Д.С. Лихачёв
Поэтика древнерусской литературы.
/ Изд. 3-е, доп. М.: 1979. 360 с.
[ аннотация: ]
В книге изучаются те особенности художественной системы первых семи веков русской литературы, которые отличают её от системы литературы нового времени. Рассматриваются особенности жанров, стиля, художественного метода, тематики древнерусских литературных произведений. Особое внимание уделяется характерным для Древней Руси «литературному этикету», «стилистической симметрии», «метафорам-символам» и пр. В последнем разделе освещаются проблемы художественного времени и художественного пространства, которые сближают между собой древнерусскую литературу и фольклор, а в дальнейшем надолго остаются и в литературе нового времени, составляя характерную черту произведений Гончарова, Достоевского, Салтыкова-Щедрина. Настоящее издание — дополненное. Первое издание книги вышло в 1967 г. В 1969 г. академику Д.С. Лихачеву за книгу «Поэтика древнерусской литературы» присуждена Государственная премия СССР.
Содержание
Предисловие. — 3
Границы древнерусской литературы (Введение). — 5
I. Поэтика литературы как системы целого. — 22
Древнерусская литература в её отношениях к изобразительным искусствам (22). «Повествовательное пространство» как выражение «повествовательного времени» в древнерусском изобразительном искусстве (36). Отношения литературных жанров между собой (55).
II. Поэтика художественного обобщения. — 80
Литературный этикет (80). Абстрагирование (102). Орнаментальность (111). Элементы реалистичности (129).
III. Поэтика литературных средств. — 161
Метафоры-символы (161). Стилистическая симметрия (169). Сравнения (176). Нестилизационные подражания (184).
IV. Поэтика художественного времени. — 209
Художественное время словесного произведения (209). Художественное время в фольклоре (219). Художественное время в древнерусской литературе (247). Судьбы древнерусского художественного времени в литературе новой (299). Преодоление времени в художественной литературе (333).
V. Поэтика художественного пространства. — 335
Художественное пространство словесного произведения (335).
Зачем изучать поэтику древнерусской литературы? (Вместо заключения). — 352
наверх
|