главная страница / библиотека / обновления библиотеки

М.Е. Кравцова. Мировая художественная культура. История искусства Китая. Учебное пособие. СПб: «Лань»; «TPИADA». 2004. («Мир культуры, истории и философии») М.Е. Кравцова

Мировая художественная культура.

История искусства Китая.

/ Учебное пособие. СПб: «Лань»; «TPИADA». 2004. 960 с., 32 с.вкл. ISBN 5-8114-0564-2 (Лань); ISBN 5-901178-11-4 (ТРИАDА). («Мир культуры, истории и философии»)

 

аннотация: ]

В условиях активно развивающихся связей РФ и КНР знание истории китайского искусства и его шедевров приобретает особое значение.

Главная цель книги — представить читателю целостную картину истории развития китайского искусства в максимально расширенном временном объёме (от неолитической эпохи до начала XX в.), с учётом новейших археологических материалов и теоретических разработок. Книга знакомит читателя с основными этапами развития искусства Китая, с особенностями формирования эстетической мысли и изобразительных средств. Автор подробно рассказывает об основных видах китайского изобразительного, декоративно-прикладного, архитектонического искусств. Отдельная часть посвящена музыкальному искусству Китая.

Настоящее издание может быть рекомендовано специалистам, занимающимся проблемами мировой художественной культуры, преподавателям и студентам гуманитарных вузов, а также сотрудникам туристических агентств, которым необходима информация о сувенирной и художественной продукции Китая.

 

Оглавление

 

Предисловие. — 10

 

Часть первая.

Основные этапы истории китайского искусства.

 

Глава 1. Искусство неолитического Китая (VIII-III тыс. до н.э.). — 18

Общая характеристика эпохи китайского неолита. — 18

Художественное наследие неолитического Китая. Керамика. — 29

Типологии и технология изготовления неолитической керамики. — 29

Категории, формы и способы художественного оформления изделий (сосуды). — 36

Керамика Яншао (36). Керамика южного, юго-восточного, восточного и северо-восточного регионов неолитического Китая (54).

Другие виды предметно-творческой деятельности. — 71

Пластика. — 71

Работы по дереву, косторезное и камнерезное дело. — 78

Строительство. — 90

Ранние очаги металлургии. — 95

Глава 2. Искусство Древнего Китая (II-I тыс. до н.э.). — 98

Эпоха Шан-Инь (XVII-XI вв. до н.э.). — 98

Общая характеристика иньской эпохи. — 98

История возникновения иньского государства. Важнейшие памятники и артефакты XX-XVIII вв. до н.э. (98). Важнейшие памятники и артефакты раннеиньского (XVII-XIV вв. до н.э.) и позднеиньского (XIV-XI вв. до н.э.) периодов (105). Некоторые особенности политического устройства и духовной жизни иньского государства и их влияние на древнекитайское художественное творчество (114).

Художественное наследие иньской эпохи. — 117

Иньское бронзолитейное производство: технология, отделы и категории изделий (117). Темы, мотивы, образы и стилистические направления иньского орнаментального искусства (125). Изобразительное искусство (пластика) (132). Периферийные художественные традиции и характер их соотношения с искусством метрополии (134). Художественное наследие народностей вне иньского круга (137).

Эпоха Чжоу (XI-III вв. до н.э.). — 146

Общая характеристика чжоуской эпохи. — 146

Важнейшие памятники и артефакты. — 155

Чжоуское бронзолитейное производство: традиции и новации. — 172

Основные отделы и категории изделий (сосуды, зеркала, украшения, оружие и монеты) (172). Эволюция технико-художественных способов и эстетических принципов оформления изделий (186).

Темы, мотивы, образы и главные стилистические направления чжоуского искусства. — 191

Человек в художественном творчестве чжоуской эпохи. — 195

Эпоха Цинь (221-207 гг. до н.э.). — 200

Эпоха Хань (207 г. до н.э. — 220 г. н.э.). — 209

Общая характеристика ханьской эпохи и её художественного наследия. — 209

Китай и внешний мир. — 219

Древнекитайское изобразительное искусство. — 226

Погребальная пластика (226). Монументальная скульптура (236). Художественные рельефы (240). Стенописи (245). Протостанковая живопись (картины на шёлке) (249).

Глава 3. Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.). — 252

Эпоха Шести династий (220-589). — 252

Эпохи Суй (589-618) и Тан (618-907). — 263

Эпохи Пяти династий (907-960), Северной Сун (960-1127) и Южной Сун (1127-1279). — 277

Эпоха Юань (1271-1368). — 287

Эпоха Мин (1368-1644). — 289

Эпоха Цин (1644-1911). — 294

Глава 4. Художественное наследие Китая в современных музейных коллекциях и оригинальные письменные источники по истории китайского искусства. — 301

Институт частного коллекционирования и его место в художественной культуре традиционного Китая. — 301

Музейное дело в Китае в XX в. и государственная политика по охране национальных историко-культурных и художественных ценностей. — 303

Ведущие мировые музейные коллекции китайских художественных произведений. — 308

Главные классы китайских письменных источников по истории национального искусства. — 310

 

Часть вторая.

Общекультурные основы и изобразительные средства китайского искусства.

 

Глава 5. Китайский художественно-эстетический канон. — 316

Древнейшие воззрения на предметно-творческую деятельность. — 316

Художественное творчество и мифологические представлениям. — 321

Конфуцианские эстетические установки. — 326

Осмысление художественного творчества в древних натурфилософских учениях. — 331

Художественное творчество в культуре и религиозной традиции южного региона Древнего Китая. — 336

Художественное творчество и даосизм. — 337

Роль буддизма в истории искусства и эстетической мысли Китая (эстетические идеи школы Чань). — 347

Принципы и способы функционирования художественно-эстетического канона в культуре китайского имперского общества. — 352

Глава 6. Образная система китайского искусства. — 356

Общая характеристика китайской художественной образной системы. — 356

Абстрактно-символическая образность. — 358

Геометрическая и числовая символика. — 358

Цветовая символика. — 365

Предметно-символическая образность (элементы ландшафта, атмосферные явления, природные «драгоценности» и рукотворные изделия). — 368

Растительные образы (мифологические растения, деревья, цветы, плоды и грибы). — 373

Зооморфные образы. — 383

Фантастические существа. — 383

Рыбы, пресмыкающиеся и земноводные (змея, черепаха, лягушка). — 397

Насекомые и птицы. — 402

Дикие животные. — 409

Домашние животные и птицы. — 419

Глава 7. Иконография персонажей историко-легендарного и божественных пантеонов. — 425

Изображения богов, героев мифологических сюжетов, легендарных и исторических личностей в древне-китайском искусстве. — 425

Буддийская иконография. — 437

История формирования буддийского культового изобразительного искусства. — 437

Центральные персонажи буддийского божественного пантеона. — 440

Основные элементы буддийской иконографии. — 443

Принципы изображения внешнего облика конкретных персонажей. — 453

Буддийская художественная образность и иконографические атрибуты. — 459

Персонажи конфуцианского пантеона. — 469

Персонажи даосского пантеона. — 477

Общая характеристика даосских религиозных представлений. — 477

Культ и иконография Лао-цзы. — 479

Центральные персонажи даосского божественного пантеона. — 482

Бессмертные-сяни. — 488

Персонажи пантеона популярных верований (XIV-XIX вв.). — 499

Общая характеристика китайских популярных верований. — 499

Божества-повелители мира, отдельных сфер мироздания, частей света и судеб живых существ. — 502

Божества-повелители природных сущностей и стихий. — 511

Божества-податели жизненных благ и защитники от злых сил. — 513

Домашние боги. — 531

Аграрные божества и покровители отдельных сфер сельскохозяйственной деятельности. — 534

Городские божества-покровители ремёсел и профессиональных групп. — 537

Божества-повелители загробного мира. — 540

 

Часть третья.

Изобразительное искусство.

 

Глава 8. Станковая живопись. — 546

Теории и практики станковой живописи. — 546

Китайская живописно-теоретическая мысль: основные вехи истории развития и центральная проблематика. — 546

Живописные материалы и техники. — 553

Оформительские принципы живописного произведения. — 560

Морфологические основы китайской живописи. — 564

Начальный этап формирования станковой живописи (эпоха Шести династий). — 566

Живопись эпохи Тан. — 572

Живопись первой половины танской эпохи. — 572

Живопись второй половины танской эпохи и творчество Ван Вэя. — 582

Живопись эпохи Северная Сун. — 584

Северосунская академическая школа живописи и её ведущие жанровые и стилистические направления. — 584

История создания Академии живописи и её роль в художественной жизни Северной Сун (584). Академическая пейзажная живопись (585). Жанр «цветы и птицы» и анималистический жанр (595). Бытописательный жанр и портрет (599).

Школа «художников-литераторов». — 603

Живописная ситуация конца северосунской эпохи. — 612

Живопись эпохи Южная Сун. — 613

Академическая школа живописи. — 613

Чаньская живопись. — 616

Живопись эпохи Юань. — 620

Живопись эпохи Мин. — 628

Живописные школы и направления начала минской эпохи. — 628

Академическая школа живописи. — 631

Живописные школы и направления второй половины минской эпохи. — 633

Живопись эпохи Цин. — 638

Академическая школа живописи. — 639

Неофициальное живописное творчество первой половины цинской эпохи. — 642

Живопись второй половины XIX — начала XX века. — 650

Глава 9. Китайская простонародная картина-няньхуа. — 656

Происхождение, основные этапы истории развития и ведущие региональные традиции няньхуа. — 656

Жанровые и тематические разновидности няньхуа. — 662

Глава 10. Китайско-буддийское культовое изобразительное искусство. — 668

Пещерные монастыри. — 669

Скальные храмы. — 674

Ведущие региональные художественные традиции и центры производства храмовой скульптуры (IV-VIII вв.). — 679

 

Часть четвёртая.

Декоративно-прикладное искусство.

 

Глава 11. Керамика. — 688

Типологии и технология производства керамики древнего и традиционного Китая. — 688

Древние керамические сорта. — 694

«Каменная» керамика. — 696

Фарфор. — 706

Региональные керамические традиции и народные гончарные промыслы современного Китая. — 718

Китайская керамика в истории мирового декоративно-прикладного искусства. — 721

Глава 12. Текстиль и костюм. — 725

Шелкоткачество. — 725

История развития шелкоткачества. — 725

Технология шелкоткацкого производства. — 727

Основные типы шёлковых тканей. — 732

Китайский шёлк в истории мирового декоративно-прикладного искусства. — 736

Другие виды тканей (конопляные, хлопковые и шерстяные). — 738

Способы декоративного оформления текстиля (вышивки и набойки). — 739

Костюм. — 741

Основные источники по истории китайского костюма. — 741

Главные формы и элементы китайского костюма. — 743

Глава 13. Ювелирное дело. — 752

Ювелирные материалы и техники. — 753

Металлы. — 753

Минералы. — 764

Вещества органического происхождения. — 776

Стекло. — 781

Основные категории изделий. — 783

Празднично-повседневные украшения. — 784

Императорские и чиновничьи парадно-ранговые украшения. — 799

Глава 14. Лаковое производство. — 804

Технология лакового производства. — 804

Древние лаки. — 806

Лаковое производство традиционного Китая. — 811

Глава 15. Эмальерное дело. — 819

Перегородчатые эмали (технология производства и основные этапы истории развития). — 819

Другие виды китайских эмалей. — 823

 

Часть пятая.

Архитектонические виды искусства.

 

Глава 16. Архитектурно-инженерное искусство. — 830

Культурно-идеологическая символика, основные памятники и источники по истории развития китайского архитектурно-инженерного искусства. — 830

Технико-конструктивные особенности китайского зодчества, типы зданий и ведущие архитектурные стили. — 838

Главные категории архитектурных ансамблей и их планировочные принципы (жилая усадьба, дворец, храм). — 846

Градостроение: семантика и семиотика столичного города. — 859

Китайско-буддийское культовое зодчество (пагоды). — 868

Культурно-архитектурные истоки пагод. — 868

Начальный этап истории развития китайско-буддийского культового зодчества (I-VI вв.). — 872

Пагоды танской и сунской эпох (основные конструктивные типы и региональные архитектурные стили). — 875

Китайско-буддийское культовое зодчество минской и цинской эпох. — 884

Другие важнейшие категории китайских архитектурно-инженерных сооружений (арки и мосты). — 887

Глава 17. Садово-парковое искусство. — 890

Императорский парк. — 890

Пейзажный сад. — 895

Глава 18. Мебельное дело и интерьер. — 901

Основные этапы истории развития китайского мебельного дела и искусства интерьера. — 901

Формы и виды традиционной мебели. — 904

Семиотические принципы и способы художественного оформления интерьера. — 915

 

Часть шестая.

Музыкальное искусство.

 

Глава 19. История и теории китайского музыкального искусства. — 924

Проблема происхождения и основные этапы истории развития китайского музыкального искусства. — 924

Архаико-религиозные, натурфилософские и этико-философские воззрения на музыку. — 930

Глава 20. Интонационный строй и инструментарий. — 935

Пентатонная гамма и ладовая система. — 935

Важнейшие национальные и заимствованные инструменты. — 941

 

Заключение. — 951

Рекомендуемая литература. — 954

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки