главная страница / библиотека / обновления библиотеки
В.И. КозенковаОб одном типе кобанских булавок.// КСИА. Вып. 132. 1972. С. 12-15.
Характерную группу украшений раннего железного века Кавказа представляют бронзовые булавки с навершиями в виде парных головок животных, смотрящих в противоположные стороны. В настоящее время их известно 13 экземпляров.
1. Булавка с навершием в виде двух объёмно моделированных головок горных козлов с выпуклыми глазами, рельефно выделенными ушами и бородкой и великолепной линией мощных рогов. Стержень в верхней части четырёхгранный, а на конце круглый. Между головками на одной стороне стержня дополнительная орнаментация в виде рельефного очковидного знака, а на оборотной стороне небольшая петля для подвешивания. Длина булавки — 18,2 см. Предмет происходит из слоя X-VII вв. до н.э. Сержень-Юртовского поселения (Чечено-Ингушетия), характеризующего восточный вариант кобанской культуры. Данные стратиграфии и сопутствующие находки показали, что булавка относилась к началу указанного периода, т.е. не позднее чем к X-IX вв. до н.э. (рис. 1, 1).
2. Булавка с навершием в виде двух уплощенных головок лошадей с рельефно моделированными ушами, выпуклыми глазами и волнистыми гривами. Изображения реалистичны. Стержень в верхней части уплощенно-овальный, в середине — круглый. Между головками на стержне круглое отверстие для подвешивания. Длина булавки — 18,5 см. Предмет происходит из ямы в слое X-VII вв. до н.э. Сержень-Юртовского поселения (рис. 1, 2).
3-4. Две булавки с навершием в виде парных конских головок. Изображения уплощённые, с рельефно-моделированными ушами, выпуклыми глазами и выделенной зубчатой гривой. Очертания головок слегка геометризованные. Стержень в верхней части прямоугольный, в средней — круглый. Длина булавок — 19,2 см. Разительное сходство предметов предполагает единую литейную форму. Обе булавки, воткнутые крест-накрест, украшали и поддерживали сложный головной убор погребённой женщины в одной из могил Сержень-Юртовского могильника. Погребение (№35) относится к группе, датируемой концом IX — началом VIII в. до н.э. (рис. 1, 6, 7).
5. Булавка с навершием в виде пары конских головок, выполненных в реалистической манере. Стержень булавки круглый. В утолщённой верхней части имелось круглое отверстие. Вся верхняя часть стержня орнаментирована нарезными горизонтальными и косыми параллельными линиями. Длина булавки — 9,2 см. Предмет происходит из Кобанского могильника (раскопки Е. Шантра; [1] рис. 1, 3).
6. Булавка с навершием в виде пары головок хищных птиц с рельефно моделированными круглыми глазами и острыми загнутыми клювами. Навершие орнаментировано косыми насечками. Стержень булавки, круглый в сечении, имел в верхней части утолщение с отверстием в нём. Ниже — украшение в виде трёх горизонтальных параллельных линий. Длина булавки — 10,4 см. Предмет происходит из Кобанского могильника (собрание А.А. Бобринского; [2] рис. 1, 4).
7. Булавка с навершием в виде двух головок баранов с удлинёнными горбоносыми мордами и кольцеобразно закрученными рогами. Стержень украшен рельефным косым шнуром, таким же, как на некоторых статуэтках животных кобанской культуры. Длина булавки — 15,8 см. Предмет происходит из с. Заюково (Кабардино-Балкария; [3] рис. 1, 5).
8. Булавка с навершием в виде двух головок, видимо, птиц. Изображения отличаются крайним схематизмом. Стержень короткий, с небольшим утолщением и отверстием посредине. Длина булавки — 7,5 см. Предмет происходит из Кумбултского могильника «Верхняя Рутха» (сборы Е.И. Крупнова в 1939-1940 гг.; [4] рис. 1, 9).
9. Булавка с навершием в виде двух схематически изображенных животных, возможно лошадей. Круглый стержень, в верхней части витой. Длина булавки — 18,6 см. Предмет происходит из могильника «Фаскау» в Северной Осетии (собрание Б. Дзелихова; [5] рис. 1, 12).
10. Булавка точно такая же, как вышеописанная (рис. 1, 12). Длина булавки — 20 см. Предмет происходит из могильника Кумбулта (раскопки Долбежева В.И. в 1888 г.; [6] рис. 1, 13).
11. Булавка с навершием в виде двух схематически выполненных головок баранов. Стержень круглый, с трубчатым отверстием и винтовой нарезкой в верхней части. Длина булавки — 16,8 см. Предмет найден в Банис-Хеви около Боржоми (раскопки В.А. Городцова в 1911 г.; [7] рис. 1, 8).
12. Булавка с навершием в виде двух головок лошадей. Изображения отличаются схематизмом. Стержень круглый; в верхней части утолщение с отверстием. Длина булавки — 9,5 см. Предмет происходит из слоя VIII-VI вв. до н.э. Аркасского поселения в Дагестане (рис. 1, 10). [8]
13. Булавка с навершием в виде двух схематически выполненных головок оленей. Стержень круглый. Между головками отверстие с продернутой через него круглой петлей из бронзовой проволоки. Длина булавки — 10,2 см. Предмет происходит из погребения 24 Астхиблурского могильника (Армения) середины I тыс. до н.э. и датируется автором раскопок С.А. Есаяном VII-VI вв. до н.э. [9] (рис. 1, 11).
Итак, подавляющее большинство находок происходит с ограниченной территории северного склона центральной и восточной части Кавказского хребта. Только три экземпляра булавок найдены на соседней территории — в Дагестане, Грузии и в Армении. Ареал самих находок и сопутствующие им материалы (где это возможно было проследить) показывают, что исследуемый тип булавок следует рассматривать как один из материальных компонентов кобанской культуры. Многократно повторенные в серии булавок особенности формы и стиля позволяют связывать Рис. 1. Булавки с навершиями в виде двух головок животных.1, 2, 6, 7 — Сержень-Юрт; 3, 4 — Кобань; 5 — Заюково; 8 — Бавис-Хеви; 9 — «Верхняя Рутха»; 10 — Аркасс; 11 — Фаскау; 12 — Астхиблур; 13 — Кумбулта.(Открыть Рис. 1 в новом окне)
с кобанской культурой даже те экземпляры, которые обнаружены за пределами её распространения (Аркас, Банис-Хеви, Астхиблур).
До настоящего времени булавки с навершиями в виде двух головок животных включались некоторыми исследователями в обширную зону булавок с зооморфными навершиями. Типология их отсутствует, а территориальный (от Инда до Балкан) и хронологический (с III до конца II тыс. до н.э.) диапазон чрезвычайно широк. [10] Для единичных экземпляров булавок с навершием в виде пары головок из Кобанского могильника без достаточных оснований фигурировала дата 1300 г. до н.э.
В настоящее время на основе новых материалов определилась реальная возможность не только выделить эти булавки из общего круга булавок с зооморфными навершиями, но и уточнить хронологию этого типа. Отсутствие их в инвентаре ранних могил широко раскопанного Тлийского могильника и в то же время находка такой булавки в Сержень-Юртовском поселении в слое не ранее рубежа II-I тыс. до н.э. является весьма показательным для определения, нижней грани существования этих предметов. Подтверждается точка зрения Е.И. Крупнова о бытовании булавок с навершием в виде пары головок преимущественно на первом этапе существования кобанской культуры (XI-VIII вв. до н.э.). [11] Однако существуют мнения и о более поздней их дате. Например, М.И. Пикуль на основе находки в слое Аркасского поселения предлагает дату VIII-VI вв. до н.э., а С.А. Есаян — VI-V вв. до н.э. Такое расхождение в датах, на наш взгляд, не случайно. И если сравнить экземпляры булавок из более ранних памятников и более поздних, то возникает представление об определённой эволюции булавок рассматриваемого типа. Детальное изучение имеющихся экземпляров позволяет разделить их на три группы. Первая группа объединяет булавки, выполненные в заметной реалистической манере (булавки с козлами и лошадьми из Сержень-Юртовского поселения, булавки из Заюкова, булавка из Кобани с изображением лошадей и птиц). Отдельные различия внутри этой группы, возможно, отражают локальные особенности.
Во вторую группу нами включены предметы с наметившимися признаками частичной схематизации. Это булавки с конскими головками из Сержень-Юртовского могильника и булавка с бараньими головками из Банис-Хеви.
Третья группа включает экземпляры со следами крайней схематизации (булавки из «Верхней Рутхи», Камунты, «Фаскау», Аркасса и Астхиблура).
Датировка первой группы может базироваться на булавках из Сержень-Юртовского поселения (X-IX вв. до н.э.). Для датирования второй группы опорой являются булавки из Сержень-Юртовского могильника (конец IX — начало VIII в. до н.э.). И, наконец, третья группа может быть отнесена к VIII-V вв. до н.э. на основе комплекса из Астхиблура.
Таким образом, сопоставление данных по хронологии с данными, отражающими индивидуальные особенности каждой группы, показывает, что на протяжении длительного времени булавки постепенно меняли свой облик, причём изменение шло от реализма в сторону полнейшей схематизации зооморфных изображений. Не исключено, что дальнейшие изыскания внесут коррективы в предложенную схему, но на сегодняшний день она вырисовывается именно так, как изложено выше.
Анализ булавок с навершиями в виде двух геральдически расположенных головок животных способствует более отчётливому представлению о путях развития художественного творчества древних кобанцев и обогащает наши знания о кобанской культуре в целом.
[1] П.С. Уварова. Могильники Северного Кавказа. МАК, т. VIII, 1900, табл. XXXXIX, 5.[2] П.С. Уварова. Указ.соч., стр. 53, рис. 52.[3] Архив А.П. Круглова. ЛОИА, архив, ф. 45, д. 40, л. 37.[4] Е.И. Крупнов. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960, стр. 102, рис. 9, 9.[5] Фонды Гос. Исторического музея, инв. №21630-22183 (№828).[6] Фонды Гос. Исторического музея, №55/43б.[7] Фонды Гос. Исторического музея, №69/28а.[8] М.И. Пикуль. Эпоха раннего железа в Дагестане. Махач-Кала, 1967, стр. 62, рис. 16, 35.[9] С.А. Есаян. Астхиблурский могильник. ВОН АН Арм. ССР, 1968, №6 (301), табл. IV, 10, стр. 90.[10] Д.В. Деопик, Н.Я. Мерперт. О конце цивилизации Хараппы. СА, 1957, №4, стр. 204-206. Там же см. библиографию вопроса.[11] Е.И. Крупнов. Указ.соч., стр. 136-137, таблица.
наверх |