главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Е.И. Крупнов

Жемталинский клад

/ Тр.ГИМ. Памятники культуры. Вып. IV. М.: ГИМ. 1952. 36 с.

 

 

Несмотря на более чем вековой период изучения древностей Кавказа, до сих пор не написана сводная история этого обширного края; остаются ещё не решёнными важные вопросы истории и культуры народов Кавказа.

 

Объясняется это не только сложностью проблемы, затрагивающей rлубочайшие корни культуры многих народов Кавказа, имеющих различные исторические судьбы, но и той методологической направленностью, какой отличались старые буржуазные работы по кавказоведению (преимущественно иностранные), приведшие к созданию ложных схем и миграционных построений.

 

Известно, что история развития любого общества «есть вместе с тем история самих производителей материальных благ, история трудящихся масс, являющихся основными силами производственного процесса и осуществляющих производство материальных благ, необходимых для существования общества». *1 Поэтому всякое изучение истории и культуры любого народа следует начинать с освещения его хозяйственной основы, его производства, а затем уже выяснять и характер связанных с экономикой производственных отношений, внешних связей и надстроечных категорий.

 

Посильной попыткой решения только некоторых вопросов, связанных с изучением производственной деятельности народов Кавказа I тысячелетия до нашей вры, и является данная работа, основанная на изучении предметов из Жемталинского клада.

 

Обследование местонахождения Жемталинскоrо клада было произведено археолоrической вкспедицией Государственного Исторического музея, организованной в 1947 году совместно с Институтом истории материальной культуры Академии Наук СССР и Кабардинским научно-исследовательским институтом. *2

(5/6)

 

Условия находки и сам характер найденных предметов даёт основания отнести этот комплекс к категории кладов. По названию наиболее близко расположенного населённого пункта, он и был назван нами Жемталинским кладом.

 

Большое благоустроенное кабардинское селение Жемтала расположено в северо-восточной части Советского района Кабардинской Автономной Советской Социалистической республики (рис. 1). Жемтала является последним из крупных населённых пунктов в лесопредгорной зоне республики. Самый пункт местонахождения клада отстоит от селения ещё дальше к югу и находится в глухом, узком и очень живописном ущелье р. Псыган-су, в 8-9 км от маленького лесопильного завода, расположенного у самого входа в ущелье.

 

История открытия Жемталинского клада такова. Весною 1947 года молодой колхозный плотник из селения Советское (бывщ. сел. Кашкатау) В.М. Сахненко работал с другими колхозниками на постройке мостов через горную речку Псыган-су для предстоявшего вскоре перегона колхозных овечьих стад на высокогорные пастбища.

 

Блуждая по ущелью в ожидании арбы с лесоматериалами, Сахненко, вместе с другим колхозником-кабардинцем М. Шабатуковым из селения Зарагиж Советского района, забрёл в одно ограждённое убежище под скалой на левом берегу р. Псыган-су, на высоте почти 100 метров над уровнем реки (рис. 2). Здесь их внимание привлекла каменная плита из дикого камня, засыпанная землёй, но слегка обнажившаяся. Глyxoй звук, издаваемый плитой при стуке, показался колхозникам подозрительным и они предприняли небольшие раскопки. Разбив и приподняв плиту, находчики обнаружили под ней скопление бронзовых вещей.

 

По словам В.М. Сахненко, прямо под каменной плитой в небольшом углублении в каменистом грунте находились: одна бронзовая крупная ваза, шесть бронзовых небольших сосудов, шесть бронзовых топоров, бронзовая цепь, длиной до 3 м, бронзовый колпачёк и ажурные ножнны от кинжала.

 

Из-за громоздкости ваза была брошена на месте в заросли крапивы и бузины, которыми был покрыт крутой склон левой стороны ущелья. Были оставлены и другие плохо сохранившиеся предметы из бронзы. Все же остальные вещи лучшей сохранности были поровну разделены находчиками и в дальнейшем каждый распорядился ими по своему усмотрению.

 

Проводя летом 1947 года свои исследования в Советском районе КАССР, участники Северо-Кавказской археологической экспедиции из беседы с жителями сел. Советское узнали о весенних находках В.М. Сахненко в горах каких-то «медных вещей». Познакомившись с Сахненко, мы не только получили от него достоверные сведения о найденном кладе, но и приобрели сохранившиесн у него вещи. Это были три бронзовых топора, один бронзоный сосудик с звериной ручкой, бронзовая цепь, обломок кинжальных ножен и бронзовый колпачёк.

 

Что касается второй части находки, доставшейся Шабатукову, то от неё сохранилась лишь бронзовая цепь, длиною около полутора метра [метров]. Другие предметы клада, взятые Шабатуковым (три бронзовые топора и бронзовый сосудик с звериной ручкой), были, по его словам, в том же 1947  году обменены на соль и проданы неизвестному сборщику металлического лома в Кабарде и, таким образом, оказались навсегда утраченными для науки. Уцелевшая у Шабатукова цепь поступила в распоряжение экспедиции лишь в 1948 году.

(6/7)

 

[ . . . ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки