главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Вып. 3. Материалы III Междунар. науч. конф. (Улан-Батор, 5-9 сентября 2012 г.). Т. 2. Улан-Батор: Изд-во Монг. гос. ун-та. 2012. Т.А. Константинова

Гомбожап Цыбиков:
жизнь исследователя в архивных документах.

// Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Вып. 3. Улан-Батор: 2012. Т. 2. С. 553-557.

 

Гомбожаб Цэбекович Цыбиков (1873-1930) известен как выдающийся российский востоковед и путешественник, первооткрыватель Тибета (Цыбиков, 1981,

(553/554)

1991). О научной деятельности Г.Ц. Цыбикова существует обширная литература (Доржиев, Кондратьев, 1990, Герасимова, 2006: 319-324, Константинова, Руденко, 2006:279-280, Константинова, Дашицыренова, Руденко, 2009: 311-312). Вместе с тем многие страницы его жизни остаются недостаточно изученными. Восполнить пробелы биографии учёного позволяет изучение архивных документов.

 

В государственном архиве Забайкальского края (ГАЗК, ранее — ГАЧО) хранится личный фонд учёного Г.Ц. Цыбикова. Документы были переданы в архив на хранение вдовой учёного Лхамой Норбоевной Цыбиковой. Отметим, что в документах отражено отличающеяся от ныне общепринятого написание имени ученого. Так, согласно паспорта, его имя — Гомбочжаб Цибиков. Паспорт был выдан правлением Восточного Института в г. Владивосток в 1907 г.. В нём проставлены штампы о выездах в Маньчжурию, в Харбин др., свидетельствующие о частых поездках учёного за рубеж в 1907-1920 г.г.; к сожалению, не все штампы чёткие и понятные. В паспорте указана дата рождения — 20 апреля 1872 г., тогда как в документе советского периода — «Трудовом списке» обозначен другой год рождения — 1873 (ГАЗК, ф. Р-1683, оп. 1, д. 45). Сам Г.Ц. Цыбиков в официальных документах обозначал сразу обе даты: по бурятской традиции — со времени зачатия, и по русской — со дня рождения. В «Трудовом списке» указана его основная профессия — преподаватель, при этом указывается, что он работал «в Восточном институте во Владивостоке с 1902 — 1917 г.г., в Бурятии преподавал с 1923 — 1928 г.г., с 1928 — в Иркутске». В этом же документе подчёркнута строка со словом «беспартийный» — и дополнено «всю жизнь» (там же, д. 44). В числе других личных документов — вкладкнижка за 1916 — 1918 г.г., а также расчётная книжка профессора Иркутского госуниверситета. В ней указано, что она выдана 14 января 1930 г., но вместе с тем отмечено, что профессор получал зарплату в пределах 300 р. с ноября 1929 г. до июня 1930 г. (там же, д. 37). Немалый интерес представляют и другие документы — заявления, удостоверения, письма, отзывы, справки (там же, д. 51, 52).

 

Особо выделим письмо выдающегося ученого и путешественника П.П. Семёнова-Тян-Шанского, в котором он от имени Совета Императорского Русского Географического Общества поблагодарил Гомбожапа Цыбикова «за блестящие результаты путешествия в Лхасу» (там же, д. 51, л. 3). Другое письмо свидетельствует о связях Г.Ц. Цыбикова с родной Агой. Он получил от ученика 2-го класса Агинского начального училища Л. Намдокова с просьбой прислать ему «Лам-рим-чен-по» в монгольском и русском переводе Г. Цыбикова (там же, д. 51, л. 7-7 об.). Профессор из Петрограда Н.Д. Миронов в ноябре 1919 г., ссылаясь на мнения учёных Рудакова, Владимирцева, Барадийна, Жамцарано, приглашал Г.Ц. Цыбикова преподавать монгольский и тибетский языки на Восточном отделении Петербургского университета.

 

Весьма показательно заявление Г. Цыбикова в Восточный институт с предложением оставить на кафедре монгольской словесности студента Б.И. Панкратова «для приготовления к профессорскому званию... я полагаю, что это будет громадным приобретением для востоковедения вообще, а для монголоведения в частности». Профессор Г.Ц. Цыбиков даёт студенту Панкратову развёрнутую характеристику, в которой отражает его научную деятельность и практическую работу в качестве переводчика в 1911-1916 г.г. и имеющийся у него опыт составления словарей (там же, д. 52, л. 1-3). Ещё четыре документальных дела характеризуют ученические годы будущего профессора. За успешную учёбу он был награжден в 1885 г. «Евангелие от Матфея, Луки и Иоанна» с дарственной надписью от директора и преподавателей Читинской мужской гимназии. Сохранилось два дневника гимназиста — за третий и восьмой классы, а также рукописный гимназический журнал.

(554/555)

 

Особый интерес представляет дело об определении в гимназию Гонбо Жапа сына Монтуева. Оно датируется 1884-1893 г.г., в нём 88 листов. Первоначально это дело не связывалось с именем Цыбикова, и только после его детального анализа было установлено, что при приёме в гимназию педагоги сначала записали мальчика по существующим правилам на фамилию отца, а затем переоформили, с уважением к бурятской традиции, на фамилию производную от имени отца, которого звали Цибик. Так, один из документов называется «Свидетельство ученика 5-го класса Цибикова Гонбо Жап».

 

В этом деле представлены прошения и заявления от отца и сына, аттестат зрелости с фотографией Гомбожапа накануне его поступления в гимназию, кондуитный список гимназиста, прошение родоначальников Агинской степной думы к Приамурскому генерал-губернатору, барону А.Н. Корфу о направлении выпускника гимназии для дальнейшей учёбы, но не в Сибирский университет (как это намеревались сделать), а в Санкт-Петербургский, на восточный факультет (ГАЗК, ф. 61, оп. 1, д. 294). Здесь же приложено прошение Цибика Монтуева от 25 августа 1889 г. с просьбой «...уволить от занятий сына моего... по домашним обстоятельствам». Три дня спустя Цибик Монтуев в новом прошении напишет: «уступая просьбам и сильнейшему желанию продолжить обучение в гимназии, имею честь покорнейше просить Ваше Высокородие о принятии снова его в гимназию и в число пансионеров» (там же, д. 61, л. 41).

 

В личном фонде есть 26 дел, в которых сосредоточены рукописи научных статей Г.Ц. Цыбикова, а также дневники, которые он вёл во время путешествий, подготовленные им словари и материал к ним, записи о монгольском языке, ламаизме, культах и многом другом.

 

В числе документов сохранены разработанные Г.Ц. Цыбиковым учебные программы, составленные им планы, отчеты, доклады по языкознанию, в том числе о монгольском алфавите, положение об учёном комитете БМ АССР, пособие по практическому изучению монгольского языка и др.

 

Часть личного фонда составляют книги из библиотеки Г.Ц. Цыбикова. В их числе первое издание подготовленного им перевода книги «Лам-Рим-Чэн-По» (1913 г.). Привлекают внимание «Записки о монгольских кочевьях» в переводе с китайского языка П.С. Попова, генерального консула в Пекине, члена-корреспондента Императорской Академии наук. Эта книга издана в Петербурге в 1895 г. К числу редких можно отнести книгу Н. Мацокина «Материнская филиация у тибетцев, монголов, мяоцзы, лоло и тан», изданную во Владивостоке в 1911 г., и книгу В. Лауфера «Очерк монгольской литературы», изданную в Ленинграде, в 1927 г. Ряд книг отмечены автографами представителей русской школы востоковедения. В их числе:

 

Б.Я. Владимирцев. Образцы монгольской народной словесности (Л., 1926);

Надписи на скалах халхаского Цокттайджи (Л., 1927),

Б. Владимирцев и А. Самойлович. Турецкий народец — хотоны (Петербург, 1916);

А.Д. Руднев. Лекции по грамматике монгольского письменного языка, читанные в 1903-1904 г.г. (Петербург, 1905);

А. Руднев. Новые данные по живой маньчжурской речи и шаманству (Петербург, 1912);

П.П. Шмидт. Опыт мандаринской грамматики (Владивосток, 1915);

Г. Санжеев. Песнопения аларских бурят (Л., 1929);

П.А. Бобрик. Монголия. Очерк торгово-промышленного и административного быта (Владивосток, 1914);

Д.Г. Логиновский. О быте казаков Восточного Забайкалья (Хабаровск, 1903).

(555/556)

 

Кропотливую исследовательскую работу повлекла за собой находка неподписанной фотографии и серии документов в фонде Забайкальского областного правления, в разделе общераспорядительной документации. Привлечение специалистов в области физиономистики позволило определить, что на фотографии изображён Г.Ц. Цыбиков, который в 1910 г. прибыл из Владивостока в Забайкалье, собираясь в очередную зарубежную экспедицию. Специалисты-почерковеды установили, что часть документов написана самим Г.Ц. Цыбиковым. Обращает на себя внимание тот факт, что в документах встречаются заметные неточности, касающиеся биографии учёного. Не исключается, что они допускались преднамеренно с целью скрыть его заинтересованное отношение к изучению зарубежья, поскольку оно включало в себя, судя по всему, не только научные аспекты, но и попутный сбор информации, предназначенной для службы разведки (ГАЗК, ф. 1, оп. 1 общ., д. 6601).

 

Ряд архивных документов проливает свет на жизнь Г.Ц. Цыбикова в 1920-30 гг. В фонде Министерства по национальным делам ДВР представлены протоколы от 22.07.1921 г. и 23.08.1921 г. межведомственных совещаний по национальным делам, а также удостоверение на имя Г.Ц. Цыбикова, «уполномочившее его от имени Мин. национальных дел организовать переселение из Монголии в пределы ДВР бурято-монгол» (ГАЗК. ф. Р-16, оп.1, д. 6, л. 10, д. 22, л. 26). В протоколах зафиксированы выступления Г.Ц. Цыбикова, во время которых он горячо отстаивал интересы бурят, защищая их от грабительских реквизиций в пользу армии ДВР. Он пояснял, что во избежание земельных конфликтов «буряты идут на свои старые земли Агинского аймака, откуда они не выселялись, т.к. 27 декабря 1917 г. объединились в самоуправление Российских кочевых бурят первого участка Монголии, чтобы избавиться от белогвардейцев, пытавшихся мобилизовать бурят».

 

К числу документов о судьбе выдающегося учёного и просветителя бурятского народа следует отнести найденный среди документов фрагмент газеты «Агинская правда», использованный в качестве писчей бумаги и в связи с этим оказавшийся в деле. По этому фрагменту понятно, что в указанной газете за 27 октября 1936 г. была опубликована информация под общим заголовком «Надо до конца ликвидировать остатки врагов народа». Текст начинается со следующих строк: «Агинск. В колхозе «Ворошилова» Урдо-Агинского сомона орудует сын крупного кулака, буржуазного идеолога и националиста Цибикова Гомбожаба, Гонбожапов Дондоб Ринчин, женившийся на дочери разоблачённого врага народа Лыксык Жабе» (ГАЗК, ф. Р-1058, оп. 1, д. 314). К тому времени прошло уже шесть лет со дня кончины учёного, но его продолжали обвинять в национализме, перенося эту огульную критику на его родственников, завершившуюся судебной и физической расправой над ними.

 

Документы Госархива Забайкальского края позволяют полнее и во многом по-новому оценить вклад Г.Ц. Цыбикова в науку и просвещение, а вместе с тем подтверждают его великую преданность Отечеству.

 

На основе архивных документов творческой группой «Московский тракт» Читинского телевидения с участием автора этой статьи создан фильм «Цыбиков», удостоенный диплома Российской национальной телевизионной премии «Тэфи-2007» в номинации документальный фильм.

 

Список источников и литературы.   ^

 

ГАЗК, ф. Р-1683, оп. 1, д. 37, 44, 45, 51,52.

ГАЗК, ф. l. оп. 1 общ., д. 6601.

ГАЗК, ф. 61, оп. 1, д. 294.

ГАЗК, ф. Р-16, оп. 1, д. 6, л. 6, 22.

ГАЗК, ф. Р-1058, оп. 1, д. 314.

(556/557)

Герасимова К.М. Гомбожап Цыбиков — исследователь тибетского ламаизма // Герасимова К.М. Вопросы методологии исследования культуры Центральной Азии — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. С. 319-324.

Доржиев Ж.Д., Кондратьев A.M. Гомбожап Цыбиков. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1990. — С. 234.

Константинова Т.А., Руденко Ю.Т. Цыбиков Гомбожап Цэбекович // Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: в 4 т. Т.4: С-Я. — Новосибирск: Наука, 2006. — С. 279-280.

Константинова Т.А., Дашицыренова Д.Д., Руденко Ю.Т. Цыбиков Гомбожап Цыбекович // Энциклопедия Забайкалья: Агинский Бурятский округ- Новосибирск: Наука, 2009. — С. 311-312.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки