● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Е.И. КычановИмператор Великого Ся.// Новосибирск: 1991. 160 с. ISBN 5-02-029403-9 («Страны и народы»)
[ аннотация: ] В книге рассказывается о попытке третьего тангутского государя Великого Ся Юаньхао стать императором Поднебесной. В увлекательной форме описываются обычаи, события, происходившие на рубеже X-XI веков в Ордосе: рождение на границах Китая нового государства, усилия дипломатов, стремившихся поставить «ложного» императора вровень с императором Сун. Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Оглавление
Предисловие. — 3
Глава первая. Сыновний бунт. — 6Глава вторая. Хан тангутов обманул бека Катунсини. — 12Глава третья. Предки минья. — 19Глава четвёртая. Дед. — 26Глава пятая. Отец. — 33Глава шестая. Заговор Шаньси. — 40Глава седьмая. Рождённые смелыми должны властвовать. — 44Глава восьмая. Кто может быть императором. — 51Глава девятая. У каждого свой язык, и каждый любит его. — 53Глава десятая. Десять реформ. — 60Глава одиннадцатая. Принятие императорского титула. — 71Глава двенадцатая. Охотники попадают в ловушку. — 79Глава тринадцатая. «Наш дед»? — 100Глава четырнадцатая. Договор 1044 года. — 107Глава пятнадцатая. Император Ляо спасается бегством. — 114Глава шестнадцатая. Сын убивает отца. — 123
Примечания. — 137Хроника основных событий жизни Юаньхао. — 144Словарь географических названий. — 150Словарь имён, названий, терминов. — 153
Предисловие. ^
События, о которых рассказывается в этой книге, произошли на рубеже X-XI веков. Это было время, насыщенное важными событиями. В 988 году князь Владимир Святославович (980-1015) крестил Киевскую Русь. На киевском престоле его сменил сын Ярослав, прозванный Мудрым (1015-1054). Ярослав Мудрый строил киевскую Софию, а герой нашего повествования — тангутский император Юаньхао в ту же пору возводит вокруг своей столицы буддийские храмы. Юаньхао вводил свою национальную тангутскую письменность, а Ярослав Мудрый создавал первый письменный свод законов Руси — «Русскую Правду». В это же время на византийском престоле восседал император Василий II Болгаробоец, покоритель Болгарии, загубивший в 1019 году первое Болгарское царство. В 1030 году арабы в битве при Алеппо нанесли Византии поражение, а в 1043 году, когда тангуты вели изнурительные переговоры с сунским Китаем о заключении мира, византийцы уничтожили у берегов Константинополя русский флот.
Это было переломное время. На Ближнем Востоке утвердилась династия Газневидов (977-1187), турки-сельджуки завоевали Иран (1040-1055). Во Франции правила династия Капетингов (987-1328), но французским королям принадлежали лишь два города — Париж и Орлеан. Величие Парижа ещё впереди. В 1000 году появилось Венгерское королевство. В XI веке было создано Шведское королевство, норманны ещё только готовились завоевать Англию. В Германии с XI века жители областей, прилегавших к Рейну, начали называть себя тевтонами, дав немцам их современное самоназвание «дойчен». В Германии прервалась Саксонская (919-1024) и утвердилась Франконская династия (1024-1125). В 1037 году в Испании было создано Кастильское королевство. В 962 году папа римский короновал в Риме призванного им на помощь германского им- ператора Оттона, и на европейской карте появилась «Священная Римская империя». А в 1044 году добился независимости Милан, положив начало независимости городов Ломбардии и превращению их в самостоятельные города-государства. В X веке появилось Польское государство. А где-то около 1000 года скандинавы переплыли Атлантику и основали в Северной Америке первые поселения.
На Дальнем Востоке Китай объединился под властью династии Сун (960-1279), на территории современной Внутренней Монголии и Южной Маньчжурии кидани создали империю Железную — Ляо (916-1125), в Корее утвердилась династия Корё (918-1392).
Человечество вступало во второе тысячелетие нашей эры. Мир бурлил, но был разобщён, его составляющие ещё мало знали или ничего не знали друг о друге. Европа ещё не окунулась в омут крестовых походов, и до походов монголов на Запад оставалось более 200 лет. В это время возникло Тангутское государство, государство Великое Ся (982-1227), и его третий государь Юаньхао пытался стать императором Поднебесной. Поднебесная — Тянься включала весь видимый и известный мир. Реально на рубеже X-XI веков она объединяла народы собственно Китая, киданьского государства Ляо, Тибета, Вьетнама и прилегающих к нему территорий к югу от Китая, Кореи, Японии, тюрко-монголов Центральной Азии, уйгуров современного Синьцзяна.
События, о которых пойдёт речь в этой книге, развивались в Ордосе — великой излучине реки Хуанхэ, горах Хэланьшань, полупустынном районе Алашаня, Принаньшанье. Это территория, которую иногда называют Ганьсуйским коридором, между южными окраинами пустыни Гоби и обрамляющими Тибетское нагорье с севера хребтами Наньшаня. Ныне здесь расположена часть провинций Ганьсу и Шэньси, Нинся-Хуэйского автономного района и западной части Автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики.
В повествовании практически нет вымышленных лиц. Автор создал уже не одну популярную книгу, и ему приходилось слышать иногда упрёки, что он пишет лишь про императоров или ханов. Хотелось бы написать о простом человеке той эпохи. Но его нужно выдумать, даже на основе сохранившихся сведений. Так уж устрое- ны источники, так писалась история в то время, что сколько-нибудь достоверные сведения остались прежде всего о правителях, их поступках и окружении. О простом человеке надо писать исторический роман, а это — иной жанр.
В предлагаемой книге даётся обширный, документированный текстами материал о дипломатической практике той эпохи. Он позволяет видеть, как на границах тогдашнего Китая рождалось новое, стремившееся утвердить себя государство и как сунская дипломатия делала все возможное, чтобы не позволить «ложному» (с её позиций!) императору стать вровень с императо[ро]м Сун, сохранить старшинство и престиж Китая. Для древности и средневековья это был основополагающий принцип отношения Китая к соседям и внешнему миру вообще. Однако следует помнить о том, что Китай в этом смысле не был исключением. Многие державы прошлого считали себя центрами своей ойкумены, а окружавшие их народы рассматривали как варваров. Это то, что представляется общим для крупных цивилизаций древности, а особенными выглядят лишь способы проявления и утверждения своей исключительности.
В 1988 году, когда эта книга уже была написана, в Китае в серии «Сокровищница культуры национальных меньшинств Китая» была издана работа научного сотрудника Центрального института национальностей Академии общественных наук КНР Бай Биня «Жизнеописание Юаньхао»*. [сноска: * Бай Бинь. Юаньхао чжуань (Жизнеописание Юаньхао). — Чанчунь, 1988.] От предлагаемой советскому читателю эта книга отличается не существом излагаемых событий, а характером подачи материала, некоторыми акцентами в характеристике тангутско-китайских взаимоотношений. Бай Бинь уделяет особое внимание роли двух образованных китайцев — Чжан Юаня и У Хао, перешедших на сторону Юаньхао. Он полагает, что именно Чжан Юаню принадлежал замысел «в союзе с Ляо стеснить Сун», «заставить Сун в одном теле лечить две болезни»**. [сноска: ** Там же. — с. 72-74.] Есть и некоторое различие между нашей интерпретацией путаных событий последних дней жизни Юаньхао и той, которая даётся Бай Бинем. Сведения о реконструкции этих событий Бай Бинем помещены в конце нашей книги. Нам также показалось полезным перевести приложенную к книге китайского автора хронику основных вех жизни Юаньхао.
наверх |