Ю.М. Лотман
Анализ поэтического текста. Структура стиха.
/ Пособие для студентов. Л.: «Просвещение». 1972. 272 с.
[ аннотация: ]
Книга известного учёного-литературоведа Ю.М. Лотмана посвящена принципам анализа поэтического текста. Литературное произведение выполняет свою общественную функцию только потому, что обладает особой внутренней организацией текста. Это можно исследовать в трёх аспектах: с точки зрения связи с определённой исторической реальностью, в отношении к другим литературным текстам и с позиций анализа внутренней организации художественного целого. Именно этот последний аспект позволяет увидеть красоту художественного произведения, определить причины эстетического воздействия текста.
В предлагаемой читателю книге автор ставит в центр изложения вопросы методики подобного анализа. Цель его — не столько ознакомить читателя с результатами, полученными тем или иным учёным, сколько вооружить его методами, которые позволили бы ему производить внутритекстовой анализ самостоятельно.
В первой части книги излагаются теоретические принципы методики анализа поэтического текста, во второй — демонстрируется применение их к изучению конкретных стихотворных произведений XIX-XX веков.
Книга Ю.М. Лотмана окажет существенную помощь студенту в работе в спецсеминарах, посвящённых проблемам поэзии; она будет интересна также преподавателям вузов и учителям-словесникам.
Содержание
Часть первая.
Введение. — 3
Задачи и методы структурного анализа поэтического текста. — 11
Язык как материал литературы. — 18
Поэзия и проза. — 23
Природа поэзии. — 33
Художественный повтор. — 39
Ритм как структурная основа стиха. — 44
Ритм и метр. — 46
Проблема рифмы. — 59
Повторы на фонемном уровне. — 63
Графический образ прэзии. — 70
Уровень морфологических и грамматических элементов. — 74
Лексический уровень стиха. — 85
Понятие параллелизма. — 89
Стих как единство. — 92
Строфа как единство. — 96
Проблема поэтического сюжета. — 103
«Чужое слово» в поэтическом тексте. — 106
Текст как целое. Композиция стихотворения. — 113
Текст и система. — 119
О «плохой» и «хорошей» поэзии. — 126
Некоторые выводы. — 130
Часть вторая.
Вводные замечания. — 133
К.Н. Батюшков. «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы…». — 137
А.С. Пушкин. Ф.Н. Глинке. — 144
А.С. Пушкин. «Зорю бьют… из рук моих…». — 159
М.Ю. Лермонтов. «Расстались мы; но твой портрет…». — 169
Ф.И. Тютчев. Два голоса. — 180
Ф.И. Тютчев. Накануне годовщины 4 августа 1864 г. — 186
Н.А. Некрасов. Последние элегии. — 204
А.К. Толстой. «Сидит под балдахином…». — 215
A.А. Блок. Анне Ахматовой. — 223
М.И. Цветаева. «Напрасно глазом — как гвоздём…». — 235
B.В. Маяковский. Схема смеха. — 248
Н.А. Заболоцкий. Прохожий. — 256
наверх
|