Л. Леви-Брюль
Сверхъестественное в первобытном мышлении.
// М.: ОГИЗ. 1937. XXXII+518 с.
Оглавление
Предисловие. Проф. В.К. Никольский. — V
Литература о Леви-Брюле и его теории прелогического мышления. — XXXI
Сверхъестественное и природа в первобытном мышлении.
Введение. Аффективная категория сверхъестественного. — 5
1. Во власти невидимых сил. — 6
2. «Мы не верим, мы боимся». — 9
3. Разрозненность представлений о невидимых силах. — 16
4. Эмоциональная основа представлений о сверхъестественном. — 19
5. Диффузность представлений о мире природы и мире сверхъестественном. — 23
Глава I. Удача и несчастье. — 27
1. Амулеты и колдовские средства. — 27
2. Мистическая сила амулетов. — 32
3. Знамения и предсказания. — 37
4. Предметы, приносящие счастье и несчастье. — 43
5. Люди, приносящие счастье и несчастье. — 48
6. Несчастные случаи как знамения. — 53
Глава II. «Расположение» существ и предметов. — 61
1. Дурное влияние ссоры, недовольства и гнева. — 63
2. Дурное влияние отказа, противоречия и неисполненного желания. — 72
3. Таитянский отшельник. — 79
4. Физическое воздействие на «расположение» людей и предметов. — 85
5. Несостоятельность анимистической схемы. — 91
6. Магические процедуры. — 95
7. Магические посредники. — 103
8. Воздействие на «расположение» неодушевленных предметов. — 108
Глава III. Церемонии и пляски. — 112
1. Магическое умилостивление. — 113
2. «Интичиума» австралийцев. — 114
3. Церемония «хориому» у папуасов. — 118
4. Магически-умилостивительные пляски. — 122
6. Мистическое значение масок и инсценировок в тайных церемониях. — 124
Глава IV. Культ предков и покойников. — 133
1. Мир покойников и мир живых. — 133
2. Иерархия покойников. — 138
3. Сфера действия покойников. — 143
4. Значение благорасположения покойников. — 148
Глава V. Колдовство. — 152
1. Вмешательство невидимых сил в мир природы. — 152
2. Смерть, болезнь, несчастье как проявление колдовства. — 155
3. Главные аспекты колдовства. — 162
4. Вредоносное начало и его проводники. — 168
5. Колдовство как вмешательство невидимых сил. — 173
Глава VI. Осквернение и очищение. — 181
1. Опасность осквернения. — 181
2. Мистический характер осквернения и очищения. — 186
3. Многообразие «чистоты» и «скверны». — 190
4. Нечистота как состояние беззащитности. — 192
5 Смысл аскетических обрядов. — 196
6. Очищение как средство увеличить эффективность невидимых сил. — 198
Глава VII. Кровь, её мистические свойства. — 206
1. Магическое применение крови и красной охры. — 206
2. Кровь как очистительное средство. — 213
3. Вредоносность пролитой крови. — 215
4. Очищение воинов и охотников. — 220
Глава VIII. Некоторые методы очищения. — 222
1. Стадии и средства очищения. — 222
2. Исповедь как необходимое условие очищения. — 230
3. Вредоносность тайны. — 234
4. Новое и неизвестное требует очищения. — 240
5. Козёл отпущения. — 243
Первобытная мифология. Мифический мир австралийцев и папуасов.
Глава I. Предварительные общие замечания о первобытной мифологии. — 253
1. Классические мифы и мифы первобытных людей. — 253
2. Бессистемность первобытной мифологии. — 256
3. Прелогичность первобытного мышления. — 258
4. Мифы — тайная и священная сокровищница племени. — 262
5. Миф и сновидение как откровение. — 269
6. Сверхъестественный мир папуасов. — 275
7. Миф — комплекс представлений и чувств, относящихся к сверхъестественному. — 281
8. Миф как выражение первобытного мистичеческого «опыта». — 285
Глава II. Мифический мир. — 291
1. Мифическое время. — 293
2. Мифические предки. — 297
3. Сопричастие между людьми и территорией. — 301
4. Пейзаж как запечатленный миф. — 306
5. Мифические предки как «вечные, несотворенные». — 312
6. Мифический мир как «сверхприрода». — 319
7. Ориентация первобытного мышления на «сверхприроду». — 323
Глава III. Мифические существа — полулюди-полуживотные. — 328
1. Отсутствие общих понятий о животных и растениях. — 330
2. Мистические способности животных. — 333
3. Отсутствие грани между человеком и животным. — 341
4. Двойственность и текучесть природы мифических предков. — 349
5. «Сверхприрода» — основа первобытной мифологии. — 354
Глава IV. Мифы, тотемизм, родство. — 359
1. Тотемизм австралийских туземцев. — 359
2. Тотемические кланы и мифы у маринд-аним. — 367
3. Тотемическое родство как основа первобытного символизма. — 371
4. Мистический характер тотемического родства. — 378
5. Мистический характер всякого родства. — 381
Глава V. Могущество мифа и его действие. — 387
1. Магическая сила мифов. — 387
2. Церемонии как драматическое воспроизведение мифов. — 391
3. Миф как основа тотемических церемоний. — 397
4. Магический убор «гари». — 403
5. Скальные рисунки австралийцев и папуасов как воспроизведение мифов. — 410
6. Скальные рисунки примитивных людей — ключ к палеолитической живописи. — 415
7. Палеолитические рисунки — воспроизведение персонажей мифов. — 420
8. Магическая функция мифа. — 425
Глава VI. Сопричастие-подражание в мифах. — 431
1. Мифы как источники обрядов. — 431
2. Подражание как способ сопричастия мифическому миру. — 436
3. Происхождение и смысл этиологических мифов. — 442
4. Колдуны австралийцев и папуасов. — 451
5. Миф как основа симпатической магии. — 457
Глава VII. Устойчивость мифического мира. — 466
1. Мифы андаманцев и американских индейцев. — 467
2. Мифы примитивных племен Азии и Африки. — 476
3. Специфические черты австралийской и папуасской мифологии как наиболее примитивной. — 479
4. Причина живучести первобытной мифологии. — 482
Литература, использованная Леви-Брюлем. — 489
Предметно-именной указатель. — 499
|