главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Н.В. Леонтьев, В.Ф. Капелько, Ю.Н. ЕсинИзваяния и стелы окуневской культуры.// Абакан: Хакасское книжное издательство. 2006. 236 с. ISBN 5-7091-0238-5
[ аннотация: ] Книга посвящена уникальным памятникам изобразительного искусства Южной Сибири, имеющим мировую известность, — каменным изваяниям и стелам, связанным с окуневской археологической культурой конца III — середины II тыс. до н.э. Рассматриваются проблемы их датировки, методов анализа и интерпретации, социальной функции, семантики основных изображений. Важной частью издания является каталог, включающий описание и рисунки 300 памятников. Книга адресована историкам, археологам, культурологам, искусствоведам и всем читателям, интересующимся древним искусством и культурой Южной Сибири.
Скачать файл: .djvu, 8,3 Мб Оглавление
Предисловие [ Е.Г. Дэвлет ]. — 4Введение. — 6
Глава 1. История изучения. — 9Глава 2. Создание и установка изваяний и стел. — 14Глава 3. Хронология и иконография антропоморфных изображений. — 16Глава 4. Некоторые вопросы методов анализа и интерпретации окуневского искусства. — 25Глава 5. Семантика формы и изобразительной структуры изваяний. — 41Глава 6. «Лик вселенной». — 45Глава 7. Изображения в виде круга и квадрата с лучами. — 57Глава 8. «Владыка вселенной». — 65
Заключение. — 75Каталог изваяний и стел. — 77Предисловие. — 78Описание памятников. — 78Список памятников, систематизированный по географическому принципу. — 104Прорисовки памятников (1-299). — 107
Литература. — 228Список сокращений. — 235
Предисловие. ^
Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена публикации и интерпретации каменных изваяний и стел окуневской культуры — происходящих из Минусинской котловины замечательных памятников монументального творчества первобытной эпохи, ярких и самобытных проявлений духовной жизни и мировоззрения их создателей. Минусинская котловина в южной части бассейна реки Енисей — поистине исключительный регион в евразийских масштабах. Здесь, в степях и предгорьях на территории сравнительно изолированной и в то же время связанной бесчисленными нитями с соседними и удалёнными областями, в эпоху энеолита — ранней бронзы — расцвело своеобразное, загадочное, наполненное фантастическими образами искусство. В мире найдётся немного мест, где сосредоточены столь разнообразные высокохудожественные памятники археологии. Недаром Минусинскую котловину называли «„культурным оазисом”, подобным очагам древних цивилизаций» [Савинов, Подольский, 1997, с. 6], «уникальным сакральным центром» [Мачинский, 1997, с. 265], «музеем под открытым небом или заповедником древнего мира» [Вайнштейн, 2003, с. 484]. Среди памятников древности особое внимание привлекают произведения окуневской эпохи, выполненные на камне или из камня: мелкая пластика, тончайшие гравировки, петроглифы и красочные рисунки на скалах, монументальные изваяния и плиты.
Как возник феномен окуневского искусства? Где кроются его истоки? Многие учёные пытались найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с происхождением окуневской культуры и её дальнейшими судьбами, подходя к их решению иногда с диаметрально противоположных позиций, однако никому так и не удалось найти достаточно аргументированный и убедительный ответ. Окуневская проблема всё ещё далека от своего решения, хотя окуневские изваяния и стелы уже почти три столетия неизменно привлекали внимание исследователей. Уже первые путешественники зарисовывали и публиковали минусинские «каменные бабы», но лишь от случая к случаю и зачастую далеко не лучшим образом, со значительными отступлениями от оригиналов. Первая попытка собрать изваяния и стелы воедино принадлежит М.П. Грязнову и Е.Р. Шнейдеру. Затем А.Н. Липский, свозивший в Абаканский краеведческий музей «каменные бабы», стоявшие в степи, подготовил к изданию рукопись, которая так и не увидела свет, «Енисейские изваяния в свете сибирской этнографии. Очерки древнего изобразительного искусства на Среднем Енисее» с предисловием академика А.П. Окладникова [Вайнштейн, 2003, с. 488]. В 1980 г. Э.Б. Вадецкая опубликовала работу «Изваяния окуневской культуры», в которой были собраны известные прежде и открытые к тому времени памятники, скопированные сотрудниками Красноярской экспедиции. За время, прошедшее после выхода в свет этого свода, база источников пополнилась, количество известных памятников возросло вдвое, в то время как сами изваяния и стелы под воздействием природных и антропогенных факторов продолжали разрушаться. Некоторые памятники до наших дней не дошли, в лучшем случае они сохранились в зарисовках и фотографиях предшественников. При проверке оказывалось, что прежде выполненные копии в значительной части были не точны либо выполнены со значительными лакунами 1. [сноска: 1 Ярким примером извлечения дополнительной информации из источников могут служить «Знаменская стела» и плита из могильника Черновая VIII, которым посвящена статья Е.А. Миклашевич о точности копирования и возможностях интерпретации окуневского искусства [Миклашевич, 2002].]
Подготовить свод изваяний и стел окуневской культуры, скопировать их на современном уровне и ввести в научный оборот — это значит сохранить памятники для грядущих поколений, в определённом смысле спасти их для науки. Этот поистине титанический труд взяли на себя археолог Минусинского музея Н.В. Леонтьев и художник В.Ф. Капелько, в течение многих лет проводившие археологические развед- ки в регионе и наделённые редким, специфическим даром копирования изображений, нанесённых на поверхность камня. В этой работе принял участие Ю.Н. Есин. Книга была впервые издана в 2002 г. на немецком языке при поддержке Германского археологического института. В публикуемом ныне на русском языке исправленном и дополненном варианте книги в каталоге учтено 300 изваяний и стел. Все последующие поколения исследователей древностей Южной Сибири и первобытного искусства будут обращаться к этому бесценному источнику и черпать в нём творческое вдохновение и радость общения с художественным миром наших далёких предшественников. С другой стороны, данное издание — это фундаментальное научное исследование. Для раскрытия внутреннего смысла окуневского искусства, его семантики авторы текста Н.В. Леонтьев и Ю.Н. Есин успешно использовали метод структурно-семиотического анализа, когда исключительное значение обретает сам изобразительный текст. Разработки отдельных вопросов и окуневской проблемы в целом ценны и интересны, в подавляющей части убедительны. Они будят мысль и, несомненно, явятся импульсом для дальнейших исследований.
Книга о каменных изваяниях и стелах окуневской культуры будет, безусловно, востребована читателем и станет залогом того, что эти бесценные памятники займут достойное место в сокровищнице мировой культуры. Екатерина Дэвлет,
наверх |