М.М. Кобылина
Изображения восточных божеств
в Северном Причерноморье в первые века н.э.
// М.: 1978. 216 с.
Содержание
Предисловие. — 5
Малоазийские божества. — 9
Каталог. — 32
Рисунки 1-57. — 58
Египетские божества. — 109
Каталог. — 124
Рисунки 1-29. — 137
Приложение.
О.Я. Неверов. Изображения на геммах-печатях, металлических перстнях и амулетах. — 163
Каталог. — 168
Рисунки 1-53. — 180
(/211)
Список сокращений. ^
АГСП — Античные города Северного Причерноморья
АДЖ — Античная декоративная живопись на юге России
ВДИ — Вестник древней истории
ГИМ — Государственный Исторический музей
ГМИИ — Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
ДБК — Древности Боспора Киммерийского
ИАК — Известия Археологической комиссии
ИГАИМК — Известия государственной Академии истории материальной культуры
КБН — Корпус боспорских надписей, 1965 г.
КСИА — Краткие сообщения Института археологии
МИА — Материалы и исследования по археологии СССР
ОАК — Отчёт археологической комиссии
ОДУ — Одесский державный университет
ОАМ — Одесский археологический музей
СА — Советская археология
САИ — Свод археологических источников
ТОАМ — Терракоты Одесского археологического музея
ТСАРАНИОН — Труды секции археологии Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук
(211/212)
Уч.зап. — Учёные записки
AJA — American Journal of Archaeology
Arch. Anzeiger — Archäologischer Anzeiger Beiblatt zum
Anzeiger — Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts [ вероятно, опечатка, и здесь д.б.: Arch. Anzeiger — Archäologischer Anzeiger Beiblatt zum Jahrbuch des Deutschen Archäologischen Instituts ]
BCH — Bulletin de Correspondance Hellénique
IOSPE — Inscriptiones antique orac septentrionalis Ponti Euxini
Pauly — Wissowa — Real Encyclopädie der klassischen Alterturns Wissenschaft
Olynthus — Robinson D. М. Excavations at Olynthus
Revue arsh. — «Revue archéologique»
Röscher W. — Ausf ürliches Lexicon der griechischen und römischen Mythologie. Leipzig, 1884-1890.
Sieglin — Expedition E. von Sieglin
Fr. Winter. — Die Typen der figurlichen Terrakotten, I-II. Berlin — Stuttgart, 1903.
(212/213)
Резюме. ^
В книге собраны и исследованы изображения восточных божеств в произведениях искусства и ремесла первых веков н.э., найденных на территории античных государств Сев. Причерноморья.
Наряду с надписями эти памятники являются ярким свидетельством существования в это время в Сев. Причерноморье малоазийских и египетских культов.
Изображения малоазийских божеств не только свидетельствуют о малоазийских культах, но и об их популярности среди массы населения. Мы находим здесь и мраморные статуи Кибелы (Пантикапей) и рельефные плиты с изображениями Кибелы между Гермесом и Корой (Ольвия, Нимфей, Пантикапей) и стенные росписи (в склепе Сабазиастов в Пантикапее) с изображениями, относящимися к культу Сабазия, статуэтки Мена, Мифры и Аттиса из терракоты и гипса, статуэтки с подвесными ногами, связанные с оргиастическими культами, олицетворяющими умирание и возрождение природы, а также статуэтки, свидетельствующие о солярных и астральных культах.
В течение первых веков н.э. наблюдается в изображениях этих божеств нарастающий синкретизм, забвение первоначального значения, соединение аттрибутов и деталей. Наблюдается с одной стороны развитие культов небесного бога (Зевса, Зевса-Сабазия, Зевса-Долихена) солярных и астральных, а с другой сливаются культы греческой Деметры, малоазийской Кибелы, местной Великой богини.
В процессе слияния отдельных культов возник культ бога высочайшего θεός ύψιστος и объединения — синоды — для почитания этого бога.
Собранный материал, оригинальная трактовка образов, синкретизм и своеобразная варваризация ярко выделяют изображения среди материалов этого времени, происходящих с периферии античного мира.
(213/214)
Summary. ^
The book deals with the images of eastern deities in the works of art and crafts of the first centuries A.D. found on the territory of ancient states of Northern Pontic Region.
These monuments as well as the inscriptions are the striking illustration of the existence of Asia Minor and Egyptian cults in the Northern Pontic Region at that time.
The images of Asia Minor deities speak not only of Asia Minor cults but they also prove their popularity among the masses of population. We also find here marbel statues of Kibela (Pantikapeus) and relief plates with pictures of Kibela placed between Germes and Kora (Olvia, Nimphei, Pantikapeus) and mural paintings (in the burial vault of Sabazia in Pantikapeus) with images reffered to the cult of Sabazia, terracota and plaster statues of Men, Mifr aud Attis, statues with suspended legs connected with orgiastic cults which personify dying and rebirth of nature. There are also found statues indicative of solar and astral cults.
In the course of the first centuries A.D. the images of these deities acquire growing sincretizm the initial meanings an buried in oblivion and attributes are combines with details. On the one hand the development of cults of the heavenly God as well as solar and astral cults are to be observed and on the other hand we can trace the immerge of cults of Greek Demetra, Minor Asian Cibela, the local Great Goddess.
In the process of merging of different cults there appeared the cult of the almighty God θεός ύψιστος and also the ammalgamations — synods — for the worship of this God.
The obtained material of images of eastern deities, the peculiar interpretation of images sinkretism and also the unique barbarism strikingly mark out these images among the materials of this epoch which come from the periphery of the antique world.
|