главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Л. Леви-Брюль. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: ОГИЗ. 1937. Л. Леви-Брюль

Сверхъестественное в первобытном мышлении.

// М.: ОГИЗ. 1937. XXXII+518 с.

 

Оглавление

 

Предисловие. Проф. В.К. Никольский. — V

Литература о Леви-Брюле и его теории прелогического мышления. — XXXI

 

Сверхъестественное и природа в первобытном мышлении.

 

Введение. Аффективная категория сверхъестественного. — 5

1. Во власти невидимых сил. — 6

2. «Мы не верим, мы боимся». — 9

3. Разрозненность представлений о невидимых силах. — 16

4. Эмоциональная основа представлений о сверхъестественном. — 19

5. Диффузность представлений о мире природы и мире сверхъестественном. — 23

 

Глава I. Удача и несчастье. — 27

1. Амулеты и колдовские средства. — 27

2. Мистическая сила амулетов. — 32

3. Знамения и предсказания. — 37

4. Предметы, приносящие счастье и несчастье. — 43

5. Люди, приносящие счастье и несчастье. — 48

6. Несчастные случаи как знамения. — 53

 

Глава II. «Расположение» существ и предметов. — 61

1. Дурное влияние ссоры, недовольства и гнева. — 63

2. Дурное влияние отказа, противоречия и неисполненного желания. — 72

3. Таитянский отшельник. — 79

4. Физическое воздействие на «расположение» людей и предметов. — 85

5. Несостоятельность анимистической схемы. — 91

6. Магические процедуры. — 95

7. Магические посредники. — 103

8. Воздействие на «расположение» неодушевленных предметов. — 108

 

Глава III. Церемонии и пляски. — 112

1. Магическое умилостивление. — 113

2. «Интичиума» австралийцев. — 114

3. Церемония «хориому» у папуасов. — 118

4. Магически-умилостивительные пляски. — 122

6. Мистическое значение масок и инсценировок в тайных церемониях. — 124

 

Глава IV. Культ предков и покойников. — 133

1. Мир покойников и мир живых. — 133

2. Иерархия покойников. — 138

3. Сфера действия покойников. — 143

4. Значение благорасположения покойников. — 148

 

Глава V. Колдовство. — 152

1. Вмешательство невидимых сил в мир природы. — 152

2. Смерть, болезнь, несчастье как проявление колдовства. — 155

3. Главные аспекты колдовства. — 162

4. Вредоносное начало и его проводники. — 168

5. Колдовство как вмешательство невидимых сил. — 173

 

Глава VI. Осквернение и очищение. — 181

1. Опасность осквернения. — 181

2. Мистический характер осквернения и очищения. — 186

3. Многообразие «чистоты» и «скверны». — 190

4. Нечистота как состояние беззащитности. — 192

5 Смысл аскетических обрядов. — 196

6. Очищение как средство увеличить эффективность невидимых сил. — 198

 

Глава VII. Кровь, её мистические свойства. — 206

1. Магическое применение крови и красной охры. — 206

2. Кровь как очистительное средство. — 213

3. Вредоносность пролитой крови. — 215

4. Очищение воинов и охотников. — 220

 

Глава VIII. Некоторые методы очищения. — 222

1. Стадии и средства очищения. — 222

2. Исповедь как необходимое условие очищения. — 230

3. Вредоносность тайны. — 234

4. Новое и неизвестное требует очищения. — 240

5. Козёл отпущения. — 243

 

Первобытная мифология. Мифический мир австралийцев и папуасов.

 

Глава I. Предварительные общие замечания о первобытной мифологии. — 253

1. Классические мифы и мифы первобытных людей. — 253

2. Бессистемность первобытной мифологии. — 256

3. Прелогичность первобытного мышления. — 258

4. Мифы — тайная и священная сокровищница племени. — 262

5. Миф и сновидение как откровение. — 269

6. Сверхъестественный мир папуасов. — 275

7. Миф — комплекс представлений и чувств, относящихся к сверхъестественному. — 281

8. Миф как выражение первобытного мистичеческого «опыта». — 285

 

Глава II. Мифический мир. — 291

1. Мифическое время. — 293

2. Мифические предки. — 297

3. Сопричастие между людьми и территорией. — 301

4. Пейзаж как запечатленный миф. — 306

5. Мифические предки как «вечные, несотворенные». — 312

6. Мифический мир как «сверхприрода». — 319

7. Ориентация первобытного мышления на «сверхприроду». — 323

 

Глава III. Мифические существа — полулюди-полуживотные. — 328

1. Отсутствие общих понятий о животных и растениях. — 330

2. Мистические способности животных. — 333

3. Отсутствие грани между человеком и животным. — 341

4. Двойственность и текучесть природы мифических предков. — 349

5. «Сверхприрода» — основа первобытной мифологии. — 354

 

Глава IV. Мифы, тотемизм, родство. — 359

1. Тотемизм австралийских туземцев. — 359

2. Тотемические кланы и мифы у маринд-аним. — 367

3. Тотемическое родство как основа первобытного символизма. — 371

4. Мистический характер тотемического родства. — 378

5. Мистический характер всякого родства. — 381

 

Глава V. Могущество мифа и его действие. — 387

1. Магическая сила мифов. — 387

2. Церемонии как драматическое воспроизведение мифов. — 391

3. Миф как основа тотемических церемоний. — 397

4. Магический убор «гари». — 403

5. Скальные рисунки австралийцев и папуасов как воспроизведение мифов. — 410

6. Скальные рисунки примитивных людей — ключ к палеолитической живописи. — 415

7. Палеолитические рисунки — воспроизведение персонажей мифов. — 420

8. Магическая функция мифа. — 425

 

Глава VI. Сопричастие-подражание в мифах. — 431

1. Мифы как источники обрядов. — 431

2. Подражание как способ сопричастия мифическому миру. — 436

3. Происхождение и смысл этиологических мифов. — 442

4. Колдуны австралийцев и папуасов. — 451

5. Миф как основа симпатической магии. — 457

 

Глава VII. Устойчивость мифического мира. — 466

1. Мифы андаманцев и американских индейцев. — 467

2. Мифы примитивных племен Азии и Африки. — 476

3. Специфические черты австралийской и папуасской мифологии как наиболее примитивной. — 479

4. Причина живучести первобытной мифологии. — 482

 

Литература, использованная Леви-Брюлем. — 489

Предметно-именной указатель. — 499

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки