главная страница / библиотека / обновления библиотеки

В.П. Леонтьев, Н.И. Дроздов

Средневековый могильник многослойного поселения Усть-Кова на Ангаре.

// Гуманитарные науки в Сибири. Археология и этнография. Новосибирск: 1996. № 3. С. 39-46.

 

Многослойное поселение Усть-Кова открыто в 1937 г. академиком А.П. Окладниковым. Памятник расположен на левом берегу р. Ангары, выше устья р. Ковы, против Ковинской шиверы, на второй надпойменной террасе высотой 14-17 м.

 

Первый культурный слой, относящийся к эпохе железного века, дислоцируется под дёрном в слое гумусированной супеси светло-бурого

(39/40)

цвета на глубине 0,18-0,35 м от дневной поверхности. Для слоя характерно наличие небольших западений, очажных пятен, скоплений фрагментов керамики, железных шлаков, обломков тиглей. На поселении найдены погребения и ритуальные захоронения, здесь же раскопано и изучено одиннадцать погребений, четыре ритуальных захоронения предметов из металла и два захоронения изделий из кости.

 

Первое погребение представлено парным захоронением в берёсте. Первоначально найдено кострище, заполнение которого состояло из ярко-оранжевой супеси и мелкого древесного угля. Под ним на глубине 0,9 м от дневной поверхности находилось погребение. Размеры могильной ямы 1,63х0,66 м установлены по берестяному кокону с останками погребённых. Костяки находились в вытянутом положении на спине, ориентированные головами в восточном направлении, слева от взрослого костяка находился костяк ребёнка. Хорошо сохранившаяся в юго-западной части погребения берёста имела отверстия от шила или иглы, это даёт возможность предполагать, что края её были сшиты и образовали кокон. Погребальный инвентарь очень разнообразен. На черепе взрослого костяка находилась железная пластина-диадема с напайками из бронзовых сферических бляшек. Вдоль позвоночника располагалось накосное украшение, состоящее из шести круглых бляшек с насечками по внешнему бортику и двух ниток бронзовых цилиндрических бусинок, по 28 штук в каждой (рис. 1.1). Запястье правой руки украшал браслет из бронзовых полосок, укреплённых на кожаный ремешок (см. рис. 1.2). У пояса взрослого костяка с левой стороны находилось скопление железных предметов, внешне напоминающих звенья цепи (см. рис. 1. 3), четырёхгранная проколка с навершием в виде бараньих рогов, предметы по форме похожие на шпору (см. рис. 1.4); две бронзовые щитовидные бляшки (см. рис. 1.5), железный Г-образный предмет. Под скоплением найдены фрагменты костяного гребня, рукоятка которого орнаментирована четырьмя прочерченными линиями, образующими квадраты (см. рис. 1.6). Под гребнем находилось украшение из бронзы в виде грифонов (см. рис. 1.7). Компактное расположение предметов даёт право предполагать, что они находились в сумке или иной ёмкости.

 

В 1982 г. были раскопаны два погребения и ритуальное захоронение железных предметов. Первое погребение представлено скоплением жжёных костей округлой формы, в северо-восточной части которого находились два камня. При расчистке обнаружено 15 предметов, напоминающих шпору, фрагменты железной цепи, два тесла-топора, две бронзовые пуговицы с напайками для крепления к одежде. Здесь же найден массивный нож с кольцевым навершием на рукоятке, втульчатый наконечник копья, имеющий двухлопастное перо, длинную тонкую шейку и конический насад, две костяные пластинки, орнаментированные прямыми прочерченными линиями.

 

Второе погребение представлено захоронением черепа и четырьмя трубчатыми костями, уложенными в могильной яме. Справа от черепа находился круглодонный керамический сосуд (рис. 2.1). Внешний край профилированного, отогнутого наружу венчика орнаментирован мелкими овальными вдавлениями. Плечики и тулово сосуда украшены тонкими налепными валиками. В захоронении найдены: два тесла-пазника, нагрудное украшение из 32 бронзовых сферических бусинок, нашитых в два ряда, и кожаная полоска (см. рис. 2.2), черешковый нож с утолщенным слегка изогнутым обушком, плавно переходящим в насад, костяная ложка со стилизованным изображением головы животного (лось?) на рукоятке и две обработанные костяные пластинки.

 

Ритуальное захоронение состояло из 14 железных предметов весьма своеобразной формы (рис. 3), судить об утилитарном назначении которых сложно. Они являются близкой аналогией предмету под названием улатл, опубликованному Е.А. Алексеенко и имеющему отношение к шаманским культам кетов [Алексеенко, 1981, с. 177].

(40/41)

Рис. 1. Погребальный инвентарь. Погребение № 1.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

 

В 1987-1988 гг. было раскопано пять погребений по обряду трупосожжения и ритуальные захоронения предметов из железа и кости. Первое погребение представлено линзой жжёных человеческих костей, перемешанных с погребальным инвентарём, имело овальную форму размером 0,4х0,8 м, мощность заполнения 0,1-0,15 м. В северо-восточной части скопления находилось три камня. В погребении найдены фрагменты керамики одного сосуда. Внешний край венчика утолщен треугольным налепом, орнаментированным четырьмя поясами вертикальных оттисков плоского штампа. Сосуд имел слабо профилированный венчик, тулово украшено тонкими налепными валиками. Здесь же найдены две язычковые пряжки, тесло, две железные иглы. В заполнении линзы второго погребения жжёные кости перемешаны с погребальным инвентарём, в северо-восточной части его находился камень. Погребальный инвентарь представлен фрагментами керамического сосуда, орнаментированного тонкими налепными валиками, железными бусинками-пронизками, бронзовой каплевидной подвеской, железной пряжкой трапециевидной формы.

 

В восточной части линзы третьего погребения находилась крупная речная галька. Небогатый погребальный инвентарь представлен фрагментами костяных изделий, восстановить которые не удалось.

 

Скопление жжёных костей четвертого погребения имело круглую форму диаметром 0,8 м, мощность заполнения 0,1 м. В северо-западной части скопления находилась круглая речная галька. Погребальный

(41/42)

инвентарь небогат и фрагментарен, найден обломок железной иглы с ушком, два фрагмента бронзовой бляшки, бронзовая подвеска с петелькой, фрагмент изделия конусообразной формы, бусинка-пронизка.

 

Линза жжёных костей пятого погребения имела правильную овальную форму с размерами по линии ЮЗ-СВ — 0,33 м, по линии СЗ-ЮВ — 0,21 м. Мощность заполнения 0,10-0,15 м. Среди предметов погребального инвентаря находилось железное тесло, четырёхгранная проколка с навершием в виде бараньих рогов и сложное по конструкции изделие, состоящее из ножа с петлеобразным навершием и подвески, состоящее из деталей, определённых ранее как звенья цепи. Звенья, в свою очередь соединяясь между собой, крепятся к детали, похожей на псалию, концы её закручены в спираль, а середина имеет петлеобразный изгиб, на который одевалась петля ножа. Изделия из кости представлены орнаментированной пластинкой с биконическим сверлением. Плохая сохранность не даёт возможности разобраться в сюжете орнамента, однако ясно, что он выполнен при помощи прямых прочерченных линий. Возможно, эта пластинка крепилась на запястье руки при стрельбе из лука предохраняя его от удара тетивы.

 

В случаях раскопок ритуальных захоронений железных и бронзовых вещей обращает на себя внимание то, что предметы находились в вертикальном положении. Видимо, перед захоронением предметы подвергались сожжению, о чём свидетельствуют частички спёкшегося песка на них, затем укладывались в ёмкости и закапывались. На присутствие в ритуале захоронения каких-то ёмкостей для предметов указывают частички органического происхождения, обнаруженные на металле.

 

Первое захоронение имеет богатый набор изделий. Здесь обнаружены восемь наконечников стрел с прямым острием и уплощённым без упора насадом, четыре ножа: один с узким длинным лезвием и утолщённым обушком (черешок находится под небольшим углом по отношению к лезвию и отделён от него глубокой выемкой), другой нож имел оригинальный втульчатый насад, возможно, он был изготовлен из тесла путем переоформления. Третий нож имел короткое лезвие, длинный четырёхгранный в сечении насад, увенчанный петлеобразным навершием. Лезвие с двусторонней заточкой, на черешке сохранилось металлическое кольцо, скреплявшее когда-то половинки деревянной рукоятки. Четвёртый нож имел слегка выгнутый обушок, отделённый от насада уступом, лезвие с двусторонней заточкой отделено от насада глубокой выемкой. Среди предметов захоронения две проколки четырёхгранного сечения с навершием в виде бараньих рогов, железная цепочка из 78 мелких звеньев в виде восьмёрки, миниатюрное зубильце, пластинка-подвеска и две язычковые пряжки (рис. 4).

 

Второе захоронение содержало разнообразный набор предметов, в том числе: два тесла, железный нож, имевший на рукоятке навершие в виде бараньих рогов, изогнутый Г-образный предмет, два железных кольца из четырехгранного в сечении стержня. Здесь же найдено сложносоставное изделие, аналогичное находке из погребения № 5 (рис. 5), состоящее из ножа с петлеобразным навершием, подвески в виде псалии с прикрепленными к ней деталями, определенными как звенья цепи. Хорошая сохранность изделия позволяет установить наличие насечек на кольцевом навершии и на витых концах подвески.

 

Инвентарь третьего захоронения аналогичен предметам погребения и ритуальных захоронений. Среди предметов найдено тесло, небольшое зубильце, железное четырёхгранное остриё, трубка со швом, язычковая пряжка. Здесь же находилась четырёхгранная проколка с навершием в виде бараньих рогов, железный черешковый нож с двусторонней заточкой и слегка изогнутым обушком, изогнутый Г-образный предмет с втульчатым конусообразным насадом, тесло, рабочий край которого по отношению к вертикальной оси находится под углом 90°. Последним предметом захоронения было сложносоставное изделие, аналогичное на-

(42/43)

Рис. 2. Погребальный инвентарь.

(Открыть Рис. 2 в новом окне)

Рис. 3. Предметы ритуального захоронения.

(Открыть Рис. 3 в новом окне)

Рис. 4. Предметы ритуального захоронения.

(Открыть Рис. 4 в новом окне)

Рис. 5. Предметы ритуального захоронения.

(Открыть Рис. 5 в новом окне)

(43/44)

ходкам из пятого погребения и второго ритуального захоронения. Как и в первых двух случаях, это соединение ножа со сложной по конструкции подвеской. Хорошая сохранность позволяет сделать попытку определить утилитарное назначение находки. Очевидно, что это скульптурное изображение в стиле металлопластинки [видимо, д.б.: металлопластики]. Ю.А. Гревцовым это изделие интерпретировано как «онгон» (материальное изображение духов у бурятских шаманистов) [Гревцов, 1989, с. 174-176]. Железные ножи в конструкции онгонов могли участвовать в обряде «оживления» онгона через умерщвление жертвенного животного. Эту же находку можно интерпретировать как антропоморфное изображение шамана в «рогатой» шапке на голове. Кроме массивных рогов на шапке закреплён нож — «шаманская сабля». Туловище выполнено в виде ромба, разделённого по вертикали «линией жизни». Нет сомнения в том, что предметы выполняли ритуальную функцию, так как использование их в хозяйственной деятельности невозможно.

 

Большой интерес представляют ритуальные захоронения костяных предметов, первое из которых было несколько разрушено. Рядом с фрагментами костяных изделий и под ними находились черепки орнаментированной керамики. Из найденных фрагментов было восстановлено двенадцать наконечников стрел, которые, взяв за основу форму головки, можно разделить на четыре типа.

 

К первому типу следует отнести четыре наконечника с ромбической в сечении головкой, круглым глубоко пропиленным насадом. Два ребра головки заканчиваются оттянутыми шипами.

 

Второй тип включает два наконечника с ромбической в сечении головкой, два ребра наконечника переходят в глубоко пропиленный насад.

 

К третьему типу отнесён один наконечник с трехгранной в сечении головкой, имеющей небольшие плечики, отделяющие её от шейки, являющиеся одновременно насадом с глубоким пропилом. Кроме того, есть фрагменты головок двух наконечников данного типа.

 

В четвёртый тип включен наконечник с прямоугольной в сечении головкой, грани которой переходят в глубоко пропиленный насад.

 

В захоронении клада найдены фрагменты орнаментированной накладки лука (рис. 6). В верхней её части изображена фигура человека. Лицо с приострённым подбородком, с чётко изображёнными в виде ромбов глазами и ртом, в середине которых имеются горизонтальные чёрточки, имитирующие разрез рта и глаз. Овал лица обрамляет украшение (борода?) в виде треугольников. Голова изображена на длинной шее. Фигура человека имеет широкие плечи, трёхпалые руки, тело изображено в виде трёх вертикально расположенных ромбов, соединённых между собой. Ромбы по вертикали пересекает прямая линия, переходящая в широко расставленные ноги. Под фигурой человека накладку украшают три вертикальных ломанных линии.

 

Найденный керамический сосуд имеет круглодонную форму, диаметр по венчику 15,5 см, высота 12 см. Верхний край венчика слегка отогнут наружу и утолщён небольшим налепом, орнаментированным тремя горизонтальными рядами наклонных оттисков прямого плоского штампа. Тулово сосуда украшают три ряда наклонных линий, образованных тонкими примазанными жгутиками. Верхний край венчика в двух местах украшают попарно разложенные треугольники, орнаментированные оттисками прямого плоского штампа. На дне сосуда с внешней стороны следы налепа, свидетельствующего о том, что сосуд был на поддоне. Такой поддон, орнаментированный четырьмя рядами вертикальных оттисков плоского штампа, был найден во время раскопок. Высота поддона 4 см, диаметр основания 10,5 см, диаметр посадочного места тулова сосуда на поддон 7,5 см. Вероятно, керамический сосуд на поддоне с налепами на венчике является имитацией скифских бронзовых котлов.

(44/45)

Рис. 6. Костяные наконечники.

(Открыть Рис. 6 в новом окне)

 

Второе захоронение состояло из зольного пятна с фрагментами костяных наконечников стрел мощностью 7-10 см. Из имеющихся фрагментов восстановлено шесть наконечников полностью и десять — частично. Взяв за основу форму головки, данные наконечники можно разделить на три типа: к первому типу отнесены наконечники, имеющие трёхгранную в сечении головку, длинную круглую шейку и уплощённый насад; ко второму типу — наконечники с ромбической в сечении головкой, круглой длинной шейкой и уплощённым насадом; к третьему типу — наконечники, имеющие шестигранную в сечении головку, причём эти наконечники восстановлены частично.

 

Описанный материал даёт основание предполагать, что в данном случае мы имеем погребальный комплекс, связанный с шаманскими культами. Археологический материал погребений и культовых захоронений находит широкие аналогии среди этнографических материалов кетов. Широкие параллели прослеживаются в изобразительном искусстве, способах изготовления отдельных железных предметов (скручивание металла), элементах погребального обряда и многом другом.

(45/46)

 

Литература

 

Алексеенко Е.А. Шаманская нарта (коссул) у кетов. // Материальная культура и мифология. — Л., 1981.

Гревцов Ю.А. Проблемы этногенеза современных народов Сибири. // Проблемы изучения Сибири в научно-исследовательской работе музеев. — Красноярск, 1989.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки