Л.Р. Кызласов, Г.Г. Король
Декоративное искусство средневековых хакасов
как исторический источник.
// М.: 1990. 216 с. ISBN 5-02-016983-8.
Оглавление
Введение.
Проблема орнамента и декора — 3
К истории изучения орнамента как исторического источника — 3
Постановка проблемы и методика исследования — 7
Историография — 9
Источники — 13
Глава 1.
Узоры на глиняной посуде, берестяных и костяных изделиях VI-X вв. — 15
Местные корни происхождения орнаментации средневековых хакасов — 15
Техника орнаментации посуды культуры чаатас. Выделение мотивов. Территориальное распространение. Сходство памятников по технике нанесения орнамента — 21
Орнаменты на керамике культуры чаатас (техника нанесения и мотивы) — 21
Типология орнамента. Связь типов орнамента с техникой его нанесения и формой сосудов — 36
Территориальное распространение типов орнамента и сходство памятников по ним — 45
Орнаментация на посуде тюхтятской культуры (техника нанесения и мотивы) — 47
Орнаменты на керамике тюхтятской культуры (техника нанесения и мотивы) — 48
Типология орнамента на керамике тюхтятской культуры — 49
Узоры на изделиях из берёсты и кости в VI-X вв. — 52
Глава 2.
Орнаментация и декоративность металлических изделий культуры чаатас — 57
Формы орнаментированных изделий и технические приёмы исполнения орнамента — 57
Мотивы, их сочетания и происхождение. Композиции — 61
Типология орнамента и декоративных украшений — 86
Территориальное распространение типов орнаментов и сходство памятников по ним — 87
Композиционные принципы, символы симметрии — 91
Глава 3.
Декор и орнамент металлических изделий тюхтятской культуры — 95
Формы украшаемых предметов и технические приемы исполнения орнамента — 95
Мотивы, их сочетания, происхождение. Композиции — 98
Типология орнамента — 142
Территориальное распространение типов орнамента и сходство памятников по ним — 150
Композиционные приемы: связь типов орнамента на металле с формами предметов; символы симметрии — 151
Комплексы средневекового хакасского орнамента VI-X вв. — 157
Глава 4.
Особенности декоративного искусства средневековых хакасов VI-X вв. и его значение для истории народов Сибири — 158
Семантика средневекового хакасского орнамента и декора — 158
Связи с искусством других народов, направление испытываемых влияний — 168
Особенности орнаментального искусства древних хакасов — 170
Влияние на орнамент и декор других народов — 171
Орнамент аскизской культуры — 174
Этнографические параллели древнехакасского орнамента — 177
Примечания — 194
Указатель географических названий и государств — 210
Указатель этнических названий — 212
Указатель археологических культур — 213
Summary — 214
Заключение. ^
Исследование культурно-исторического аспекта древнехакасского орнаментального искусства позволяет подвести краткие итоги.
1. Орнамент средневековых хакасов представляет собой определённое культурно-историческое и художественное единство. Он неразрывно связан с идейными представлениями народа, его мировоззрением. Можно отметить сосуществование содержательного и эстетического принципов художественного творчества в то время. Особенность искусства — выработка оригинального стиля, суть которого в гармоничном, творческом сочетании своей основы — местной художественной традиции, и элементов более широкого круга культур народов, стран и областей, тесно связанных друг с другом разнообразными экономическими и культурными связями. Орнамент в специфической форме отразил период расцвета древнехакасского государства, высокий уровень развития его экономики и культуры.
2. Древнехакасское государство в рассматриваемую эпоху, будучи наиболее северным очагом цивилизации западно-азиатского типа, было вовлечено в систему обширных и разнородных связей европейских и азиатских народов и государств. Главные направления контактов, а также влияний, которые испытало орнаментальное искусство древних хакасов, — юго-западное (Средняя Азия, Иран, Восточный Туркестан) и юго-восточное (Китай).
3. Самобытное народное декоративное искусство, расцветшее в VI-X вв. в Хакасско-Минусинской котловине, оказало сильное влияние на искусство народов пояса степей от Карпатских предгорий до Великой китайской стены и от северной сибирской тайги до Памира и Гималаев на юге. Большое обратное влияние ощутили страны Средней Азии и Иранского плоскогорья, народы Приамурья, Приморья, Северного Китая и Тибета.
4. Этнографические параллели древнехакасского орнамента свидетельствуют о разного рода связях и контактах, существовавших между тюрко- и монголоязычными народами в средневековье, а также о более ранних связях с некоторыми племенами. Наибольшее сходство обнаруживается в орнаменте сибирских народов.
Сравнение древнехакасской средневековой орнаментации и современных народных хакасских узоров, чётко выявляемая преемственность различных этапов в истории их развития позволяют говорить о непрерывности развития народной культуры и прикладного искусства в Хакасско-Минусинской котловине от древности до времени сложения современного хакасского народа.
|