● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

И.В. Ковтун

Изобразительные традиции эпохи бронзы Центральной и Северо-Западной Азии.

(Проблемы генезиса и хронологии иконографических комплексов северо-западного Саяно-Алтая).

// Новосибирск: ИАЭт СО РАН. 2001. 184 с. ISBN 5-7803-0072-0

 

аннотация: ]

В работе рассматриваются иконографические комплексы эпохи бронзы. Основное внимание уделено фактам взаимодействия изобразительных традиций культур Центральной и Северо-Западной Азии в так называемой контактной зоне, включающей северо-западный Саяно-Алтай и прилегающие территории.

Источниковая база — памятники наскального искусства, бронзовые изделия, мелкая пластика, орнаментальные комплексы, статуарные сооружения и другие свидетельства изобразительного творчества эпохи бронзы. Автор предлагает ряд гипотез, касающихся воспроизводства, синтеза и трансформации иконографических комплексов, а также концепцию культурно-исторического ландшафта и дифференцированную абсолютную хронологию исследуемых изобразительных комплексов.

Книга предназначена для археологов, историков, культурологов, искусствоведов и всех интересующихся изобразительным искусством эпохи бронзы.

 

Оглавление

 

Введение. — 3

 

I. Логический план. Методология и метод. — 5

1. Иконографический инвариант, анаграммы стиля и понятие «тип». — 5

2. Изобразительные традиции и культурно-исторический ландшафт. — 10

 

II. Нижнетомский очаг наскального искусства. — 19

1. Современная историография нижнетомских писаниц. — 19

2. Источниковая база и её особенности. — 25

2.1. Томская писаница. — 26

2.2. Местонахождение у р. Крутая. — 28

2.3. Новоромановский комплекс. — 29

2.4. Вторая Новоромановская писаница. — 30

2.5. Висящий Камень. — 33

2.6. Никольская писаница. — 41

2.7. Тутальская писаница. — 43

 

III. Относительная хронология памятников изобразительного искусства северо-западного Саяно-Алтая. — 47

1. Опорные сюжетно-стилистические группы: изобразительный канон и иконографические вариации. — 47

1. 1. «Ангарская» изобразительная традиция. — 48

1.1.1. Каракольско-джойская группа. — 48

1.1.2. Томская группа. — 48

1.1.3. Тутальская группа. — 52

1. 2. «Окуневская» изобразительная традиция. — 55

1.2.1. Тувино-алтайская группа. — 55

1.2.2. Разливско-черновская группа. — 58

1.2.3. Разливская группа. — 59

1.2.4. Тепсейская группа. — 62

1. 3. Варчинская изобразительная традиция. — 66

1.3.1. Силуэтная группа. — 73

1.3.2. Линейная группа. — 73

1.4. «Геометрическая» изобразительная традиция. — 73

1.4.1. Оглахтинско-томская группа. — 76

1.4.2. «Южная» (младшая) тувино-алтайская группа. — 79

1.4.3. Бычихская группа. — 83

2. Стратиграфия и корреляция комплексов. — 83

 

IV. Проблемы генезиса и взаимодействие изобразительных традиций в эпоху бронзы. — 107

1. Глубина композиции в изобразительном творчестве культур Центральной и Северо-Западной Азии. — 107

2. Критерии и возможности абсолютной датировки. — 122

2.1. Каракольско-джойская группа. — 122

2.2. «Классическая» группа. — 123

2.3. Томская группа. — 124

2.4. Тутальская группа. — 127

2.5. Тувино-алтайская группа (старшая). — 128

2.6. Разливско-черновская группа. — 130

2.7. Разливская группа. — 131

2.8. Черновская группа. — 132

2.9. Тепсейская группа. — 134

2.10. Силуэтная группа. — 135

2.11. Линейная группа. — 136

2.12. Оглахтинско-томская группа. — 136

2.13. «Южная» (младшая) тувино-алтайская группа. — 138

2.14. Бычихская группа. — 139

 

V. Взаимодействие традиций в культурно-историческом ландшафте. — 141

1. О «минусинской» изобразительной традиции. — 142

2. Особенности преемственности традиций и культурно-исторических ландшафтов ареала. — 153

 

Заключение. — 169

 

Список литературы. — 174

Список сокращений. — 181

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки