главная страница / библиотека / обновления библиотеки
М.Е. КравцоваМировая художественная культура.История искусства Китая./ Учебное пособие. СПб: «Лань»; «TPИADA». 2004. 960 с., 32 с.вкл. ISBN 5-8114-0564-2 (Лань); ISBN 5-901178-11-4 (ТРИАDА). («Мир культуры, истории и философии»)
[ аннотация: ] В условиях активно развивающихся связей РФ и КНР знание истории китайского искусства и его шедевров приобретает особое значение. Главная цель книги — представить читателю целостную картину истории развития китайского искусства в максимально расширенном временном объёме (от неолитической эпохи до начала XX в.), с учётом новейших археологических материалов и теоретических разработок. Книга знакомит читателя с основными этапами развития искусства Китая, с особенностями формирования эстетической мысли и изобразительных средств. Автор подробно рассказывает об основных видах китайского изобразительного, декоративно-прикладного, архитектонического искусств. Отдельная часть посвящена музыкальному искусству Китая. Настоящее издание может быть рекомендовано специалистам, занимающимся проблемами мировой художественной культуры, преподавателям и студентам гуманитарных вузов, а также сотрудникам туристических агентств, которым необходима информация о сувенирной и художественной продукции Китая.
Оглавление
Предисловие. — 10
Часть первая.Основные этапы истории китайского искусства.
Глава 1. Искусство неолитического Китая (VIII-III тыс. до н.э.). — 18Общая характеристика эпохи китайского неолита. — 18Художественное наследие неолитического Китая. Керамика. — 29Типологии и технология изготовления неолитической керамики. — 29Категории, формы и способы художественного оформления изделий (сосуды). — 36Керамика Яншао (36). Керамика южного, юго-восточного, восточного и северо-восточного регионов неолитического Китая (54).Другие виды предметно-творческой деятельности. — 71Пластика. — 71Работы по дереву, косторезное и камнерезное дело. — 78Строительство. — 90Ранние очаги металлургии. — 95Глава 2. Искусство Древнего Китая (II-I тыс. до н.э.). — 98Эпоха Шан-Инь (XVII-XI вв. до н.э.). — 98Общая характеристика иньской эпохи. — 98История возникновения иньского государства. Важнейшие памятники и артефакты XX-XVIII вв. до н.э. (98). Важнейшие памятники и артефакты раннеиньского (XVII-XIV вв. до н.э.) и позднеиньского (XIV-XI вв. до н.э.) периодов (105). Некоторые особенности политического устройства и духовной жизни иньского государства и их влияние на древнекитайское художественное творчество (114).Художественное наследие иньской эпохи. — 117Иньское бронзолитейное производство: технология, отделы и категории изделий (117). Темы, мотивы, образы и стилистические направления иньского орнаментального искусства (125). Изобразительное искусство (пластика) (132). Периферийные художественные традиции и характер их соотношения с искусством метрополии (134). Художественное наследие народностей вне иньского круга (137).Эпоха Чжоу (XI-III вв. до н.э.). — 146Общая характеристика чжоуской эпохи. — 146Важнейшие памятники и артефакты. — 155Чжоуское бронзолитейное производство: традиции и новации. — 172Основные отделы и категории изделий (сосуды, зеркала, украшения, оружие и монеты) (172). Эволюция технико-художественных способов и эстетических принципов оформления изделий (186).Темы, мотивы, образы и главные стилистические направления чжоуского искусства. — 191Человек в художественном творчестве чжоуской эпохи. — 195Эпоха Цинь (221-207 гг. до н.э.). — 200Эпоха Хань (207 г. до н.э. — 220 г. н.э.). — 209Общая характеристика ханьской эпохи и её художественного наследия. — 209Китай и внешний мир. — 219Древнекитайское изобразительное искусство. — 226Погребальная пластика (226). Монументальная скульптура (236). Художественные рельефы (240). Стенописи (245). Протостанковая живопись (картины на шёлке) (249).Глава 3. Искусство традиционного Китая (III-XIX вв.). — 252Эпоха Шести династий (220-589). — 252Эпохи Суй (589-618) и Тан (618-907). — 263Эпохи Пяти династий (907-960), Северной Сун (960-1127) и Южной Сун (1127-1279). — 277Эпоха Юань (1271-1368). — 287Эпоха Мин (1368-1644). — 289Эпоха Цин (1644-1911). — 294Глава 4. Художественное наследие Китая в современных музейных коллекциях и оригинальные письменные источники по истории китайского искусства. — 301Институт частного коллекционирования и его место в художественной культуре традиционного Китая. — 301Музейное дело в Китае в XX в. и государственная политика по охране национальных историко-культурных и художественных ценностей. — 303Ведущие мировые музейные коллекции китайских художественных произведений. — 308Главные классы китайских письменных источников по истории национального искусства. — 310
Часть вторая.Общекультурные основы и изобразительные средства китайского искусства.
Глава 5. Китайский художественно-эстетический канон. — 316Древнейшие воззрения на предметно-творческую деятельность. — 316Художественное творчество и мифологические представлениям. — 321Конфуцианские эстетические установки. — 326Осмысление художественного творчества в древних натурфилософских учениях. — 331Художественное творчество в культуре и религиозной традиции южного региона Древнего Китая. — 336Художественное творчество и даосизм. — 337Роль буддизма в истории искусства и эстетической мысли Китая (эстетические идеи школы Чань). — 347Принципы и способы функционирования художественно-эстетического канона в культуре китайского имперского общества. — 352Глава 6. Образная система китайского искусства. — 356Общая характеристика китайской художественной образной системы. — 356Абстрактно-символическая образность. — 358Геометрическая и числовая символика. — 358Цветовая символика. — 365Предметно-символическая образность (элементы ландшафта, атмосферные явления, природные «драгоценности» и рукотворные изделия). — 368Растительные образы (мифологические растения, деревья, цветы, плоды и грибы). — 373Зооморфные образы. — 383Фантастические существа. — 383Рыбы, пресмыкающиеся и земноводные (змея, черепаха, лягушка). — 397Насекомые и птицы. — 402Дикие животные. — 409Домашние животные и птицы. — 419Глава 7. Иконография персонажей историко-легендарного и божественных пантеонов. — 425Изображения богов, героев мифологических сюжетов, легендарных и исторических личностей в древне-китайском искусстве. — 425Буддийская иконография. — 437История формирования буддийского культового изобразительного искусства. — 437Центральные персонажи буддийского божественного пантеона. — 440Основные элементы буддийской иконографии. — 443Принципы изображения внешнего облика конкретных персонажей. — 453Буддийская художественная образность и иконографические атрибуты. — 459Персонажи конфуцианского пантеона. — 469Персонажи даосского пантеона. — 477Общая характеристика даосских религиозных представлений. — 477Культ и иконография Лао-цзы. — 479Центральные персонажи даосского божественного пантеона. — 482Бессмертные-сяни. — 488Персонажи пантеона популярных верований (XIV-XIX вв.). — 499Общая характеристика китайских популярных верований. — 499Божества-повелители мира, отдельных сфер мироздания, частей света и судеб живых существ. — 502Божества-повелители природных сущностей и стихий. — 511Божества-податели жизненных благ и защитники от злых сил. — 513Домашние боги. — 531Аграрные божества и покровители отдельных сфер сельскохозяйственной деятельности. — 534Городские божества-покровители ремёсел и профессиональных групп. — 537Божества-повелители загробного мира. — 540
Часть третья.Изобразительное искусство.
Глава 8. Станковая живопись. — 546Теории и практики станковой живописи. — 546Китайская живописно-теоретическая мысль: основные вехи истории развития и центральная проблематика. — 546Живописные материалы и техники. — 553Оформительские принципы живописного произведения. — 560Морфологические основы китайской живописи. — 564Начальный этап формирования станковой живописи (эпоха Шести династий). — 566Живопись эпохи Тан. — 572Живопись первой половины танской эпохи. — 572Живопись второй половины танской эпохи и творчество Ван Вэя. — 582Живопись эпохи Северная Сун. — 584Северосунская академическая школа живописи и её ведущие жанровые и стилистические направления. — 584История создания Академии живописи и её роль в художественной жизни Северной Сун (584). Академическая пейзажная живопись (585). Жанр «цветы и птицы» и анималистический жанр (595). Бытописательный жанр и портрет (599).Школа «художников-литераторов». — 603Живописная ситуация конца северосунской эпохи. — 612Живопись эпохи Южная Сун. — 613Академическая школа живописи. — 613Чаньская живопись. — 616Живопись эпохи Юань. — 620Живопись эпохи Мин. — 628Живописные школы и направления начала минской эпохи. — 628Академическая школа живописи. — 631Живописные школы и направления второй половины минской эпохи. — 633Живопись эпохи Цин. — 638Академическая школа живописи. — 639Неофициальное живописное творчество первой половины цинской эпохи. — 642Живопись второй половины XIX — начала XX века. — 650Глава 9. Китайская простонародная картина-няньхуа. — 656Происхождение, основные этапы истории развития и ведущие региональные традиции няньхуа. — 656Жанровые и тематические разновидности няньхуа. — 662Глава 10. Китайско-буддийское культовое изобразительное искусство. — 668Пещерные монастыри. — 669Скальные храмы. — 674Ведущие региональные художественные традиции и центры производства храмовой скульптуры (IV-VIII вв.). — 679
Часть четвёртая.Декоративно-прикладное искусство.
Глава 11. Керамика. — 688Типологии и технология производства керамики древнего и традиционного Китая. — 688Древние керамические сорта. — 694«Каменная» керамика. — 696Фарфор. — 706Региональные керамические традиции и народные гончарные промыслы современного Китая. — 718Китайская керамика в истории мирового декоративно-прикладного искусства. — 721Глава 12. Текстиль и костюм. — 725Шелкоткачество. — 725История развития шелкоткачества. — 725Технология шелкоткацкого производства. — 727Основные типы шёлковых тканей. — 732Китайский шёлк в истории мирового декоративно-прикладного искусства. — 736Другие виды тканей (конопляные, хлопковые и шерстяные). — 738Способы декоративного оформления текстиля (вышивки и набойки). — 739Костюм. — 741Основные источники по истории китайского костюма. — 741Главные формы и элементы китайского костюма. — 743Глава 13. Ювелирное дело. — 752Ювелирные материалы и техники. — 753Металлы. — 753Минералы. — 764Вещества органического происхождения. — 776Стекло. — 781Основные категории изделий. — 783Празднично-повседневные украшения. — 784Императорские и чиновничьи парадно-ранговые украшения. — 799Глава 14. Лаковое производство. — 804Технология лакового производства. — 804Древние лаки. — 806Лаковое производство традиционного Китая. — 811Глава 15. Эмальерное дело. — 819Перегородчатые эмали (технология производства и основные этапы истории развития). — 819Другие виды китайских эмалей. — 823
Часть пятая.Архитектонические виды искусства.
Глава 16. Архитектурно-инженерное искусство. — 830Культурно-идеологическая символика, основные памятники и источники по истории развития китайского архитектурно-инженерного искусства. — 830Технико-конструктивные особенности китайского зодчества, типы зданий и ведущие архитектурные стили. — 838Главные категории архитектурных ансамблей и их планировочные принципы (жилая усадьба, дворец, храм). — 846Градостроение: семантика и семиотика столичного города. — 859Китайско-буддийское культовое зодчество (пагоды). — 868Культурно-архитектурные истоки пагод. — 868Начальный этап истории развития китайско-буддийского культового зодчества (I-VI вв.). — 872Пагоды танской и сунской эпох (основные конструктивные типы и региональные архитектурные стили). — 875Китайско-буддийское культовое зодчество минской и цинской эпох. — 884Другие важнейшие категории китайских архитектурно-инженерных сооружений (арки и мосты). — 887Глава 17. Садово-парковое искусство. — 890Императорский парк. — 890Пейзажный сад. — 895Глава 18. Мебельное дело и интерьер. — 901Основные этапы истории развития китайского мебельного дела и искусства интерьера. — 901Формы и виды традиционной мебели. — 904Семиотические принципы и способы художественного оформления интерьера. — 915
Часть шестая.Музыкальное искусство.
Глава 19. История и теории китайского музыкального искусства. — 924Проблема происхождения и основные этапы истории развития китайского музыкального искусства. — 924Архаико-религиозные, натурфилософские и этико-философские воззрения на музыку. — 930Глава 20. Интонационный строй и инструментарий. — 935Пентатонная гамма и ладовая система. — 935Важнейшие национальные и заимствованные инструменты. — 941
Заключение. — 951Рекомендуемая литература. — 954
наверх |