главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Е.И. Лубо-ЛесниченкоКамчатная ткань МР-1068 из раскопок в Ноин-Ула.// СГЭ. [ Вып. ] XIII. Л.: 1958. С. 64-65.
Среди китайских шёлковых тканей, найденных при раскопках шестого ноин-улинского кургана, большой интерес вызывает окрашенная в светло-коричневый цвет камка МР-1068 со сложным, тщательно выполненным орнаментом 1. [1]
Орнамент состоит из идущих в направлении основы рядов ромбов с разнообразными узорами между рядами. Ромбы соединены между собой маленькими тройными ромбиками. Каждый большой ромб, в свою очередь, состоит из значительного числа маленьких ромбиков, обогащающих узор.
Ромбический орнамент, как это показал Б. Карлгрен в работе «Хуай и Хань», представляет собой один из главнейших орнаментальных мотивом ханьского периода 1. [2] Сведения о том, что на камчатных тканях периода Хань часто употреблялись ромбические узоры, можно найти в словаре II в. н.э. «Ши мин».
Находящийся между ромбовидными лентами пышный узор, имеющий разнообразные завитки и волюты, состоит из нескольких отдельных частей. В узком пространстве между углами ромбов находится основная фигура узора: композиция связанных между собой завитков и кривых, с выходящими из них в обе стороны остроконечными
Прорисовка орнамента камки МР-1068.(Открыть в новом окне)завитками. По бокам центральной фигуры находится ещё ряд фигур меньшего размера, состоящих также из кривых, остроконечных отростков, запятых и т.д.
Сравнивая центральный комплекс узора камки с фигурой птицы на инкрустированном бронзовом сосуде, опубликованном С. Умехара 1, [3] нетрудно установить, что фигура на камке также является сильно стилизованным изображением птицы. Мы находим на узоре ноги в виде двух отходящих кривых с волютами на конце и крылья в виде длинных остроконечных завитков. Перья на туловище и голове птицы превратились в большое количество самых разнообразных по форме изгибающихся линий, завитков и т.д. Боковые фигуры, находясь в несомненном родстве с центральной, также представляют собой сильно стилизованные фигуры птиц.
Таким образом, орнамент камчатной ткани МР-1068 находится в смысловой связи с узорами на тканях из Ильмовой пади 2 [4] и Ноин-Улы 3, [5] хранящихся в Эрмитаже, а также на ткани LC-03 из раскопок О. Стейна 1, [6] представляющими, по нашему мнению, сильно стилизованное изображение птицы-дракона.
При сравнении узора камки с орнаментами вышеупомянутых тканей видно, что стилизация в них шла различными путями. В тканях типа 1354/149 птица превратилась в круглую композицию, состоящую из кривых линий, «листков» и «гребешков». Эта закруглённая композиция со стремлением к экономии пространства возникла, по-видимому, под влиянием аналогичных изображений на бронзовых зеркалах в связи с необходимостью экономии пространства для размещения круглых фигур 2. [7] В отличие от этих тканей орнамент камки скорее имеет тенденцию к расширению и заполнению всего свободного пространства кривыми завитками и волютами.
Орнамент камки МР-1068 отличается исключительно высокими техническими достоинствами. На раппорте, насчитывающем всего лишь 5,8 см по основе и утку, мастер сумел выткать исключительно сложный по композиции узор. Поэтому ткань хорошо характеризует высокое развитие ткацкого мастерства той далёкой эпохи.
[1] 1 Длина фрагмента — 51 см, ширина — 7,8 см. С одной стороны сохранилась кромка во всю длину полотнища. Узор ткани выполнен переплетением, производным от саржевого на фоне из основного репса.[2] 1 См. В. Кarlgrеn, Huai and Han, «Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities». Stockholm, 1943, №13, стр. 29-31.[3] 1 См. S. Umehara, Etude des bronzes des Royaumes Combattant, Kyoto, 1936, табл. XLVIII.[4] 2 См. Г.П. Сосновский, Раскопки Ильмовой пади, «Советская археология», т. VIII, 1946, стр. 60, рис. 11, шифр ткани 1354/149.[5] 3 Шифр ткани МР 1885.[6] 1 См. A. Stein, Innermost Asia. Detailed report of excavations in Central Asia, Kan-su and Eastern Iran, т. III, Oxford, 1928, табл. XXV.[7] 2 См. B. Karlgren, ук.соч., зеркала F 13, F 30 и Н-1; S. Umehara, L’étude sur le miroir antérieur à la dynastie des «Han», Kyôto, 1935.
наверх |