главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Ю.М. Лотман. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Пособие для студентов. Л.: «Просвещение». 1972. Ю.М. Лотман

Анализ поэтического текста. Структура стиха.

/ Пособие для студентов. Л.: «Просвещение». 1972. 272 с.

 

аннотация: ]

Книга известного учёного-литературоведа Ю.М. Лотмана посвящена принципам анализа поэтического текста. Литературное произведение выполняет свою общественную функцию только потому, что обладает особой внутренней организацией текста. Это можно исследовать в трёх аспектах: с точки зрения связи с определённой исторической реальностью, в отношении к другим литературным текстам и с позиций анализа внутренней организации художественного целого. Именно этот последний аспект позволяет увидеть красоту художественного произведения, определить причины эстетического воздействия текста.

В предлагаемой читателю книге автор ставит в центр изложения вопросы методики подобного анализа. Цель его — не столько ознакомить читателя с результатами, полученными тем или иным учёным, сколько вооружить его методами, которые позволили бы ему производить внутритекстовой анализ самостоятельно.

В первой части книги излагаются теоретические принципы методики анализа поэтического текста, во второй — демонстрируется применение их к изучению конкретных стихотворных произведений XIX-XX веков.

Книга Ю.М. Лотмана окажет существенную помощь студенту в работе в спецсеминарах, посвящённых проблемам поэзии; она будет интересна также преподавателям вузов и учителям-словесникам.

 

Содержание

 

Часть первая.

 

Введение. — 3

 

Задачи и методы структурного анализа поэтического текста. — 11

Язык как материал литературы. — 18

Поэзия и проза. — 23

Природа поэзии. — 33

Художественный повтор. — 39

Ритм как структурная основа стиха. — 44

Ритм и метр. — 46

Проблема рифмы. — 59

Повторы на фонемном уровне. — 63

Графический образ прэзии. — 70

Уровень морфологических и грамматических элементов. — 74

Лексический уровень стиха. — 85

Понятие параллелизма. — 89

Стих как единство. — 92

Строфа как единство. — 96

Проблема поэтического сюжета. — 103

«Чужое слово» в поэтическом тексте. — 106

Текст как целое. Композиция стихотворения. — 113

Текст и система. — 119

О «плохой» и «хорошей» поэзии. — 126

Некоторые выводы. — 130

 

Часть вторая.

 

Вводные замечания. — 133

 

К.Н. Батюшков. «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы…». — 137

А.С. Пушкин. Ф.Н. Глинке. — 144

А.С. Пушкин. «Зорю бьют… из рук моих…». — 159

М.Ю. Лермонтов. «Расстались мы; но твой портрет…». — 169

Ф.И. Тютчев. Два голоса. — 180

Ф.И. Тютчев. Накануне годовщины 4 августа 1864 г. — 186

Н.А. Некрасов. Последние элегии. — 204

А.К. Толстой. «Сидит под балдахином…». — 215

A.А. Блок. Анне Ахматовой. — 223

М.И. Цветаева. «Напрасно глазом — как гвоздём…». — 235

B.В. Маяковский. Схема смеха. — 248

Н.А. Заболоцкий. Прохожий. — 256

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки