главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Ю.М. ЛотманСтруктура художественного текста.// М.: «Искусство». 1970. 384 с. («Семиотические исследования по теории искусства»)
Содержание
От редакции. — 4
Введение. — 5
1. Искусство как язык. — 13Искусство в ряду других знаковых систем. — 20Понятие языка словесного искусства. — 29О множественности художественных кодов. — 34О величине энтропии художественных языков автора и читателя. — 362. Проблема значения в художественном тексте. — 443. Понятие текста. — 65Текст и внетекстовые структуры. — 65Понятие текста. — 67Иерархичность понятия текста. — 69Словесный изобразительный знак (образ). — 724. Текст и система. — 75Системное и внесистемное в художественном тексте. — 75Многоплановость художественного текста. — 78Принцип структурного переключения в построении художественного текста. — 92«Шум» и художественная информация. — 985. Конструктивные принципы текста. — 102Парадигматическая ось значений. — 104Синтагматическая ось в структуре художественного текста. — 111Механизм внутритекстового семантического анализа. — 1196. Элементы и уровни парадигматики художественного текста. — 120Поэзия и проза. — 120Принцип повтора. — 132Повторяемость на фонологическом уровне. — 135Ритмические повторы. — 142Повторяемость и смысл. — 149Принципы сегментации поэтической строки. — 169Проблема метрического уровня стиховой структуры. — 191Грамматические повторы в поэтическом тексте. — 194Структурные свойства стиха на лексико-семантическом уровне. — 203Стих как мелодическое единство. — 219Стих как семантическое единство. — 228Сверхстиховые повторы. — 231Энергия стиха. — 2347. Синтагматическая ось структуры. — 243Фонологические последовательности в стихе. — 244Синтагматика лексико-семантических единиц. — 2508. Композиция словесного художественного произведения. — 255Рамка. — 255Проблема художественного пространства. — 265Проблема сюжета. — 280Понятие персонажа. — 289О специфике художественного мира. — 296Персонаж и характер. — 304Кинематографическое понятие «план» и литературный текст. — 315Точка зрения текста. — 320Соположенность разнородных элементов как принцип композиции. — 3359. Текст и внетекстовые художественные структуры. — 343Относительность противопоставления текста и внетекстовых структур. — 343Типология текстов и типология внетекстовых связей. — 345
Заключение. — 360Примечания. — 366
От редакции. ^
Настоящее издание является второй книгой серий «Семиотические исследования по теории искусства», осуществляемой издательством.
В книге известного советского литературоведа профессора Тартуского университета Ю.М. Лотмана затрагивается широкий круг вопросов, связанных с изучением структуры художественного текста: искусство как язык, специфика художественной информации, соотношение между текстом и внетекстовыми структурами конструктивные принципы текста и ряд других.
Особое место в книге занимает проблема значения в художественном тексте. На многочисленных примерах — преимущественно из области литературы — автор стремится раскрыть функциональность художественной структуры, содержательность формы в искусстве. Даже мельчайший, казалось бы, чисто внешний элемент художественной структуры, убеждает Ю.М. Лотман, является содержательным, несёт смысловую нагрузку.
Естественно, что семиотический подход к художественному произведению (как подчёркивает и сам автор) ни в коей мере не исчерпывает анализа произведений искусства, изучаемых марксистско-ленинской эстетикой в гносеологическом, социологическом, аксиологическом и других планах.
Издательство надеется, что публикация этой книги (многие положения которой носят дискуссионный характер, что естественно для развивающейся науки) и широкое обсуждение выдвигаемых Ю.М. Лотманом идей окажутся полезными для советской эстетики и теории искусства.
наверх |