главная страница / библиотека / обновления библиотеки

[Вторые] Исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова. Ч. 2. Омск: 1992 А.А. Ковалев

Происхождение бронзовых обойм-«накосников»
Западной Сибири и Южного Урала.

// [Вторые] Исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова. Часть вторая. Омск: 1992. С. 96-97.

 

(отсканированный текст в сети, .pdf)

 

Бронзовые трубочки эллипсоидного сечения с орнаментом  на лицевой и подпрямоугольный вырезом на оборотной стороне входят в погребальный инвентарь могильника Каменный Мыс-1 кулайской культуры (к. 3, м. 5, 20, к. 10, м. 3, к. 13, м. 9 — 11 экз. (Троицкая, 1979). Глиняная форма для отливки такой обоймы найдена не кулайском поселении Кижировское (Плетнёва, 1977). Названные находки датируются исследователями концом III-II вв. до н.э. (Троицкая, 1979, Чиндина, 1984). На основании уникальной находки в мог. Каменный Мыс-1 появилась возможность интерпретировать часть обойм как накосники (Бородовский, 1987). Аналогичные предметы, входящие в погребальный убор женщины, были обнаружены в погребениях III этапа кара-абызской культуры, распространённой на территории центральной Башкирии (Пшеничник, 1973). Они появляются здесь со II в. до н.э. и получают широкое распространение. Кара-абызские обоймы и отдельные находки в памятниках пьяноборской культуры лишены орнаментации.

(96/97)

 

Кулайские в кара-абыэские обоймы не находят себе прототипов в памятниках предшествующего времени на территории Урала и Западной Сибири. Более того, по своему конструктивному решению она не имеют аналогов в памятниках раннего железного века на территории бывш. СССР. Тем не менее, эти обоймы не являются уникальными: практически идентичные предметы обнаружены в большом количестве в погребениях кочевников V-I вв. до н.э. на территории Ордоса (мог. Маоцингоу, М5, 6, 10, 66, Таохунбала М1, 3, 5, Сигоупань, М3) и Манчжурии (мог. Сюаньхуа, Сяобайян и др.) При этом ордосские находки по своим пропорциям более близки «западным». Орнамент в виде зигзагов, концентрических полуокружностей, противопоставленных друг другу, поперечных вдавленных полос находит себе прямые аналогии в кулайских памятниках.

 

На основании данных «Ши цзи» ордосские памятники позднескифского времени можно связать с племенами линьху, лоуфань и байян, испытавшим в середине III — начале II вв. до н.э. ряд сильнейших ударов со стороны царств Чжоу, Цинь и племён сюнну, в результате которых их земли в Ордосе перешли к шанъюю Модэ.

 

Уникальность конструкции ордосских и западносибирских обойм, огромное расстояние между местами находок, совпадение по времени захвата «земель к югу от Хуанхэ» китайцами, а эатем сюнну, — и появления «накосников» на западе делают наиболее вероятной гипотезу о переселении в Западную Сибирь и на Урал части ордосского населения. Это предположение становится тем более вероятным, если учесть, что наряду с обоймами, начиная с конца III в. до н.э. в могильниках кара-абызской культуры появляются наборные пояса из S-видных бронзовых блях в виде двух противопоставленных голов животных, а также двух- трёхзвенные полушарные бляшки, являющиеся характерным инвентарём ордосских погребальных памятников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки