главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Сообщения Государственного Эрмитажа. [Вып.] XIХ. Л.: «Искусство». 1960. E.И. Лубо-Лесниченко

Китайское бронзовое зеркало
с надписью периода Восточной Хань.

// СГЭ. [ Вып. XIX. ] Л.: «Искусство». 1960. С. 37-38.

 

В собрании китайских бронзовых зеркал отдела Зарубежного Востока хранится зеркало [1] с массивной конусообразной шишкой-петлёй в центре и высоким острым краем. Узенький поясок отделяет шишку от орнаментального поля, заполненного рельефными изображениями двух изгибающихся животных: дракона и тигра с открытыми пастями и вытянутыми языками. У дракона — длинная шея, длинное змеевидное туловище, покрытое чешуёй, крылья, кошачьи ноги и рога антилопы. Тигр изображён крылатым, с вытянутым туловищем и длинным хвостом. Внизу под чудовищами помещено божество даосского пантеона сян с шаром и веткой в руках, одна нога которого вытянута вперёд, другая поджата под себя. Около божества находится фантастическое животное цилинь, напоминающее оленя, с одним рогом и длинным хвостом. Слева вписаны два иероглифа. Вся композиция окружена тремя поясками, заполненными последовательно штриховкой, зубчиками и волнообразной линией. Композиционно орнамент решён очень удачно. Два чудовища своими изгибами заполняют почти все орнаментальное поле, оставляя место лишь для божества с цилинем и иероглифов. В изображениях зверей, выполненных высоким рельефом, прежде всего бросается в глаза их свирепость и стремительность движения.

 

Расположенные друг против друга дракон и тигр встречаются на древних китайских зеркалах наиболее часто. Об этом говорят многочисленные зеркала ханьского периода с аналогичными изображениями и надписями, упоминающими дракона и тигра. Так, на найденном в провинции Чжэцзян зеркале с орнаментом, близким к эрмитажному, имеется надпись: «Мэн-ши сделал зеркало... Слева находится золотой дракон (справа —) белый тигр». [2] Надпись на аналогичном зеркале, тоже упоминающая тигра и дракона, содержится в известном каталоге «Си цин гу цзян». [3]

 

Тигр и дракон являлись двумя из «Четырёх чудесных существ» — «Сы шэн», игравших значительную роль в космогонии ханьского периода, в которую входили также феникс и черепаха. Соединение изображения тигра, олицетворявшего осень, с изображением дракона, олицетворявшего весну, символизировало гармонию в небесах и на земле и носило характер благопожелания. [4]

 

Иконография божества сян, помещённого под тигром и драконом, характерна для ханьского периода. Оно изображено тощим, с перьями, растущими из рук и ног, бородой и длинными большими ушами. Круглый предмет в руке у божества представляет собой, по-видимому, персик — плод, символизирующий по даосским представлениям бессмертие, [5] а ветка — ветвь дерева бессмертия саньчжушу или цзяхэ. [6] Стоящее около божества фантастическое благопожелательное животное цилинь широко бытовало в течение многих веков в китайском изобразительном искусстве. Изображение цилиня на зеркале точно соответствует его описаниям, содержащимся в словарях «Эр я» (II в. до н.э.) и «Шо вэнь» (I в. н.э.). Наряду с драконом, «красной птицей» (фениксом) и «чёрным воином» (черепахой) цилинь входил в широко распространённую в ханьском искусстве категорию «Сы лин» — «Четырёх чудодейственных существ».

(37/38)

Бронзовое зеркало периода Восточной Хань (III в. н.э.).

(Открыть в новом окне)

 

Изображённые около тигра два иероглифа расшифровываются как # — «цин гай». Эти иероглифы представляют собой формулу, употребляемую на многих зеркалах ханьского периода. Перевод их представляет большую трудность. В старых китайских каталогах эти иероглифы рассматривались как собственное имя мастера. Ло Чжэнь-юй указал на неправильность такого перевода, но не смог дать сколько-нибудь удовлетворительного объяснения. Б. Карлгрен на основании ряда сопоставлений предлагает переводить эту формулу как «зелёёный благоприятствующий (металл)». [7]

 

Как показали недавние раскопки в Чжэцзяне, зеркала с большой шишкой-петлёй в центре и с изображением тигра и дракона, занимающих всё орнаментальное поле, появляются во второй половине Восточной Хань и существуют вплоть до начала периода Шести Династий. Рассматриваемое зеркало по своему орнаменту стоит особенно близко к группе зеркал, датированных Ван Ши-лунем концом Восточной Хань. [8] На основании этого мы можем отнести наше зеркало к концу Восточной Хань — началу периода Шести Династий, т.е. III в. н.э.

 


 

[1] Диам. зеркала 10 см, инв. №ЛМ 951.

[2] См. Ван Ши-лунь. Собрание зеркал, найденных в провинции Чжэцзян (на китайском языке). Пекин, 1957, табл. 41.

[3] Си цин гу цзян, цз. 39, стр. 33-34.

[4] Подробнее см. W. Willets. Chinese art, т. 1, London, 1958, стр. 269-283.

[5] Аналогичное изображение сян с персиком см. F. Waterbury. Bird-Deities in China, Ascona, 1952, табл. LVI.

[6] См. Юань Кэ. Мифы древнего Китая (на китайском языке), Шанхай, 1957, стр. 196; Вэнь Ю. Собрание барельефов ханьского периода из пров. Сычуань (на китайском языке). Шанхай, 1955, табл. 84, 99.

[7] В. Karlgren. Early Chinese mirror inscriptions «Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities», 1934, №6, стр. 36-38.

[8] Ван Ши-лунь, ук.соч., табл. 37, 39.

 

#

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки