Ю.М. Лотман
Семиосфера.
// СПб: «Искусство-СПб». 2000. 704 с. ISBN 5-210-01488-6
Содержание
Ю.М. Лотман. Люди и знаки [Вместо предисловия]. — 5
КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ.
Постановка проблемы. — 12
Система с одним языком. — 14
Постепенный прогресс. — 17
Прерывное и непрерывное. — 21
Семантическое пересечение как смысловой взрыв. Вдохновение. — 26
Мыслящий тростник. — 31
Мир собственных имён. — 35
Дурак и сумасшедший. — 41
Текст в тексте (Вставная глава). — 62
Перевёрнутый образ. — 73
Логика взрыва. — 101
Момент непредсказуемости. — 108
Внутренние структуры и внешние влияния. — 116
Две формы динамики. — 120
Сон — семиотическое окно. — 123
«Я» и «Я». — 126
Феномен искусства. — 129
«Конец! как звучно это слово!». — 137
Перспективы. — 141
Вместо выводов. — 146
ВНУТРИ МЫСЛЯЩИХ МИРОВ.
Введение. — 150
Вводные замечания. — 150
После Сосюра. — 153
Часть первая. Текст как смыслопорождающее устройство.
Три функции текста. — 155
Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры). — 163
Риторика — механизм смыслопорождения. — 177
Иконическая риторика. — 194
Текст в процессе движения: автор – аудитория, замысел – текст. — 203
Символ – «ген сюжета». — 220
Символ в системе культуры. — 240
Часть вторая. Семиосфера.
Семиотическое пространство. — 250
Понятие границы. — 257
Механизмы диалога. — 268
Семиосфера и проблема сюжета. — 276
Символические пространства. — 297
1. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах. — 297
2. Путешествие Улисса в «Божественной комедии» Данте. — 303
3. Дом в «Мастере и Маргарите». — 313
4. Символика Петербурга. — 320
Некоторые итоги. — 334
Часть третья. Память культуры. История и семиотика.
Проблема исторического факта. — 335
Исторические закономерности и структура текста. — 339
Альтернативный вариант: бесписьменная культура или культура до культуры? — 363
О роли типологических символов в истории культуры. — 371
Возможна ли историческая наука и в чём её функция в системе культуры? — 385
Заключение. — 389
СТАТЬИ ПО ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ.
Введение. — 392
Культура и информация. — 393
Культура и язык. — 396
Проблема знака и знаковой системы и типология русской культуры XI-XIX веков. — 400
I. Семантический («символический») тип. — 402
II. Синтаксический тип. — 407
III. Асемантический и асинтаксический тип. — 410
IV. Семантика-синтаксический тип. — 415
Проблема «обучения культуре» как типологическая характеристика. — 417
О двух типах ориентированности культуры. — 425
О моделирующем значении понятий «конца» и «начала» в художественных текстах. — 427
Семантика числа и тип культуры. — 430
Текст и функция (совместно с А.М. Пятигорским). — 434
К проблеме типологии текстов. — 442
О типологическом изучении культуры. — 447
Некоторые выводы. — 457
СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ.
О метаязыке типологических описаний культуры. — 462
О семиотическом механизме культуры (совместно с Б.А. Успенским). — 485
Тезисы к семиотическому изучению культур (в применении к славянским текстам) (совместно с Вяч.Вс. Ивановым, А.М. Пятигорским, В.Н. Топоровым, Б.А. Успенским). — 504
Миф – имя – культура (совместно с Б.А. Успенским). — 525
Динамическая модель семиотической системы. — 543
Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума. — 557
Феномен культуры. — 568
Мозг – текст – культура – искусственный интеллект. — 580
Асимметрия и диалог. — 590
К построению теории взаимодействия культур (семиотический аспект). — 603
Память культуры. — 614
Технический прогресс как культурологическая проблема. — 622
Культура как субъект и сама-себе объект. — 639
О динамике культуры. — 647
МЕЛКИЕ ЗАМЕТКИ, ТЕЗИСЫ.
О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры. — 664
О двух моделях коммуникации и их соотношении в общей системе культуры. — 666
Индивидуальный творческий путь и типология культурных кодов. — 668
О мифологическом коде сюжетных текстов. — 670
Память в культурологическом освещении. — 673
Архитектура в контексте культуры. — 676
Из письма Ю.М. Лотмана Б.А. Успенскому (от 19 марта 1982 г.). — 683
От издательства. — 685
Указатель имён. — 688
|