главная страница / библиотека / обновления библиотеки

M.Е. Кравцова. История культуры Китая. СПб: «Лань», 1999.

M.Е. Кравцова

История культуры Китая.

// СПб: «Лань», 1999. 416 с. ISBN 5-8114-0063-2

 

Оглавление

 

Введение. — 7

 

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения истории культуры Китая. — 14

1. Архитектоника естественно-географического и историко-культурного пространства ареала обитания китайского этноса. — 15

2. История изучения культурного наследия Китая в российской и зарубежной гуманитарии. — 21

3. Европоцентрический, китаецентрический и цивилизационный подходы к Китаю. — 30

4. Определение места китайской цивилизации в мировом историко-культурном процессе в современной науке. — 33

 

Глава 2. Основные этапы истории развития китайской цивилизации. — 36

1. Традиционный и научный варианты историографической периодизации Китая. — 37

2. Архаический Китай. — 40

3. Древний Китай. — 46

Период ранних государств. Эпохи Шан-Инь, XVI-XI вв. до н.э., и Чжоу, XI-III вв. до н.э. — 46

Период ранних империй. Эпохи Цинь, 221-207 гг. до н.э., и Хань, 206 г. до н.э. — 220 г. н.э. — 57

4. Традиционный Китай. — 67

Предклассический период. Эпоха Шести династий, III-VI вв. — 67

Классический период. Эпохи Тан, 618-907, и Сун, 960-1127. — 71

Период чужеземных экспансий и монгольского владычества. Эпохи Южная Сун, 1127-1279, и Юань, 1271-1368. — 77

Период реставрации национальной государственности. Эпоха Мин, 1368-1644. — 78

Период маньчжурского владычества. Эпоха Цин, 1644- 1911. — 83

5. Китай в XX в. — 87

6. Природа и сущность династийных циклов и переходных периодов, их роль в истории китайской цивилизации. — 92

 

Глава 3. Архаическая культурная традиция. Исходные мировоззренческие модели, ментальные константы и идеологические комплексы. — 98

1. Гипотезы этно- и культурогенеза китайской цивилизации. — 99

Пятичленная космологическая модель: история сложения, композиция, символика и образные обозначения. — 104

2. Древнейшие космолого-онтологические и антропологические воззрения. — 105

Семантика пятичленной космологической модели и исходные ментальные константы китайской цивилизации. — 117

3. Архаико-идеологическая традиция в художественной и материальной культуре древнего и имперского Китая. Космологическая семантика и сакральный смысл музыкальных видов искусства, художественной словесности и строительства. — 123

4. История сложения и типологические особенности политической культуры древнего и имперского Китая. Государственные верования, культы и комплекс представлений о верховной власти и её носителе. — 138

 

Глава 4. Мифологические представления. — 148

1. Оценки китайских мифологических представлений в современной науке. — 149

2. Космогонические мифы. — 154

Мифы о Пань-гу, Хаосе-хуньдунь, отделении Неба от Земли и «золотом веке». — 154

Мифы о трёх великих первопредках: Нюй-ва, Фу-си и Шэнь-нун. — 158

3. Героические мифы. — 162

Повествования о пяти совершенномудрых государях древности и о божествах-повелителях частей света. — 162

Мифы о Сяском Юе и о потопе. — 167

Повествования о государях-основателях древних династий, государях-злодеях и героических личностях прошлого. — 169

4. Астральные мифологические сюжеты и образы-мифологемы. — 171

Солярные мифологические сюжеты и образы. — 171

Лунарные мифологические сюжеты и образы. — 174

Собственно астральные мифы. Сюжет о Ткачихе и Пастухе. — 177

5. Космолого-мифологические представления и культы южного и восточного регионов Древнего Китая. — 177

6. Анимистические верования: представления о загробном мире и о душе. — 183

7. Древние мифологические представления в популярной культуре традиционного и современного Китая. Календарные праздники. — 187

 

Глава 5. Оформленные идеологические системы. Национальные учения, вероучения и китайско-буддийская традиция. — 194

1. Ведущие древнекитайские философские школы и направления. — 195

Общая характеристика. — 195

2. Конфуцианство. — 201

Происхождение и основные этапы развития конфуцианского учения и традиции. — 201

Памятники конфуцианского канона, околоканонические книги и общий круг традиционной конфуцианской литературы. — 209

Теоретические основы и культуральные последствия конфуцианской традиции. — 215

3. Даосизм. — 225

Внутренняя композиция, структурные направления и начальный этап формирования даосской традиции. — 225

Даосская философия: космолого-онтологические, антропологические и социополитические воззрения и концепции. — 232

Даосское религиозное направление: «внешняя» и «внутренняя алхимия». — 241

Формы социальной организации даосской традиции. — 246

Даосская традиция в художественной культуре Китая. — 251

4. Китайско-буддийская традиция. — 255

История развития и общая характеристика эталонного (индийского) буддизма. — 255

Основные вехи сложения и главные типологические особенности китайско-буддийской традиции. — 261

Китайско-буддийское культовое зодчество и изобразительное искусство. — 271

 

Глава 6. Культура и личность. — 280

1. Феномен вариативности индивидуального вероисповедания. — 281

2. Принципы досугового времяпрепровождения и роль досуга в формировании национальной художественной культуры. — 287

3. Семейные устои и интимная жизнь. — 294

Архаико-религиозное, натурфилософское осмысление интимной жизни людей, организация гарема и система китайских образов-эротизмов. — 294

Даосские эротологические концепции и их влияние на формирование сексуальной культуры китайцев. — 301

Отношение к браку, интимной жизни и любовной эмоции в конфуцианстве. — 305

Эстетический идеал женщины и мужчины. — 310

 

Глава 7. Письменная культура и художественная словесность. — 314

1. Иероглифическая письменность. Происхождение и история развития китайской иероглифической письменности. — 315

Свойства и категории китайских иероглифов. — 321

2. Поэтическое творчество. — 325

Ведущие жанровые разновидности китайской поэзии и основы поэтики китайского стиха. — 325

Ведущие тематические направления и группы китайской поэзии. — 329

3. Жанры и формы художественной прозы. — 334

Китайская проза «малых» и «средних» форм. — 335

Китайский роман. — 339

4. Драма и театральное искусство. — 342

Происхождение и история развития театрального искусства Китая. — 342

Основные художественно-композиционные особенности китайской драмы. — 346

 

Глава 8. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. — 348

1. Изобразительное искусство Древнего Китая. — 349

2. Изобразительное искусство традиционного Китая. Светская живопись: ведущие жанры и направления. — 355

Начальный этап становления светской живописи: живопись предклассического периода и творчество Гу Кайчжи. — 355

Ведущие жанры классической китайской живописи. — 356

Пейзажная живопись: основные направления и школы. — 358

3. Декоративно-прикладное искусство и ремёсла: лак, шёлк, фарфор. — 363

Китайские лаки. — 363

Шелкоткацкое производство. — 366

Фарфор. — 370

 

Заключение. — 376

 

Приложение I. Контрольные вопросы и темы для письменных заданий. — 397

Приложение II. Таблицы. — 406

Таблица I. Периодизация истории Китая. — 406

Таблица II Пятичленная космологическая модель как универсальная классификационная схема китайской культуры. — 408

Таблица III. Композиция годового цикла (времена года, месяцы и сезоны). — 411

Таблица IV. Композиция 60-летнего цикла по Дальневосточному календарю. Соотношение «животного» цикла с пространственными зонами, стихиями, цветовой символикой и Мужским (Ян) и Женским (Инь) космическими началами. — 412

Таблица V. Пространственно-временная композиция года и суток по двенадцатиричному «животному» циклу. — 413

Таблица VI. Гармония «звёздного узора». 28 китайских зодиакальных созвездий. — 414

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки