М.Г. Крамаровский
Человек средневековой улицы.
Золотая Орда. Византия. Италия.
// СПб: Евразия. 2012. 496 с., 6 цв. вклеек. ISBN 978-5-91852-032-1
Содержание
От автора. — 5
Часть I. Дешт-и Кыпчак и Крым в монгольскую эпоху.
1. Улус Джучи (1207-1502). О культуре Дешт-и Кыпчак в эпоху Чингисидов. — 17
2. Монгольский пир и чингисидская сокровищница. — 36
Этикет застолья и традиция «чары-оток». — 36
Раннемонгольские поясные чаши. Чингисидская традиция. — 43
3. Язык улицы и язык Корана в степных городах Дешт-и Кыпчак и в золотоордынском Крыму. — 55
4. Мастер-гончар Ананд ибн Саргис (Гюлистан, XIV в.). — 75
5. Феникс из Ургенча (исламский рай в китайских одеждах). — 79
Общие замечания. — 79
К проблеме полихромии (вопросы генезиса и атрибуции). — 80
О символике композиции азакского кубка с двумя водоёмами. — 89
6. Куманские пояса в Дешт-и Кыпчак и на Балканах в XIII-XIV вв. — 93
7. Мужчина и женщина в Золотой Орде: фуджин для мордовского князя. — 106
8. Об интимном (к находке терракотового фаллоса в ремесленном пригороде Солхата). — 120
9. Мусульмане и восточные христиане в Солхате, XIV в.
(к проблеме взаимодействия культур). — 122
Общие положения: город и его этно-религиозные особенности. — 122
Джучиды и культурная традиция ислама. — 127
К вопросу о формировании и векторе развития исламской общины Солхата-Крыма. — 132
К характеристике христианских общин Солхата-Крыма. — 139
10. Анатолийские переселенцы в Солхате и его округе. Сельджукские отражения в Крыму и на Северном Кавказе. — 146
Описание крымской находки; реконструкция и аналогии. — 147
Определение сюжетных сцен. — 149
К вопросу о дате. — 152
Вопросы атрибуции. — 153
Поясные наборы: статус и ранг. — 160
К итогам. — 162
11. Пир в гранатовом саду. — 164
Условия обнаружения и дата находки по данным стратиграфии. — 165
Форма и назначение чаши. — 172
Сельджукская привозная керамика в Крыму (по находкам Херсонеса и Судака). — 174
Солхатская находка и два блюда из коллекции Думбартон Окс в Вашингтоне. — 180
Декор солхатской находки. — 183
Композиция сюжетной сцены и её герои.
Молодёжная пирушка. — 186
Гимнаст на молодёжном пиру. — 193
Анализ сюжета. Люди футуввы. — 194
12. «Жемчужная звезда» из предместья Солхата (к находке сельджукской лампы конца XII — рубежа XIII в.). — 199
13. О благотворительности в Золотой Орде: семья Кутлуг-Тимура и архитектурные доминанты Солхата. — 206
14. Бекляри-бек Мамай и стены Солхата. — 219
15. Джейран, любующийся луной (к атрибуции поясного набора из Шельджи). — 229
Реконструкция пояса. — 230
Описание отдельных украшений пояса. — 231
О семантике декоративных мотивов. — 233
Выводы. — 236
Часть II. Золотая Орда и Византия.
16. «Небо вина» Абу Нуваса и три поливные чаши из Крыма (дворцовый пинкерн и уличный виночерпий). — 239
17. Дигенис и Евдокия на гончарном блюде из Месемврия (конец XIII — первая половина XIV в). — 247
18. Анатолия, Добруджа и Восточный Крым во второй половине XIII — начале XIV в. по данным археологии. — 254
Часть III. Золотая Орда и Италия.
19. Петрарка о бедах Скифии (Золотой Орды). — 271
20. Две Таны. Половцы на фреске из базилики св. Франциска в Сиене (Амброджио Лоренцетти, 1330 г.). — 282
21. «Свадьба в Кане» Дуччо ди Буонинсенья (евангельские контексты и археологический комментарий). — 292
22. Клирик и татарский тудун в декоре поясного набора из Каффы: диалог о вере. — 304
23. Каффинский колодец мастера Михаила из Падуи. — 321
24. Кубок Монелья (венецианское сокровище в руках гончара). — 325
25. Кертибей — «истинный господин» феода Кремух. О феномене северокавказского могильника «Белореченский». — 332
Приложение.
Клад серебряных платёжных слитков из Старого Крыма 1978 г. и золотоордынские сумы. — 337
Примечания [1-1153]. — 346
Библиография. — 433
Письменные источники. — 433
Исследования. — 437
|