главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Л.Р. Кызласов, Г.Г. Король. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. М.: 1990. Л.Р. Кызласов, Г.Г. Король

Декоративное искусство средневековых хакасов

как исторический источник.

// М.: 1990. 216 с. ISBN 5-02-016983-8.

 

Оглавление

 

Введение.

Проблема орнамента и декора — 3

К истории изучения орнамента как исторического источника — 3

Постановка проблемы и методика исследования — 7

Историография — 9

Источники — 13

 

Глава 1.

Узоры на глиняной посуде, берестяных и костяных изделиях VI-X вв. — 15

Местные корни происхождения орнаментации средневековых хакасов — 15

Техника орнаментации посуды культуры чаатас. Выделение мотивов. Территориальное распространение. Сходство памятников по технике нанесения орнамента — 21

Орнаменты на керамике культуры чаатас (техника нанесения и мотивы) — 21

Типология орнамента. Связь типов орнамента с техникой его нанесения и формой сосудов — 36

Территориальное распространение типов орнамента и сходство памятников по ним — 45

Орнаментация на посуде тюхтятской культуры (техника нанесения и мотивы) — 47

Орнаменты на керамике тюхтятской культуры (техника нанесения и мотивы) — 48

Типология орнамента на керамике тюхтятской культуры — 49

Узоры на изделиях из берёсты и кости в VI-X вв. — 52

 

Глава 2.

Орнаментация и декоративность металлических изделий культуры чаатас — 57

Формы орнаментированных изделий и технические приёмы исполнения орнамента — 57

Мотивы, их сочетания и происхождение. Композиции — 61

Типология орнамента и декоративных украшений — 86

Территориальное распространение типов орнаментов и сходство памятников по ним — 87

Композиционные принципы, символы симметрии — 91

 

Глава 3.

Декор и орнамент металлических изделий тюхтятской культуры — 95

Формы украшаемых предметов и технические приемы исполнения орнамента — 95

Мотивы, их сочетания, происхождение. Композиции — 98

Типология орнамента — 142

Территориальное распространение типов орнамента и сходство памятников по ним — 150

Композиционные приемы: связь типов орнамента на металле с формами предметов; символы симметрии — 151

Комплексы средневекового хакасского орнамента VI-X вв. — 157

 

Глава 4.

Особенности декоративного искусства средневековых хакасов VI-X вв. и его значение для истории народов Сибири — 158

Семантика средневекового хакасского орнамента и декора — 158

Связи с искусством других народов, направление испытываемых влияний — 168

Особенности орнаментального искусства древних хакасов — 170

Влияние на орнамент и декор других народов — 171

Орнамент аскизской культуры — 174

Этнографические параллели древнехакасского орнамента — 177

 

Заключение. — 193

 

Примечания — 194

Список сокращений. — 197

Литература и источники. — 199

Указатель географических названий и государств — 210

Указатель этнических названий — 212

Указатель археологических культур — 213

Summary — 214

 


 

Заключение.   ^

 

Исследование культурно-исторического аспекта древнехакасского орнаментального искусства позволяет подвести краткие итоги.

 

1. Орнамент средневековых хакасов представляет собой определённое культурно-историческое и художественное единство. Он неразрывно связан с идейными представлениями народа, его мировоззрением. Можно отметить сосуществование содержательного и эстетического принципов художественного творчества в то время. Особенность искусства — выработка оригинального стиля, суть которого в гармоничном, творческом сочетании своей основы — местной художественной традиции, и элементов более широкого круга культур народов, стран и областей, тесно связанных друг с другом разнообразными экономическими и культурными связями. Орнамент в специфической форме отразил период расцвета древнехакасского государства, высокий уровень развития его экономики и культуры.

 

2. Древнехакасское государство в рассматриваемую эпоху, будучи наиболее северным очагом цивилизации западно-азиатского типа, было вовлечено в систему обширных и разнородных связей европейских и азиатских народов и государств. Главные направления контактов, а также влияний, которые испытало орнаментальное искусство древних хакасов, — юго-западное (Средняя Азия, Иран, Восточный Туркестан) и юго-восточное (Китай).

 

3. Самобытное народное декоративное искусство, расцветшее в VI-X вв. в Хакасско-Минусинской котловине, оказало сильное влияние на искусство народов пояса степей от Карпатских предгорий до Великой китайской стены и от северной сибирской тайги до Памира и Гималаев на юге. Большое обратное влияние ощутили страны Средней Азии и Иранского плоскогорья, народы Приамурья, Приморья, Северного Китая и Тибета.

 

4. Этнографические параллели древнехакасского орнамента свидетельствуют о разного рода связях и контактах, существовавших между тюрко- и монголоязычными народами в средневековье, а также о более ранних связях с некоторыми племенами. Наибольшее сходство обнаруживается в орнаменте сибирских народов.

 

Сравнение древнехакасской средневековой орнаментации и современных народных хакасских узоров, чётко выявляемая преемственность различных этапов в истории их развития позволяют говорить о непрерывности развития народной культуры и прикладного искусства в Хакасско-Минусинской котловине от древности до времени сложения современного хакасского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки