Ю.М. Лотман
Структура художественного текста.
// М.: «Искусство». 1970. 384 с. («Семиотические исследования по теории искусства»)
Содержание
Введение. — 5
1. Искусство как язык. — 13
Искусство в ряду других знаковых систем. — 20
Понятие языка словесного искусства. — 29
О множественности художественных кодов. — 34
О величине энтропии художественных языков автора и читателя. — 36
2. Проблема значения в художественном тексте. — 44
3. Понятие текста. — 65
Текст и внетекстовые структуры. — 65
Понятие текста. — 67
Иерархичность понятия текста. — 69
Словесный изобразительный знак (образ). — 72
4. Текст и система. — 75
Системное и внесистемное в художественном тексте. — 75
Многоплановость художественного текста. — 78
Принцип структурного переключения в построении художественного текста. — 92
«Шум» и художественная информация. — 98
5. Конструктивные принципы текста. — 102
Парадигматическая ось значений. — 104
Синтагматическая ось в структуре художественного текста. — 111
Механизм внутритекстового семантического анализа. — 119
6. Элементы и уровни парадигматики художественного текста. — 120
Поэзия и проза. — 120
Принцип повтора. — 132
Повторяемость на фонологическом уровне. — 135
Ритмические повторы. — 142
Повторяемость и смысл. — 149
Принципы сегментации поэтической строки. — 169
Проблема метрического уровня стиховой структуры. — 191
Грамматические повторы в поэтическом тексте. — 194
Структурные свойства стиха на лексико-семантическом уровне. — 203
Стих как мелодическое единство. — 219
Стих как семантическое единство. — 228
Сверхстиховые повторы. — 231
Энергия стиха. — 234
7. Синтагматическая ось структуры. — 243
Фонологические последовательности в стихе. — 244
Синтагматика лексико-семантических единиц. — 250
8. Композиция словесного художественного произведения. — 255
Рамка. — 255
Проблема художественного пространства. — 265
Проблема сюжета. — 280
Понятие персонажа. — 289
О специфике художественного мира. — 296
Персонаж и характер. — 304
Кинематографическое понятие «план» и литературный текст. — 315
Точка зрения текста. — 320
Соположенность разнородных элементов как принцип композиции. — 335
9. Текст и внетекстовые художественные структуры. — 343
Относительность противопоставления текста и внетекстовых структур. — 343
Типология текстов и типология внетекстовых связей. — 345
Заключение. — 360
Примечания. — 366
От редакции. ^
Настоящее издание является второй книгой серий «Семиотические исследования по теории искусства», осуществляемой издательством.
В книге известного советского литературоведа профессора Тартуского университета Ю.М. Лотмана затрагивается широкий круг вопросов, связанных с изучением структуры художественного текста: искусство как язык, специфика художественной информации, соотношение между текстом и внетекстовыми структурами конструктивные принципы текста и ряд других.
Особое место в книге занимает проблема значения в художественном тексте. На многочисленных примерах — преимущественно из области литературы — автор стремится раскрыть функциональность художественной структуры, содержательность формы в искусстве. Даже мельчайший, казалось бы, чисто внешний элемент художественной структуры, убеждает Ю.М. Лотман, является содержательным, несёт смысловую нагрузку.
Естественно, что семиотический подход к художественному произведению (как подчёркивает и сам автор) ни в коей мере не исчерпывает анализа произведений искусства, изучаемых марксистско-ленинской эстетикой в гносеологическом, социологическом, аксиологическом и других планах.
Издательство надеется, что публикация этой книги (многие положения которой носят дискуссионный характер, что естественно для развивающейся науки) и широкое обсуждение выдвигаемых Ю.М. Лотманом идей окажутся полезными для советской эстетики и теории искусства.
|