● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

О.В. Ковалёва. Наскальные рисунки эпохи поздней бронзы Минусинской котловины. Новосибирск: 2011. О.В. Ковалёва

Наскальные рисунки эпохи поздней бронзы
Минусинской котловины.

// Новосибирск: 2011. 160 с. 400 экз. ISBN 978-5-7803-0205-6

 

Оглавление

 

ПредисловиеВ.И. Молодин ]. — 3

 

Введение. — 4

 

Глава 1. История изучения петроглифов эпохи поздней бронзы Минусинской котловины. — 6

1.1. Проблема выделения пласта изображений эпохи поздней бронзы. — 7

1.2. Проблема культурной атрибуции петроглифов эпохи поздней бронзы. — 8

1.3. Проблема выделения региона возникновения изобразительной традиции. — 10

1.4. Проблема типологии и интерпретации. — 11

 

Глава 2. Методика исследования. Характер и состояние источников. —  14

2.1. Методика исследования петроглифов. — 14

2.2. Характер и состояние источников. — 17

2.2.1. Изображения на скалах. — 17

2.2.2. Изображения на плитах. — 18

 

Глава 3. Происхождение изобразительной традиции эпохи поздней бронзы Минусинской котловины. — 21

3.1. Территория распространения изобразительной традиции эпохи поздней бронзы. — 21

3.2. Окуневский компонент в искусстве эпохи поздней бронзы. — 24

3.3. Андроновские мотивы в искусстве поздней бронзы. — 26

 

Глава 4. Типологическая и хронологическая атрибуция петроглифов. — 31

4.1. Методы типологической и хронологической атрибуции. — 31

4.2. Типология изобразительных групп карасукского хронологического горизонта. — 32

4.2.1. Линейная стилистическая группа. — 33

4.2.2. Условно-реалистический стиль. — 34

4.2.3. Геометризированная стилистическая группа. — 34

4.3. Каменноложский хронологический горизонт. — 36

4.4. Петроглифы баиновского хронологического горизонта. — 41

 

Глава 5. Основные сюжеты эпохи поздней бронзы и их семантика. — 43

5.1. Сюжеты с изображением человека и их семантика. — 43

5.1.1. Человек с домашними животными. — 44

5.1.2. Человек, связанный с обрядами. — 45

5.1.3. Семейные и парные сцены. — 45

5.1.4. Сцены охоты. — 45

5.1.5. Изображения личин. — 46

5.2. Сюжеты с животными и их семантика. — 46

5.3. Изображения колесниц и связанных с ними символов. — 49

5.4. Изображения предметов. — 53

 

Заключение. — 54

 

Приложение 1. Фотографии [ Фото 1-8 ]. — 55

Приложение 2. Рисунки [ Рис. 1-22 ]. — 58

Приложение 3. Свод изобразительных памятников. — 80

I. Описание памятников. — 80

1. Наскальные рисунки. — 80

2. Рисунки на плитах. — 89

II. Таблицы [ Табл. 1-118 ]. — 92

 

Список литературы. — 152

Список сокращений. — 158

 


 

Предисловие.   ^

 

Книга молодого и талантливого исследователя Ольги Витальевны Ковалёвой посвящена интереснейшей проблеме — наскальному искусству эпохи поздней бронзы Минусинской котловины. Казалось бы, в этой сибирской археологической «мекке», где работали десятки первоклассных специалистов, изучавших, в том числе, и проблемы первобытного искусства, трудно открыть что-либо принципиально новое, однако автору монографии это блестяще удалось.

 

Минусинская котловина — регион на юге Сибири, отличающийся благоприятными природными условиями и богатыми ресурсами. Человек осваивал эти территории с глубокой древности. До нас дошло огромное количество археологических памятников различных эпох и культур: курганные могильники, каменные изваяния, поселения, загадочные «све» и многочисленные наскальные изображения. Начатые ещё участниками первых академических экспедиций археологические исследования в регионе продолжаются до настоящего времени. Именно на материалах Минусинской котловины С.А. Теплоухов разработал первую и до сих пор не потерявшую научной значимости периодизацию культур эпохи бронзы и раннего железа Южной Сибири.

 

Историография исследований насчитывает десятки фундаментальных монографий и сотни статей, одно перечисление которых заняло бы целую книгу! Тем не менее, далеко не все эпохи и культуры изучены в полной мере. Даже, казалось бы, многократно обсуждённые проблемы содержат немало лакун и «белых» пятен. Успешно защищённые в последние годы кандидатские диссертации, выполненные молодыми учёными Санкт-Петербурга и Сибири на материалах Минусинской котловины, тому свидетельство. Источники по эпохе поздней бронзы Минусинской котловины (XIV-IX вв. до н.э.) в основном представлены материалами раскопок погребальных комплексов. Большую известность во всём мире получили высокохудожественные карасукские бронзовые изделия. Принципиально новые данные получены Д.Г. Савиновым на поселении Торгажак. Намного хуже исследованы наскальные изображения. Несмотря на то что богатейшая коллекция петроглифов Среднего Енисея изучается уже несколько столетий, о художественном пласте эпохи поздней бронзы известно не так уж много. По отдельным, разрозненным публикациям, описывающим одну или несколько плоскостей с изображениями, довольно трудно сформировать целостное представление о данном виде изобразительной деятельности. Между тем петроглифы являются ценнейшим историческим источником, способным пролить свет на многие общекультурные проблемы. В условиях бесписьменного общества только петроглифы запечатлели фрагменты исторической действительности той или иной эпохи. Так, благодаря именно наскальным изображениям стало известно, что в эпоху бронзы в Минусинской котловине, как и во всей Евразийской степи, распространился новый вид транспортного средства — колесница. Это лишь один из примеров того, как наскальные рисунки дополняют информацию, получаемую при раскопках.

 

Автору данной монографии удалось подготовить обширный свод источников, насчитывающий около 1,3 тыс. изображений, расположенных на 118 скальных плоскостях и плитах. Рискну сказать, что на сегодняшний день это почти все известные минусинские петроглифы эпохи поздней бронзы. Многие из них публикуются впервые, по другим дана подробная дополнительная информация. Таким образом, в научный оборот вводится первоклассный и хорошо изученный источник, существенно дополняющий наши знания об эпохе.

 

К сожалению, наскальные рисунки как никакие другие археологические памятники подвержены разрушению. В результате природных факторов, техногенного воздействия и актов вандализма количество петроглифов стремительно сокращается. Именно поэтому особенно важно сохранить данные объекты для науки и культуры. Публикация свода изображений сделает их доступными для широкого круга специалистов и многочисленных любителей древности.

 

Вместе с тем монография О.В. Ковалёвой интересна в интерпретационном плане. Автор пытается решить многие сложные общекультурные проблемы, опираясь не только на наскальные изображения эпохи поздней бронзы, но и на широкий спектр археологических источников. Мне представляется, что многие выводы, представленные в книге, интересны и убедительны. Очень важно и то, что данное исследование не «закрывает», а «открывает» тему, побуждая коллег к дальнейшему научному поиску и дискуссии.

 

Думаю, что данная книга будет интересна как специалистам, занимающимся проблемами наскального искусства Евразии, так и широкому кругу читателей.

Действительный член Российской академии наук
В.И. Молодин

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки