главная страница / библиотека / обновления библиотеки
M.Е. КравцоваИстория культуры Китая.// СПб: «Лань», 1999. 416 с. ISBN 5-8114-0063-2
Оглавление
Введение. — 7
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения истории культуры Китая. — 141. Архитектоника естественно-географического и историко-культурного пространства ареала обитания китайского этноса. — 152. История изучения культурного наследия Китая в российской и зарубежной гуманитарии. — 213. Европоцентрический, китаецентрический и цивилизационный подходы к Китаю. — 304. Определение места китайской цивилизации в мировом историко-культурном процессе в современной науке. — 33
Глава 2. Основные этапы истории развития китайской цивилизации. — 361. Традиционный и научный варианты историографической периодизации Китая. — 372. Архаический Китай. — 403. Древний Китай. — 46Период ранних государств. Эпохи Шан-Инь, XVI-XI вв. до н.э., и Чжоу, XI-III вв. до н.э. — 46Период ранних империй. Эпохи Цинь, 221-207 гг. до н.э., и Хань, 206 г. до н.э. — 220 г. н.э. — 574. Традиционный Китай. — 67Предклассический период. Эпоха Шести династий, III-VI вв. — 67Классический период. Эпохи Тан, 618-907, и Сун, 960-1127. — 71Период чужеземных экспансий и монгольского владычества. Эпохи Южная Сун, 1127-1279, и Юань, 1271-1368. — 77Период реставрации национальной государственности. Эпоха Мин, 1368-1644. — 78Период маньчжурского владычества. Эпоха Цин, 1644- 1911. — 835. Китай в XX в. — 876. Природа и сущность династийных циклов и переходных периодов, их роль в истории китайской цивилизации. — 92
Глава 3. Архаическая культурная традиция. Исходные мировоззренческие модели, ментальные константы и идеологические комплексы. — 981. Гипотезы этно- и культурогенеза китайской цивилизации. — 99Пятичленная космологическая модель: история сложения, композиция, символика и образные обозначения. — 1042. Древнейшие космолого-онтологические и антропологические воззрения. — 105Семантика пятичленной космологической модели и исходные ментальные константы китайской цивилизации. — 1173. Архаико-идеологическая традиция в художественной и материальной культуре древнего и имперского Китая. Космологическая семантика и сакральный смысл музыкальных видов искусства, художественной словесности и строительства. — 1234. История сложения и типологические особенности политической культуры древнего и имперского Китая. Государственные верования, культы и комплекс представлений о верховной власти и её носителе. — 138
Глава 4. Мифологические представления. — 1481. Оценки китайских мифологических представлений в современной науке. — 1492. Космогонические мифы. — 154Мифы о Пань-гу, Хаосе-хуньдунь, отделении Неба от Земли и «золотом веке». — 154Мифы о трёх великих первопредках: Нюй-ва, Фу-си и Шэнь-нун. — 1583. Героические мифы. — 162Повествования о пяти совершенномудрых государях древности и о божествах-повелителях частей света. — 162Мифы о Сяском Юе и о потопе. — 167Повествования о государях-основателях древних династий, государях-злодеях и героических личностях прошлого. — 1694. Астральные мифологические сюжеты и образы-мифологемы. — 171Солярные мифологические сюжеты и образы. — 171Лунарные мифологические сюжеты и образы. — 174Собственно астральные мифы. Сюжет о Ткачихе и Пастухе. — 1775. Космолого-мифологические представления и культы южного и восточного регионов Древнего Китая. — 1776. Анимистические верования: представления о загробном мире и о душе. — 1837. Древние мифологические представления в популярной культуре традиционного и современного Китая. Календарные праздники. — 187
Глава 5. Оформленные идеологические системы. Национальные учения, вероучения и китайско-буддийская традиция. — 1941. Ведущие древнекитайские философские школы и направления. — 195Общая характеристика. — 1952. Конфуцианство. — 201Происхождение и основные этапы развития конфуцианского учения и традиции. — 201Памятники конфуцианского канона, околоканонические книги и общий круг традиционной конфуцианской литературы. — 209Теоретические основы и культуральные последствия конфуцианской традиции. — 2153. Даосизм. — 225Внутренняя композиция, структурные направления и начальный этап формирования даосской традиции. — 225Даосская философия: космолого-онтологические, антропологические и социополитические воззрения и концепции. — 232Даосское религиозное направление: «внешняя» и «внутренняя алхимия». — 241Формы социальной организации даосской традиции. — 246Даосская традиция в художественной культуре Китая. — 2514. Китайско-буддийская традиция. — 255История развития и общая характеристика эталонного (индийского) буддизма. — 255Основные вехи сложения и главные типологические особенности китайско-буддийской традиции. — 261Китайско-буддийское культовое зодчество и изобразительное искусство. — 271
Глава 6. Культура и личность. — 2801. Феномен вариативности индивидуального вероисповедания. — 2812. Принципы досугового времяпрепровождения и роль досуга в формировании национальной художественной культуры. — 2873. Семейные устои и интимная жизнь. — 294Архаико-религиозное, натурфилософское осмысление интимной жизни людей, организация гарема и система китайских образов-эротизмов. — 294Даосские эротологические концепции и их влияние на формирование сексуальной культуры китайцев. — 301Отношение к браку, интимной жизни и любовной эмоции в конфуцианстве. — 305Эстетический идеал женщины и мужчины. — 310
Глава 7. Письменная культура и художественная словесность. — 3141. Иероглифическая письменность. Происхождение и история развития китайской иероглифической письменности. — 315Свойства и категории китайских иероглифов. — 3212. Поэтическое творчество. — 325Ведущие жанровые разновидности китайской поэзии и основы поэтики китайского стиха. — 325Ведущие тематические направления и группы китайской поэзии. — 3293. Жанры и формы художественной прозы. — 334Китайская проза «малых» и «средних» форм. — 335Китайский роман. — 3394. Драма и театральное искусство. — 342Происхождение и история развития театрального искусства Китая. — 342Основные художественно-композиционные особенности китайской драмы. — 346
Глава 8. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. — 3481. Изобразительное искусство Древнего Китая. — 3492. Изобразительное искусство традиционного Китая. Светская живопись: ведущие жанры и направления. — 355Начальный этап становления светской живописи: живопись предклассического периода и творчество Гу Кайчжи. — 355Ведущие жанры классической китайской живописи. — 356Пейзажная живопись: основные направления и школы. — 3583. Декоративно-прикладное искусство и ремёсла: лак, шёлк, фарфор. — 363Китайские лаки. — 363Шелкоткацкое производство. — 366Фарфор. — 370
Заключение. — 376
Приложение I. Контрольные вопросы и темы для письменных заданий. — 397Приложение II. Таблицы. — 406Таблица I. Периодизация истории Китая. — 406Таблица II Пятичленная космологическая модель как универсальная классификационная схема китайской культуры. — 408Таблица III. Композиция годового цикла (времена года, месяцы и сезоны). — 411Таблица IV. Композиция 60-летнего цикла по Дальневосточному календарю. Соотношение «животного» цикла с пространственными зонами, стихиями, цветовой символикой и Мужским (Ян) и Женским (Инь) космическими началами. — 412Таблица V. Пространственно-временная композиция года и суток по двенадцатиричному «животному» циклу. — 413Таблица VI. Гармония «звёздного узора». 28 китайских зодиакальных созвездий. — 414
наверх |