале ЛМ-955, где в наружной зоне орнамента изображены две противостоящие мандаринские уточки — хорошо известный символ супружеского союза. На квадратном зеркале тема счастливого брака становится доминирующей, так как все птицы — и иволги, и мандаринские уточки — сгруппированы по парам.

 

Особенно ярко идея счастливого брачного союза выражена на зеркалах последней группы, где птицы, связанные с символикой брака, помещены вместе со львами во внутренней зоне орнамента (см. пару павлинов на зеркале ЛМ-439). Согласно поверьям павлины при виде зеркала начинали танцевать и петь, поэтому их очень любили там изображать. [15] Как и фениксы, эти птицы являлись символом счастливого брака. В орнаменте зеркала ЛМ-756 уже полностью господствует парная композиция: звери уже не выступают в основной функции, а символизируют брачный союз. Во внешнее кольцо орнамента зеркал ЛМ-439 н ЛМ-756 введены гуси и попугаи, изображения которых тесно связаны с брачной символикой. Так, по поверью, гуси всегда летают парами и никогда не сочетаются браком во второй раз. [16] Что касается попугаев, то они являются символом невесты, которая, вступая в брак, теряет свободу. [17]

 

До настоящего времени датировка танских зеркал вообще далеко ещё не разработана. Среди эрмитажной коллекции самым ранним, по-видимому, является зеркало ЛМ-428. Это видно по строгому ритму завитков и натуралистически переданным львам. Его, по-видимому, можно датировать концом Суй — началом Тан, т.е. началом VII в. Более поздним периодом, серединой VII в., можно датировать зеркала ЛМ-954 и ЛМ-955, где виноградные завитки переданы более изысканно, а львы потеряли свою силу и мощь, характерную для ранних изображений. К этому же времени можно, вероятно, отнести зеркало ЛМ-429. Не-

(49/50)

 

Бронзовые зеркала. Эрмитаж. Инв. №ЛМ-954, ЛМ-439.

(Открыть в новом окне)

Бронзовые зеркала. Эрмитаж. Инв. №ЛМ-955, ЛМ-756.

(Открыть в новом окне)

 

(50/51)

смотря на то, что свадебные зеркала, в основном, характерны для второй половины Тан, некоторая архаика орнамента (например, лев на центральной шишке) заставляет отнести его к началу танской эпохи.

 

К первой половине VIII в., времени расцвета Тан, можно отнести зеркала №2130-9 и квадратное. Для них характерна пышность, орнамент внутренней н наружных зон имеет тенденцию к слиянию, и львы приобретают вид добродушных животных, играющих среди виноградных завитков. Зеркало ЛМ-756 типично для свадебных зеркал конца Тан. О его позднем происхождении говорит разрушенная схема внутренней зоны орнамента. Виноградные завитки во внешней зоне ещё сохраняют ритм, правда, сильно ослабленный, но внутри уже произошло их полное вырождение.

 

В заключение необходимо сказать, что зеркала с изображением животных и винограда после падения Тан перестают изготовляться. Их постигла участь почти всех иранских заимствований, которые в конце Тан исчезают из китайского орнаментального искусства. Забвение зеркал с изображением животных и винограда было настолько полным, что Ван Фу, составлявшему в 1125 г., т.е. спустя двести с небольшим лет после гибели Тан, каталог императорской коллекции древних бронзовых изделий «Богутулу», символика и датировка зеркал этого типа уже была совершенно не понятна.

 


 

[1] Аналогичное зеркало см.: «Сицнн гу цзянь», цз. 40, стр. 12.

[2] Аналогичное зеркало см.: Лян Шан-чунь. Яньку цзанцзин (Зеркала, хранящиеся в Яньку). Пекин, 1940, т. 3, № 41.

[3] Аналогичное зеркало см.: Шаньсишэн чуту тунцзнн (Зеркала, найденные в провинции Шаньси). Пекин, 1959, № 110.

[4] Аналогичное зеркало см.: Лян Шан-чунь, ук. соч., №29; Шаньсишэн чуту..., № 112. [возможно, здесь опечатка, и эта сноска относится к следующему абзацу]

[5] Зеркало находится в Эрмитаже на временном хранении. Акт 510 за 1949 г.

[6] Аналогичное зеркало см.: «Сицин гу цзянь», цз. 40, стр. 28.

[7] Аналогичное зеркало см.: Лян Шан-чунь, ук. соч., № 25.

[8] Аналогичное зеркало см.: «Сицнн гу цзянь».

[9] S. Сammann. The Lion and Grape Patterns on Chinese Bronze Mirrors. «Artibus Asiae». 1953. vol. p. 273.

[10] B. Gyllensvard, Tang Gold and Silver, Stockholm. 1953. p. 163-169.

[11] См.: F. Hirth. Über fremde Einflüsse in der chinesischen Kunst, Munich — Leipzig. 1896; P. Pelliot, Bulletin critique sur Lo Tchen-yu, Kou King t’ou lou et Tomioka Kenzo. Kokei no kenkyti. Toutig Pao. vol. XX. 1921. p. 142 156; P. Yetts, The Cull Chinese Bronzes. London. 1938, p. 167-173; В. Gyllensvard. op. cit., p. 117-126.

[12] S. Сammann, op. cit., p. 273.

[13] E. Sсhafer. The Golden Peaches of Samarkand. Study of Tang Exotics. Berkeley — Los Angeles, 1963, p. 143.

[14] Ibid., p. 86.

[15] S. Hansford. The Seligman Collection of Oriental Art, I. Chinese, Central Asian and Luristan Bronzes and Chinese Jades and Sculpture, London. 1957, p. 82.

[16] C.A.S. Williams. Encyclopedia of Chinese Symbolism and Art Motives, New York. 1960. p. 214.

[17] E. Schäfer, op. cit., p. 102.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки