А.Ф. Лосев
Миф. Число. Сущность.
// М.: «Мысль». 1994. 920 с. ISBN 5-244-00747-5
Сост. А.А. Тахо-Годи. Общ.ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова.
[ аннотация: ]
Третья из серии книг, выпускаемых в связи со 100-летним юбилеем замечательного русского философа и филолога, включает его работы 20-х — начала 30-х годов. Из них только «Диалектика мифа» и «Первозданная сущность» были сравнительно недавно переизданы. «Критика платонизма у Аристотеля» и «Диалектика числа у Плотина» давно стали библиографической редкостью. Остальные работы (составляющие бо́льшую часть тома) издаются впервые. Главные темы сочинений — миф как составная часть культуры и проблема числа в античности в сравнении с современным культурным сознанием.
Содержание
ДИАЛЕКТИКА МИФА. — 5
Диалектика мифа. — 6
Предисловие (6-7)
Вступление [Диалектика мифа] (8)
I. Миф не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел (8-10)
II. Миф не есть бытие идеальное (10-14)
III. Миф не есть научное и, в частности, примитивно-научное построение (14-30). 1. Определённая мифология и определённая наука могут частично совпадать, но принципиально они никогда не тождественны (14-16). 2. Наука не рождается из мифа, но наука всегда мифологична (16-20). 3. Наука никогда не может разрушить мифа (20-22). 4. Миф не базируется на научном опыте (22-24). 5. Чистой науке, в противоположность мифологии, не нужна ни абсолютная данность объекта (24-25), ни абсолютная данность субъекта (26), ни завершённая истинность (26-28). 6. Существует особая мифологическая истинность (28-30)
IV. Миф не есть метафизическое построение (30-36). 1. Метафизичности мешает посюсторонность и чувственность мифа (30-33). 2. Метафизика — научна или наукообразна, мифология же — предмет непосредственного восприятия (33). 3. Эта особенность мифологии универсальна (включая христианство) (33-34). 4. Мифическая отрешенность и иерархийность (34-36)
V. Миф не есть ни схема, ни аллегория (36-57). 1. Понятие выразительной формы (36). 2. Диалектика схемы, аллегории и символа (37-43). 3. Разные слои символа (43-46). 4. Примеры символической мифологии (46-57): а) учение о цветах у Гёте (46-48) и b) у Флоренского (48-50); с) объективность цветной мифологии (50-51); d) символическая мифология лунного света, электричества и др. (51-54); е) природа у Пушкина, Тютчева и Баратынского, по А. Белому (54-57)
VI. Миф не есть поэтическое произведение (57-71). 1. Сходство мифологии с поэзией в области выразительных форм (58). 2. Сходство в области интеллигенции (58-60). 3. Сходство с точки зрения непосредственности (60). 4. Сходство в отрешённости (60-61). 5. Глубочайшее расхождение в характере отрешённости (61-62). 6. а) Поэзия возможна без мифологии (62-63), и b) мифология возможна без поэзии (63-65). 7. Сущность мифического отрешения (65-67). 8. Принцип мифической отрешённости (67-71): а) новая форма объединения вещей (67); b) изначальная инстинктивно-биологическая реакция в мифе на мир (67-69); с) всё на свете есть миф (69-71)
VII. Миф есть личностная форма (71-96). 1. Резюме предыдущего (71-73). 2. Основная диалектика понятия личности (73-75). 3. Всякая живая личность есть так или иначе миф (75-76). 4. Мифологически личностная символика (76-88): а) символика и мифология полов (76-79); b) вещей домашнего обихода, болезней (79-80); с) поступков (80-81); d) «физиологических» процессов и «воображения» (81-85); е) трепещущая неоднородность мифического времени и её различие в разных религиях (85-88). 5. Очерк диалектики мифического времени (88-93) 6. Сновидения (93-94). 7. Выход к новому углублению понятия мифа (94-96)
VIII. Миф не есть специально религиозное создание (96-106). 1. Наиболее общее сходство и различие мифологии и религии (96-98). 2. Энергийность и субстанциальность религии (98-99). 3. Лик и личность в мифологии; примеры из типов живописного пространства (99-103) 4. Религия не может не порождать из себя мифа (103-106)
IX. Миф не есть догмат (106-144). 1. Миф — историчен, догмат — абсолютен (106-107). 2. Мифический историзм (107-109). 3. Фиксация понятий религии, мифологии и догматического богословия (109-112). 4. Мифология и догматика веры и знания (112-118). 5. К мифологии материализма (118-123): а) вне-логический характер опоры на ощущение (118-119); b) различные понимания материи (119-120); с) субъективизм (120-121); d) материя как принцип реальности, физические теории (121-122); е) абстрактная метафизика, мифология и догматика в материализме (122-123). 6. Буржуазная мифология материализма (123-128). 7. Типы материализма (128-131). 8. Мифология и догматика в учениях о I. субъекте и объекте (131-133), II. идее и материи (133-134), III. сознании и бытии (134-135), IV. сущности и явлении (135-136), V. душе и теле (136-139), VI. индивидуализме и социализме (139), VII. свободе и необходимости (139-140), VIII. бесконечности и конечности (140-141), IX. абсолютном и относительном (141-142), X. вечности и времени (142-143), XI. целом и части (143), XII. одном и многом (143-144). 9. Заключение (144)
X. Миф не есть историческое событие как таковое (144-151). 1. Природно-вещественный слой истории (145-146). 2. Слой сознания и понимания (146-150). 3. Слой самосознания или слова (150-151)
XI. Миф есть чудо (151-183). 1. Вступление (151-153). 2. Что не есть чудо? (153-160): а) чудо не есть просто проявление высших сил (154), b) чудо не есть нарушение «законов природы» (154-160). 3. Другие теории чуда (160-161). 4. Основная диалектика чуда (161-169): а) встреча двух личностных планов (161), b) которые могут быть в пределах одной и той же личности (161-162); с) это — планы внешне-исторический и внутренно-замысленный (162-164); d) формы их объединения (164-166); е) чудо — знамение вечной идеи личности (166-169). 5. Целесообразность в чуде в сравнении с другими типами целесообразности (169-172): а) Кант о логической и эстетической целесообразности (169-171); b) понятие личностной целесообразности (171-172). 6. Оригинальность и специфичность мифической целесообразности (172-177): а) отличие от сферы частичных функций личности (172-173); b) личность — неделима (173); чудо не есть ни с) познавательный (173-175), ни d) волевой (175-176), ни e) эстетический синтез (176-177); f) резюме (177). 7. Реальное бытие есть разная степень мифичности и чудесности (177-183): а) память о вечности (177-178) и b) её отдельные проявления в великом и в малом (178-183); с) не степень чудесности, но одинаковая чудесность и лишь разница её объектов (183)
XII. Обозрение всех диалектических моментов мифа с точки зрения понятия чуда (183-194). 1. Диалектическая необходимость (184). 2. Неидеальность (184-185). 3. Вне-научность и специфическая истинность (185). 4. Не-метафизичность (185-186). 5. Символизм (186-187) 6. Отрешенность (187). 7. Миф и религия (188-192): а) диалектическое место науки, морали и искусства (188-189); b) параллельная диалектика в мифе — богословия, обряда и священной истории (189-190); с) сущность религии — не мифологии, но — таинства (190-191); d) религия — задний фон мифологии (191-192). 8. Сущность мифического историзма (192-194)
XIII. Окончательная диалектическая формула (194-198)
XIV. Переход к реальной мифологии и идея абсолютной мифологии (198-216). Вступление (198-200). 1. Диалектика есть мифология, и мифология есть диалектика (200-201). 2. Обзор синтезов абсолютной мифологии (201-204). 3. Продолжение (204-212). 4. Сводка (212). 5. Несколько примеров на цельные мифы из абсолютной мифологии (212-216)
МИФ – РАЗВЁРНУТОЕ МАГИЧЕСКОЕ ИМЯ. — 217
I. Определение имени (219-221)
II. Место имени (221-223)
III. Имя сущности и сущность (223-226)
IV. Имя сущности и инобытие (тварь) (226-231)
V. Иерархийная природа имени (231-232)
ПЕРВОЗДАННАЯ СУЩНОСТЬ. — 233
2. Понятие ангела (234-239)
3. Диалектика бесплотных сил (239-243)
4. Символика бесплотных сил (243-256)
5. Символика бесплотных сил (продолжение) (256-262)
АБСОЛЮТНАЯ ДИАЛЕКТИКА – АБСОЛЮТНАЯ МИФОЛОГИЯ. — 263
СА́МОЕ САМО́. — 299
I. <Вещь> (300-397)
I. Вещь не есть не-вещь (300-321)
1. Вещь не есть сознание вещи (300-303)
2. Вещь не есть ни материал вещи, ни её форма, ни соединение того и другого (303-311)
3. Вещь не есть ни один из её признаков, ни все её признаки, взятые вместе (311-314)
4. Я, мир и Бог также не суть их собственные признаки (314- 321)
II. Вещь есть сама вещь (321-356)
5. Вещь определима только из себя самой (321-331)
6. Всякая вещь есть предмет бесчисленных интерпретаций (331-335)
7. Символическая основа всех интерпретаций са́мого самого́ (335-356)
III. Из истории учения о самости (356-397)
8. Несколько примеров из истории мысли (356-384)
9. Заключение (384-397)
II. Бытие (398-463)
Вступление (398-399)
I. Тайна первого зачатия мысли (399-408)
II. Общая структура первого смысла (408-453)
1. Бытие, небытие, становление (408-432)
2. Ставшее и для-себя-бытие (432-442)
3. Эманация (442-453)
III. Значение первого символа и переход к дальнейшему (453-463)
III. Сущность (464-470)
1. Вступление и разделение (464-470)
IV. Смысл (471-526)
1. Вступление (471-473)
2. Отграничения (473-484)
3. Первая установка. Смысл есть различие и тождество (484-491)
4. Диалектика тождества и различия в сфере смысла (491-506)
5. Противоречие, противоположность и разность (506-514)
6. Смысловое «происхождение» (514-520)
7. Эйдос (520-526)
КРИТИКА ПЛАТОНИЗМА У АРИСТОТЕЛЯ. — 527
Предисловие (528-532)
1. Вступительные замечания (533-534)
2. Разделение XIII книги «Метафизики» (535)
3. 11 аргументов против «математического предмета» (535-541)
4. Их сводка (541-543)
5. Собственное учение Аристотеля о математическом предмете (543-548)
6. Критика «идей» Платона (548-551)
7. Продолжение (551-554)
8. Классификация учений об идеальных числах (554-556)
9. Счислимость и несчислимость (556-558)
10. Критика абсолютной несчислимости (558-567)
11. Критика прерывной счислимости (567-577)
12. Обобщение обеих критик (577-581)
13. Критика других теорий (581-583)
14. Критика детальных моментов платонической теории числа (583-590)
15. Вопрос о конце XIII книги (590-592)
16. Критика учения о принципах (593-601)
17. Продолжение (601-609)
18. Обобщение критики учения о принципах (609-612)
19. Общая характеристика критики платонизма у Аристотеля (612-632)
«Метафизики» Аристотеля книги XIII-XIV (перевод) (633-712)
Книга XIII (633-658). Вступление (гл. I) (633-634). I. О математических предметах (гл. 2-3) (634-638). II. Об идеях (гл. 4-5) (639- 642). III. Об идеальных числах (гл. 6-9) (642-655). Заключение (655-658)
Книга XIV (659-673)
Обзор содержания; издания, литература и примечания (674-712)
I. Общий обзор содержания XIII и XIV книг «Метафизики» Аристотеля (674-676)
II. Издания, переводы и литература (676-677)
III. Примечания к переводу XIII книги (678-701)
IV. Примечания к переводу XIV книги (701-712)
ДИАЛЕКТИКА ЧИСЛА У ПЛОТИНА. — 713
I. Анализ трактата Плотина «О числах» (714-839)
Вступительные замечания (714-719)
I. Красота оформленного множества и безобразие бесформенности (720-723)
II. Число не есть абсолютная беспредельность (723-735)
III. Число не есть чувственная вещь (736-738)
IV. Число не есть субъективно-психический процесс и относится к чистому уму (739-745)
V. Число не есть только спутник ума, но оно — ипостасийно (745-748)
VI. Плотин о трёх основных ипостасях (748-752)
VII. Отношение числа к каждой из трёх ипостасей. Число как принцип умной категориальности (752-773)
VIII. Продолжение (773-781)
IX. Число и количество (781-785)
X. Умная бесконечность числа. Критика учений Аристотеля и перипатетиков (785-796)
XI. Число как организующий принцип вечной жизни мирового целого (796-797)
XII. Итоги философии числа у Плотина (797-806)
XIII. Философско-мифологическая концепция числа у Прокла (806-835)
Вступление (806-808). 1. Миф как умный символ (808-809). 2. Диалектика Прокла (809-812). 3. Боги суть числа (812-818). 4. Принцип различия богов-чисел (818-824). 5. Совершенство, благость и простота актуальной бесконечности (824-829). 6. Интеллигенция (829-831). 7. Сущность эманации (831-835). 8. Классификация божественных чисел (835-839)
II. Трактат Плотина «О числах» (перевод и примечания) (840-876)
Примечание к переводу (840-841)
Вступление (841-843)
I. Отрицательное учение о числе (843-851): а (843-847), b (847), с (848-850), d (850-851)
II. Положительное учение о числе (852-860): а (852-853), b (853-860)
III. Критика других учений (860-864)
IV. Положительное учение о числе (864-874): а (864-867), b (867-868), с (868-871), d (871-874)
Заключение (874-876)
Послесловия, примечания, указатель. — 877
Л.Л. Гоготишвили. Коммуникативная версия исихазма. — 878
В.П. Троицкий. О смысле чисел. — 894
Примечания. — 904
Указатель имён. — 911
наверх
|