И.В. Ковтун
Изобразительные традиции эпохи бронзы Центральной и Северо-Западной Азии.
(Проблемы генезиса и хронологии иконографических комплексов северо-западного Саяно-Алтая).
// Новосибирск: ИАЭт СО РАН. 2001. 184 с. ISBN 5-7803-0072-0
[ аннотация: ]
В работе рассматриваются иконографические комплексы эпохи бронзы. Основное внимание уделено фактам взаимодействия изобразительных традиций культур Центральной и Северо-Западной Азии в так называемой контактной зоне, включающей северо-западный Саяно-Алтай и прилегающие территории.
Источниковая база — памятники наскального искусства, бронзовые изделия, мелкая пластика, орнаментальные комплексы, статуарные сооружения и другие свидетельства изобразительного творчества эпохи бронзы. Автор предлагает ряд гипотез, касающихся воспроизводства, синтеза и трансформации иконографических комплексов, а также концепцию культурно-исторического ландшафта и дифференцированную абсолютную хронологию исследуемых изобразительных комплексов.
Книга предназначена для археологов, историков, культурологов, искусствоведов и всех интересующихся изобразительным искусством эпохи бронзы.
Оглавление
Введение. — 3
I. Логический план. Методология и метод. — 5
1. Иконографический инвариант, анаграммы стиля и понятие «тип». — 5
2. Изобразительные традиции и культурно-исторический ландшафт. — 10
II. Нижнетомский очаг наскального искусства. — 19
1. Современная историография нижнетомских писаниц. — 19
2. Источниковая база и её особенности. — 25
2.1. Томская писаница. — 26
2.2. Местонахождение у р. Крутая. — 28
2.3. Новоромановский комплекс. — 29
2.4. Вторая Новоромановская писаница. — 30
2.5. Висящий Камень. — 33
2.6. Никольская писаница. — 41
2.7. Тутальская писаница. — 43
III. Относительная хронология памятников изобразительного искусства северо-западного Саяно-Алтая. — 47
1. Опорные сюжетно-стилистические группы: изобразительный канон и иконографические вариации. — 47
1. 1. «Ангарская» изобразительная традиция. — 48
1.1.1. Каракольско-джойская группа. — 48
1.1.2. Томская группа. — 48
1.1.3. Тутальская группа. — 52
1. 2. «Окуневская» изобразительная традиция. — 55
1.2.1. Тувино-алтайская группа. — 55
1.2.2. Разливско-черновская группа. — 58
1.2.3. Разливская группа. — 59
1.2.4. Тепсейская группа. — 62
1. 3. Варчинская изобразительная традиция. — 66
1.3.1. Силуэтная группа. — 73
1.3.2. Линейная группа. — 73
1.4. «Геометрическая» изобразительная традиция. — 73
1.4.1. Оглахтинско-томская группа. — 76
1.4.2. «Южная» (младшая) тувино-алтайская группа. — 79
1.4.3. Бычихская группа. — 83
2. Стратиграфия и корреляция комплексов. — 83
IV. Проблемы генезиса и взаимодействие изобразительных традиций в эпоху бронзы. — 107
1. Глубина композиции в изобразительном творчестве культур Центральной и Северо-Западной Азии. — 107
2. Критерии и возможности абсолютной датировки. — 122
2.1. Каракольско-джойская группа. — 122
2.2. «Классическая» группа. — 123
2.3. Томская группа. — 124
2.4. Тутальская группа. — 127
2.5. Тувино-алтайская группа (старшая). — 128
2.6. Разливско-черновская группа. — 130
2.7. Разливская группа. — 131
2.8. Черновская группа. — 132
2.9. Тепсейская группа. — 134
2.10. Силуэтная группа. — 135
2.11. Линейная группа. — 136
2.12. Оглахтинско-томская группа. — 136
2.13. «Южная» (младшая) тувино-алтайская группа. — 138
2.14. Бычихская группа. — 139
V. Взаимодействие традиций в культурно-историческом ландшафте. — 141
1. О «минусинской» изобразительной традиции. — 142
2. Особенности преемственности традиций и культурно-исторических ландшафтов ареала. — 153
Заключение. — 169
Список литературы. — 174
Список сокращений. — 181
|