главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Страны и народы Востока. Вып. Х. Средняя и Центральная Азия: география, этнография, история. М.: ГРВЛ. 1971. Б.Е. Кумеков

Страна кимаков по карте ал-Идриси.

// СНВ. Вып X. Средняя и Центральная Азия. География, этнография, история. М.: ГРВЛ. 1971. С. 194-198.

 

Раздел о кимаках в географическом своде ал-Идриси (1100-1164) Нузхат ал-муштак фи-хтирак ал-афак (1154), неоднократно цитировавшийся в трудах таких выдающихся востоковедов, как В.В. Григорьев, В.В. Бартольд, И. Маркварт, не стал, однако, предметом специального изучения. Значительные расхождения текста ал-Идриси с сообщениями о кимаках некоторых других источников вызывали известное недоверие к сведениям сицилийского географа. Однако исследования последних десятилетий, относящиеся к другим разделам Нузхат ал-муштак, показали, что отрицание достоверности сведений ал-Идриси только из-за их уникальности неоправданно, а полнота его сообщений давала им зачастую известное преимущество даже перед трудами географов-путешественников [1] [12, стр. 298-299].

 

Неотъемлемой частью труда ал-Идриси являются входящие в него географические карты, объединенные общим названием Сурат ал-ард[2] Впервые изданный в 1849 г. И. Лелевелем в латинской транскрипции этот своеобразный атлас, определенный И.Ю. Крачковским как «важнейший памятник арабской географии», нашёл наилучшее воспроизведение в изданиях К. Миллера и Бахджат ал-Асари [6].

 

Страна кимаков на карте ал-Идриси помещена в девятом и десятом разделах четвёртого климата. Как и на других частях карты, здесь нет координатной сети, не выдержаны масштабы, географические объекты представлены в виде схематичных географических фигур, стороны горизонта обратны современной ориентации.

 

Однако в отличие от карт ал-Истахри, Ибн Хаукаля [3, карты 15, 19] и других арабских географов X-XI вв. центральноазиатская часть Сурат ал-ард более насыщена обозначениями географических и этнонимических объектов, а сами обозначения и их взаимное расположение на карте настолько адекватны сведениям, содержащимся в тексте Нузхат ал-муштак, что последние могут восприниматься помимо своего самостоятельного дескриптивного значения и как своеобразная объяснительная записка к карте. Эти особенности делают Сурат ал-ард весьма ценным дополнительным источником, ещё совершенно неиспользованным для изучения удалённых от «стран ислама» и малоизвестных там Семиречья, Восточного Туркестана и в какой-то мере Южной Сибири, при описании которых был использован источник, восходящий к местной

(194/195)

Страна кимаков по карте ал-Идриси.

Открыть рис. в новом окне

 

тюркской среде, — книга сына кимакского хакана ал-Джанаха (конец X — начало XI в.), нигде более не упоминаемая.

 

Путь в страну кимаков, согласно ал-Идриси, шёл из ферганского г. Ахсикета через страну карлуков; от пограничного города карлуков Атракана до озера Гаган, на берегах которого стояли кимакские города, — 10 переходов (300-350 км) [11, стр. 65а].

 

В тексте Нузхат ал-муштак степень информированности автора сочинения и достоверности географических сведений явственно зависит от направления основных торговых путей того времени. Если на юго-запад и на запад от страны кимаков обозначена хорошо известная мусульманским купцам и путешественникам страна карлуков (у ал-Идриси этот этноним встречается в двух известных написаниях — харлух и халлух), на юг от кимаков — не менее известная им страна токуз-гузов, то на восток и на север, куда не проникали торговые караваны из мусульманских стран, автор по традиции помещает море Мрака и земли Йаджудж и Маджудж, проникшие через Коран в мусульманскую географическую литературу, что связывает топонимическую традицию ал-Идриси, относящуюся к области кимаков, с названиями, встречающимися у других арабских и персидских авторов (12, стр. 48-51].

 

В стране карлуков на карте ал-Идриси помещены два крупных топографических объекта — озеро Самджан (оно же — Бухайрат ат-турк, «Тюркское озеро») на юге и озеро Тахама строго на север от него. На южном берегу Тюркского озера обозначена область Верхнего Барсхана, надёжно локализуемая теперь по многим источникам на южном берегу озера Иссык-Куль [5, стр. 31-32; 7, стр. 26; 19, стр. 292]. Именно отождествление Тюркского озера с Иссык-Кулем и может послужить исходным пунктом расшифровки этой части карты ал-Идриси и её совмещения с известной нам географической схемой. Если иметь в виду, что на север от Иссык-Куля имеется лишь одно крупное озеро, до которого простирались после середины VIII в. карлукские кочевья, — озеро Балхаш, то, возможно, ал-Идриси, отражая традицию Саллама ат-Тарджумана, упоминает его под названием Тахама.

(195/196)

Страна кимаков по сведениям ал-Идриси

Открыть рис. в новом окне

 

Несколько восточнее меридиана Иссык-Куль — Балхаш на обширной равнине, рассекаемой с востока на запад линиями хребтов, лежат страна кимаков на севере и страна токуз-гузов на юге. В центре южной половины кимакских земель — огромное озеро Гаган, длина которого — 6 дневных переходов по берегу (180-200 км), а ширина — 1,5 перехода (40-50 км) ; с запада в озеро впадает р. Шария [11, л. 65а, 656].

 

Южнее озера — горы Дардан, отделяющие страну кимаков от владений токуз-гузов, а с севера и с востока долину, посреди которой лежит Гаган, замыкают горы Гиргир. К. Миллер отождествил озеро Гаган с Иссык-Кулем [18, л. 85], не обратив внимания на снимающее это определение местоположение Верхнего Барсхана, В.В. Григорьев, напротив, поместил Гаган в Восточном Туркестане, идентифицируя его с озером Бостен-Нор (Баграш-Куль) [10, стр. 223]; но Баграш-Куль не имеет отношения к стране кимаков — он расположен в глубине области токуз-гузов. Здесь ал-Идриси помещает не Гаган, а озеро Надаху.

 

Остаётся единственно возможная идентификация Гагана с Алакольской озёрной котловиной, длина которой с севера на юг около 200 км, а ширина около 50 км. Как теперь установлено, расположенные в этой котловине озёра (Алаколь, Кошкарколь и Сасыкколь) ещё в первой половине нашего тысячелетия составляли одно целое [14, стр. 242; 13,

(196/197)

стр. 126]. Расположенные к югу от Гагана пограничные горы Дардан — это Джунгарский Алатау, который действительно, как это и обозначено на карте ал-Идриси, был реальной исторической границей между Уйгурским государством (страной токуз-гузов) и государством Семиречья [16, стр. 424-425; 17, стр. 7-17; 19, стр. 201-302].

 

В столь же точном соответствии с реальной географической схемой помещает ал-Идриси горы Гиргир к востоку и к северу от равнины, на которой лежит Гаган-Алаколь, — это Тарбагатайские горы. По ал-Идриси, на Гиргире кимаки добывали серебро, охотились на тигров и барсов, промышляли пушного зверя. В Тарбагатайских горах есть старые серебряные рудники, и сейчас существует пушной промысел, а на тигров здесь охотились ещё в начале XIX в. [15, стр. 117]. Любопытной иллюстрацией к рассказу об охоте кимаков служит сцена, изображенная на бронзовой бляхе из Бобровского могильника в Прииртышье — кимакский всадник в характерной короткополой одежде (ср. ал-Идриси — «одежда у кимаков короткополая» [11, л. 69а]) поражает копьём тигра [1, стр. 80].

 

В озеро Гаган с северо-запада впадает р. Шария. По тексту Нузхат ал-муштак Шария берёт начало из двух гор. Длина реки от её истока до впадения в озеро Гаган составляет 75 фарсахов, или 225 миль, т.е. 500 км [11, л. 65б]. Из рек Алакольской впадины наиболее полноводной является Тентек, берущий начало двумя рукавами со снежных вершин Джунгарского хребта. Тентек является единственной крупной рекой, впадающей в Алаколь с западной стороны, и его отождествление с р. Шария возможно; однако в этом случае остается всё же расхождение в длине — указанной ал-Идриси (500 км) и современного Тентека (155 км) [9, стр. 56].

 

В описании страны кимаков ал-Идриси упоминает 16 кимакских городов (по карте — 15). Пять из них расположены близ озера Гаган, в северо-восточном Семиречье.

 

Семиреченской археологической экспедицией в этом районе обнаружены, и обследованы три городища. Два из них расположены в долине р. Тентек — первое на северо-восточной окраине с. Уч-Арал [2, стр. 219], второе — в 8 км к юго-западу от упомянутого села. Подъёмный керамический материал с двух городищ аналогичен и не отличается от посуды датированных комплексов городищ Антоновское, Сумбе, Дунгене и относится к X-XIII вв. [8, стр. 85; 4, стр. 78-81]. Исходя из сообщения ал-Идриси о г. Сараус и изображения на карте, возможно идентифицировать его с первым городищем, расположенным в Уч-Арале.

 

На юго-западном берегу Алакола, в с. Коктума обнаружено и обследовано городище, датируемое IX-XIII вв. Город Гаган, по данным карты и текста Нузхат ал-муштак расположенный на юго-западном берегу одноименного озера, Таган — комплекс Алакольских озёр, возможно отождествить со средневековым городищем в Коктума. А 11 городов (10 по карте) — на север и главным образом на северо-восток от хребта Гиргир (Тарбагатай) локализованы в долине р. Гамаш. Здесь, а не в Семиречье, помещает ал-Идриси древние земли кимаков, здесь же две столицы кимакского хакана — старая и новая. Река Гамаш — наиболее крупная река в стране кимаков, берущая начало в горах Банджар, расположенных в восточной части хребта Гиргир. Оттуда она течёт, согласно карте и тексту ал-Идриси, сначала на северо-восток, а затем на север; где-то в неведомых уже местах она поворачивает на восток и так до впадения в море Мрака. В реке водятся огромные рыбы, берега её покрыты лесами и чащами, а многочисленные притоки делают её особенно многоводной.

(197/198)

 

В описании ал-Идриси можно легко узнать великие реки Западной Сибири — они берут начало в широтных хребтах Южной Сибири и Центральной Азии, имеют общее северное направление водостока, они разрастаются за счёт многочисленных притоков, их берега покрыты тайгой, крупные рыбы поднимаются по этим рекам чуть ли не до самых истоков, а впадают они в неведомое море Мрака, отождествляемое с мировым океаном, который омывает и берега Африки, и берега Китая.

 

Однако в тексте и на карте достаточно деталей, чтобы искать возможности для более конкретной идентификации р. Гамаш. И важнейшим доводом в пользу возможности такой идентификации служит как раз сама локализация по р. Гамаш основных территорий кимаков. Результаты изучения всей совокупности источников, относящихся к кимакам, в том числе и археологических, сделали несомненной локализацию этих земель в Прииртышье, по среднему течению реки. Поэтому отождествление р. Гамаш с Иртышом представляется весьма вероятным, что в свою очередь позволяет не отрывать описание ал-Идриси, несмотря на совершенно своеобразную топонимику, от сведений тех арабских и персидских авторов, которые упоминают кимаков. Быть может, это лишает текст ал-Идриси какой-то части исключительности, обычно ему приписываемой, но позволяет значительно лучше понять значение и оценить степень достоверности тех элементов его описания, которые действительно могут быть отнесены к разряду уникальных.

 


 

[1] Сведения о труде и карте ал-Идриси, их значение для арабской картографии и соотношение карты с текстом см. [12, стр. 288-293].

[2] Основой приводимой нами карты ал-Идриси послужило издание Сурат ал-ард Бахджат ал-Асари и Раджвад Али, а также карты ленинградского и софийского списков.

 


 

Литература

 

1. Арсланова Ф.X., Бобровский могильник, — ИАН КазССР, серия общественных наук, 1963, вып. 4.

2. Археологическая карта Казахстана, Алма-Ата, 1960, № 3241.

3. Ахмад Суса, Ал-Ирак фи-л-хаварит ал-кадима, Багдад, 1959.

4. Байпаков К.М., Раннесредневековые города и поселения северо-восточного Семиречья, — сб. «Новое в археологии Казахстана», Алма-Ата, 1968.

5. Бартольд В.В., Отчёт о поездке в Среднюю Азию с научною целью, 1893-1894 гг., —ЗИАН, ОИФ, сер. 8, СПб., 1897, т. I, № 4.

6. Бахджат ал-Асари, Раджвад Али, Сурат ал-ард, Багдад, 1951.

7. Бернштам А.Н., Труды Семиреченской археологической экспедиции. Чуйская долина, — МИА, 1950, № 14.

8. Бернштам А.Н., Памятники старины Алма-Атинской области, — ИАН КазССР, серия археологическая, 1948, № 46, вып. 1.

9. Болдырев В.М., Режим рек и временных водотоков Алакульской впадины, — сб. «Алакульская впадина и её озёра», Алма-Ата, 1965.

10. Григорьев В.В., Землеведение К. Риттера, География стран Азии, находящихся в непосредственных сношениях с Россиею, — «Восточный или Китайский Туркестан», вып. II, перевод и дополнения, СПб., 1873.

11. Ал-Идриси (рук. ГПБ, Ар. н.с. 176).

12. Крачковский И.Ю., Арабская географическая литература, — Избранные сочинения, т. IV, М., 1957.

13. Курдюмов К.В., О колебании уровня озера Ала-Куль, — «Вопросы географии», 1951, № 24.

14. Обpучев В.А., Пограничная Джунгария, т. I, Л., 1932.

15. Семёнов В.П., Россия. Полное географическое описание нашего отечества, Киргизский край, т. XVIII, СПб., 1903.

16. Якубовский А.Ю., Арабские и персидские источники об уйгурском турфанском княжестве IX-X вв., — ТОВЭ, 1947, т. IV.

17. Hamilton J., Les Ouïghours à l’époque des Сinq dinasties d’après les documents chinois, Paris, 1955 (Bibliothèque de l’Institut des Hautes Etudes Chinoises, vol. X).

18. Miller K., Mappae arabicae, Arabische Welt- und Länderkarten, IV, Stuttgart, 1929.

19. Minorsky V., Tamim ihn Bahr’s Journey to the Uyghurs, — BSOAS, 1948, t. XII, pt II.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки