Н.Ю. Кузьмин
Курган у деревни Новомихайловка.
Проблемы изучения культуры степных племён Енисея
V-III вв. до н.э.
/ Раскопки на дорогах Хакасии. Вып. 1. / Археологические изыскания. Вып. 15. СПб: 1994. 60 с. ISBN 5-201-01158-6
Оглавление
Глава I. Описание раскопок кургана. — 5
Глава II. Погребальный обряд как цикл последовательных действий. — 19
§1. Обряды, предшествующие похоронам. — 19
а) выбор места для сооружения курганного могильника. — 19
б) определение местоположения кургана в структуре могильника. — 20
в) возведение ограды кургана. — 21
§2. Похороны: сооружение могил, процесс погребения. — 22
§3. Поминальные обряды. — 24
а) окончательная консервация кургана. — 24
б) поминки. — 24
Глава III. Инвентарь, вопросы относительной и абсолютной хронологии. — 26
Глава IV. Проблема реконструкции социальной структуры тагарского общества. — 29
Глава V. Некоторые аспекты изучения религиозно-мифологических представлений. — 32
Литература. — 36
Список сокращений. — 38
Иллюстрации. — 39
Вступление ^
В 1985 году Общество охраны памятников Хакасии обратилось в ЛОИА АН СССР (сейчас ИИМК РАН) с просьбой провести исследования кургана тагарской культуры, попадающего в зону дорожного строительства. С этого года в соответствии с Законом «Об охране и использовании памятников истории и культуры» охранные раскопки на дорогах Хакасии ежегодно проводят сотрудники Среднеенисейской археологической экспедиции ИИМК РАН: с начала организации работ по настоящее время — Н.Ю. Кузьмин, с 1989 г. — Н.А. Боковенко, в 1992-93 гг. в раскопках принял участие И.П. Лазаретов.
В процессе исследований выявились основные проблемы, связанные с планированием, организацией и проведением подобных работ. В предшествующие годы (до 1985) предварительные разведки в зонах предполагаемого дорожного строительства проводились лишь эпизодически. В следствие этого на ряде дорог некоторые из памятников (чаще всего — курганы) были уничтожены, другие подверглись значительному разрушению. В основном нарушения происходили при прокладке новых трасс и реконструкции старых — спрямлении поворотов, выемке щебня для насыпи вдоль дорог, прокладке объездных дорог, углублении кюветов и пр.
В связи с этим были поставлены такие задачи, как полный учёт уже нарушенных памятников, проведение предварительных разведок в местах предполагаемого строительства, исследование уже нарушенных памятников и попадающих в зону предполагаемого строительства. Реально же удалось провести разведки и организовать плановые раскопки в зонах намеченного строительства и лишь частично исследовать памятники, нарушенные ранее при строительстве дорог. Раскопки последних осложняются из-за отсутствия финансирования дорог, сданных в эксплуатацию.
Несмотря на определённые трудности археологических исследований на дорогах — постоянное присутствие на раскопках проезжающих и жителей окрестных деревень (так, число «зрителей» при раскопках кургана у дер. Новомихайловка на трассе Абакан-Саяногорск в 1985 г. одновременно достигало 200-300 человек), необходимость круглосуточной охраны раскопа, облака пыли, поднимаемые проходящими автомашинами и т.д. — раскопки проводились по полной методике. Зона исследований была определена по 20 м с каждой стороны дороги.
По окончании раскопок в тех местах, где необходимо было провести земляные работы — спрямление поворота, изменение первоначальной оси дороги, углубление кюветов и т.д., остатки исследованных памятников сносились. В других местах, где они затрагивались лишь частично, после раскопок была проведена работа по воссозданию внешнего облика памятников: восстановление насыпей, каменных оград курганов, после чего внешне они приобретали первоначальный вид (курганы у села Верхний Аскиз). Эти работы достаточно трудоёмки и требуют дополнительных затрат, как правило, не предусматриваемых сметой, однако, все расходы окупаются тем, что окружающий ландшафт, неотъемлемой частью которого являются древние памятники, в частности, курганы, остается практически ненарушенным.
Ещё одной возможностью частичного сохранения памятника там, где это позволяют условия строительных работ, является его консервация и музеефикация на стадии окончания раскопок. Пример тому — крупнейший из раскопанных в Хакасии курган Салбык. Остатки его монументального наземного каменного сооружения вызывают неизменный интерес у многочисленных экскурсантов. Естественно, работы такого рода требуют привлечения дополнительных средств и сил.
Особой темой является оценка научных результатов охранных раскопок (Кузьмин, 1989). В ряде случаев они дополняют (зачастую довольно значительно) уже имеющиеся материалы, в других — дают новые, неизвестные ранее факты для реконструкции истории древних народов.
Информация о новых памятниках, исследованных на дорогах Хакасии, содержится в уже опубликованных статьях, на основе этих материалов прочитаны доклады на научных Региональных и Всесоюзных конференциях, также они входят составной частью в кандидатские диссертации сотрудников экспедиции. (Боковенко, 1989, с. 90-92; Боковенко, Кузьмин и др., 1986; Боковенко, Кузьмин, Лазаретов, 1993, с. 25-28; Кузьмин, 1987А, с. 252-253; Кузьмин, 1987Б, с. 68-71; Кузьмин, 1989, с. 22-24; Кузьмин, 1991, с. 146-155; Кузьмин, 1992, с. 125-130).
(3/4)
В начатой серии выпусков предполагается полное издание всех полученных материалов. В настоящее время готовятся к печати следующие выпуски серии под условными названиями: «Погребения эпохи поздней бронзы в урочище Кутень-Булук» (Н.Ю. Кузьмин); «Археологические памятники по трассе В. Аскиз — Кызлас» и «Археологические исследования на севере Хакасии» (Н.А. Боковенко).
Неоценимую помощь в планировании, финансировании и организации работ с самого их начала оказывал ныне покойный главный инженер Управления «Хакасавтодор» Владимир Алексеевич Нагибнев. Память о нём, его дружеской поддержке и участии навсегда сохранится в сердцах сотрудников экспедиции.
С 1990 г. организацией охранных раскопок на дорогах занимается главный инженер Управления «Хакасавтодор» Валерий Иванович Григорьев. Благодаря его энергии, деловым качествам, принципиальной гражданской позиции, в эти трудные для всей страны годы удалось сохранить и упрочить сложившиеся связи и традиции, продолжить планомерные археологические изыскания, сберечь от разрушения бесценные памятники древней истории Хакасии.
Сотрудники Среднеенисейской экспедиции считают своим долгом выразить искреннюю благодарность всему коллективу Управления «Хакасавтодор», начальникам и главным инженерам ДРСУ, начальникам участков и дорожным мастерам за постоянную помощь в проведении ежегодных полевых исследований во всех районах Республики Хакасия.
Заключение ^
На рубеже VI-V вв. до н.э. происходят значительные изменения в культуре племён, населявших степи Среднего Енисея. Археологически они прослеживаются прежде всего по изменениям в погребальной обрядности.
В настоящее время достаточно сложно установить причины этого процесса. Не исключено, что ряд инноваций связан с появлением нового населения, пришедшего, скорее всего, с территории, расположенной к юго-западу от Минусинской котловины.
Видимо, эти события следует соотносить с распространением погребальных памятников биджинского типа.
Дальнейшее развитие культуры на сарагашенском этапе (V-III вв. до н.э.), вплоть до хуннской экспансии, шло постепенно, эволюционным путём.
Общая тенденция изменения погребальных сооружений и обряда в этот период отмечалась ранее разными исследователями: увеличение размеров насыпи, ограды и числа погребённых в могиле, уменьшение размеров вещей и др.
Однако, несмотря на достаточно большое число раскопанных сарагашенских курганов, обобщающих работ, посвящённых этому периоду, пока ещё не опубликовано.
Курган, исследованный у деревни Новомихайловка, является памятником, характерным для сарагашенского этапа тагарской культуры. В связи с этим, предложенная в работе полная реконструкция погребального обряда в определенной мере отражает погребальную практику племён, населявших степи Среднего Енисея в этот период.
Новым, на наш взгляд, является основанное на стратиграфических данных положение о том, что погребальные памятники для захоронения знатных лиц могли сооружаться ещё при их жизни. В оградах таких курганов первоначально захоранивались в боковых могилах родственники знатного лица, тогда как место для центрального погребения оставалось свободным.
Анализ всего Новомихайловского могильника позволил выявить тернарную систему, определяющую его структуру. Вывод подтверждается аналогиями в других сарагашенских могильниках.
В определенной мере тернарная структура прослеживается и в социальной сфере, организации высшей власти.
Такие факты дают возможность предположить тернарную структуру тагарской мифологической модели мира, отражённой в социальном устройстве и погребальном обряде.
В данном аспекте наиболее важным представляется структурное сходство тагарской, скифской и сакской моделей мира, что даёт основания для их сопоставления.
Во время раскопок Новомихайловского кургана были получены факты, ярко отражающие религиозно-мифологические представления того времени: захоронение очищенных костей двух человек, коллективное погребение в разной степени разложившихся трупов, погребения собак, устройство «выхода» из ограды кургана, оформленное двумя каменными фигурами баранов.
Наиболее полно эти факты могут быть интерпретированы исходя из зороастрийской погребальной обрядности и религии: выставление трупов с последующим захоронением костей в наусах и оссуариях, роль собаки в обряде «сагдид» и представлениях, связанных с потусторонним миром, образ барана, как одной из ипостасей фарна, помогающего душе умершего.
Вполне закономерно предположить, что распространение идей, близких зороастризму, в тагарской среде связано с инфильтрацией нового населения.
Наиболее сложным в настоящее время является вопрос датировки сарагашенских памятников. Для его решения предложена система относительной хронологии курганов V-III вв. до н.э., включающая три хронологически последовательные группы памятников, различающиеся степенью близости к более точно датированным курганам тесинского этапа (начало II в. до н.э.).
Следует, однако, признать, что абсолютные даты границ сарагашенского периода всё ещё достаточно условны.
|